После трёх месяцев разработки представлен (http://lists.freedesktop.org/archives/wayland-devel/2015-Sep... стабильный релиз протокола, механизма межпроцессного взаимодействия и библиотек Wayland 1.9 (http://wayland.freedesktop.org), а также развиваемого параллельно композитного сервера Weston 1.9 (http://lists.freedesktop.org/archives/wayland-devel/2015-Sep.... Ветка 1.9 обратно совместима на уровне API и ABI с выпусками 1.x, но дополнительно содержит порцию улучшений, расширяющих возможности композитного сервера Weston. Следующий выпуск 1.10 запланирован на середину февраля.Важным изменением является устранение путаницы (http://lists.freedesktop.org/archives/wayland-devel/2015-May... с лицензированием Wayland и Weston. Изначально в кодовую базу по недосмотру был скопирован текст лицензии X11 (HPND (https://en.wikipedia.org/wiki/Historical_Permission_Notice_a... Historical Permission Notice and Disclaimer), который является старым вариантом лицензии MIT, отличающимся от современного наличием запрета по упоминанию продукта в рекламных материалах производных работ. При этом автор Wayland полагал (http://lists.freedesktop.org/archives/wayland-devel/2015-May... что использует обычную лицензию MIT. В том числе про лицензию MIT было заявлено в документации. Лицензия HPND использовалась в старых выпусках X.org, но позднее была заменена на лицензию MIT. Проблема в том, что лицензия HPND устарела (http://opensource.org/licenses/HPND), не совместима с GPL, не совместима с современной кодовой базой X.Org и уже исключена из списка свободных лицензий OSI. В Wayland 1.9 данная проблема решена и текст лицензии обновлён до актуального варианта лицензии MIT.
Кроме смены лицензии в Wayland 1.9 представлена порция незначительных исправлений, улучшена система сборки, произведено разделение библиотеки libwayland-util на два компонента libwayland-util и libwayland-private. Небольшое число изменений связано с тем, что работа над протоколом Wayland главным образом уже завершена и стабилизирована. При этом основная разработка сосредоточена на композитном сервере Weston, в рамках которого развиваются технологии, содействующие появлению полноценной поддержки протокола Wayland в Enlightenment, GNOME, KDE и других пользовательских окружениях. Разработка Weston нацелена на предоставление высококачественной кодовой базы и рабочих примеров для использования Wayland в десктоп-окружениях и встраиваемых решениях, таких как платформы для автомобильных информационно-развлекательных систем, смартфонов, телевизоров и прочих потребительских устройств.
Основные новшества Weston 1.9:
- Реализована предварительная поддержка инфраструктуры по выносу внутренней функциональности Weston в обособленную библиотеку libweston, которую можно будет использовать для создания простых композитных серверов, достаточных для работы легковесных десктоп-окружений. Реализация библиотеки и API пока находится на уровне эксперимента и не пригодна для применения в реальных проектах;- Приведена к должному виду поддержка горячего подключения устройств ввода, которая избавлена от основных проблем, возникающих при подключении/отключении клавиатуры и мыши, что положительно сказалось на возможности динамического создания многопользовательских
окружений с несколькими клавиатурами и мышами (multi-seat);- Изменены привязки к средней и правой кнопкам мыши - средняя кнопка теперь применяется для включения функции вращения окон, а правая для инициирования изменения размера окон;
- Переработан фреймворк unit-тестирования. Новый 'zuctest' написан под впечатлением от таких фреймворков, как Google Test и Boost Test;
- В компоненте композитинга через прямое обращение к бэкенду DRM обеспечена поддержка видеокарт, поддерживающих подключение трёх мониторов, а также другого оборудования обеспечивающего работу более двух CRTC на видеокарту. Внесены разнообразные исправления к код управления видеорежимами;
- В оболочку для информационно-развлекательных систем (IVI Shell) добавлен интерфейс для получения идентификатора экрана и методы для удаления callback-вызовов для некоторых видов уведомлений;
- Удалён код клиента weston-screensaver, вместо которого рекомендуется использовать более простой интерфейс DPMS. Удаление weston-screensaver позволило избавиться от зависимости от GLU и уменьшить число компонентов, привязанных к cairo-gl;
- Добавлено новое расширение linux_dmabuf, предоставляющее средство для прямого вывода (zero-copy) видео на экран.
Статус поддержки Wayland в окружениях рабочего стола и дистрибутивах:
- В GNOME поддержка Wayland доведена (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=40669) до состояния, пригодного для ежедневного использования. В Fedora Workstation 23 поддержку Wayland планируется довести до стабильного и полнофункционального состояния, пригодного для повседневного пользования. Переход по умолчанию на окружение GNOME, работающее поверх Wayland, ожидается (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42841) в Fedora 24. В Ubuntu GNOME поставляется (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42861) опциональный сеанс рабочего стола GNOME на базе Wayland (следует установить пакет gnome-session-wayland и выбрать на экране входа "GNOME on wayland").- Разработчики KDE (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=41547) развивают kwin_wayland, вариант оконного менеджера KWin для Wayland, а также библиотеку KWayland, в которую вынесен весь код, специфичный для поддержки Wayland. Работа KDE Plasma с kwin_wayland уже пригодна для оценочного использования. Экспериментальная поддержка Wayland представлена в выпуске Plasma 5.4 (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42848). Wayland применяется по умолчанию в платформе Plasma Mobile (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42668).
Kwin_wayland не обращается для отрисовки к внешним серверам на базе протоколов X11 или Wayland (например, Weston), а выполняет все операции с графикой своими силами через прямое обращение к бэкенду DRM (Direct Rendering Manager), выступая в роли самодостаточного композитного сервера Wayland. Через DRM также осуществляется управление видеорежимами и видеопамятью. При этом для взаимодействия с оборудованием kwin_wayland обходится без привилегий root - для открытия файла-устройства DRM с привилегиями обычного пользователя применяется logind. Для компоновки целостного изображения (композитинг) поддерживается использование OpenGL и QPainter.
- Wayland задействован по умолчанию в мобильных платформах Sailfish 2 (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42944) и Tizen 3 (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42978).- В панели Cairo-Dock реализована (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=40906) возможность работы в окружении композитного сервера Weston.
- Wayland опционально поддерживается в Enlightenment E19 (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=40591).
- Работа по добавлению поддержки Wayland ведётся для рабочих столов LXQt (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=41633) и MATE (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39106).- Развиваются новые десктоп-окружения, работающее только на базе технологий Wayland: Quantum Shell (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=41108), Hawaii (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38730) и Orbital (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38934).
- Для тестирования работы GNOME, KDE и Enlightenment, Hawai и Orbital поверх Wayland выпускается (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42382) специальный Live-дистрибутив Rebecca Black Linux (http://sourceforge.net/projects/rebeccablackos/).
- Отмечается (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42841) значительный прогресс в адаптации Firefox и LibreOffice (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42647) для работы поверх Wayland без привлечения прослойки XWayland....
URL: http://lists.freedesktop.org/archives/wayland-devel/2015-Sep...
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=43004
В Скайпе уже пообещали, что программа будет одинаково хорошо работать и в иксах, и в вйленде. Лучше б пообещали чтоб нормаьно работало и с пульсой, и с альсой.
> одинаково плохо
> Лучше б пообещали чтоб нормаьно работало и с пульсой, и с альсой.Мелкомягкие ведь только-только выпилили поддержку ALSA из этого скуре.
В Скайпе пообещали? Это в том, который вчера весь день валялся, вызвав истерику у кучи народа? Да, им можно верить. =)
Вчера на HipChat перешел. Из минусов не удобно контакты добавлять и нет миниатюры поверх других окон при сворачивании.
> Вчера на HipChat перешел. Из минусов не удобно контакты добавлять и нет
> миниатюры поверх других окон при сворачивании.Впервые слышу. Всякие виберы, вотсаппы и прочие телеграмы — на слуху, а это нет. Ну, если мы про проприетарщину тут.
Главное преимущество HipChat - интеграция с BitBucket, Jira и другими облачными сервисами от Atlassian. Например, можно скопировать код таска из джиры в хипчат, после чего он автоматически распознается и покажет превью таска прямо в чате.Также можно прикреплять хистори хипчата к таскам в джире.
Это удобная тулза для команд разработчиков, особенно если часть разработчиков работает удаленно, но как полная замена скайпа, скорее всего, не подойдет.
> Это удобная тулза для команд разработчиковВот именно. Сомневаюсь, что это основная ЦА скайпа и прочих его сородичей.
Клево, что ты перешел, но вот с кем ты там будешь общаться?
Кого тут в комментах удастся сагитировать, с тем и будет.
Пусть сначала осилят 64х битную сборку
Специально для работы скайпа с алсой Ринат написал приложение "apulse", которое прекрасно и стабильно работает, за что ему огромное спасибо! :-)
Уверен, что решение от мелкомягких будет гораздо хуже и глючнее.
> В Скайпе уже пообещали, что программа будет одинаково хорошо работать и в
> иксах, и в вйленде. Лучше б пообещали чтоб нормаьно работало и
> с пульсой, и с альсой.Давеча Скайп целый день абсолютно одинаково работал на всех мыслимых платформах. Так что да, верим, они могут!
А кто знает, как в вейленде графику по ssh пробрасывать? Есть что-то а-ля ssh -X ?
А если подумать?
то ли обещали костыль приделать, то ли уже приделали
> А кто знает, как в вейленде графику по ssh пробрасывать? Есть что-то а-ля ssh -X ?Нэту! Савсэм нэту!
Ты не поверишь, но вся кутерьма с Вейландом/Миром была затеяна именно для того, чтобы _выпилить_ эту фичу.
>> А кто знает, как в вейленде графику по ssh пробрасывать? Есть что-то а-ля ssh -X ?
> Нэт!
> Ты не поверишь, но вся кутерьма с Вейландом/Миром была затеяна именно для
> того, чтобы _выпилить_ эту фичу.P.S.: Для неверующих -- цитата из ихнего FAQ-а [1]:
Q: Is Wayland network transparent / does it support remote rendering?
A: No, that is outside the scope of Wayland. To support remote rendering you need to define a rendering API, which is something I've been very careful to avoid doing.
VNC RDP, всё это можно пробросить через ssh -D
> VNC RDP, всё это можно пробросить через ssh -Dnx же. Вернее x2go, который вроде бы рабочий уже.
> nx же. Вернее x2go, который вроде бы рабочий уже.Nx отправился на покой во всех своих реализациях. Для личного использования оверхед, для терминалов глюкодром. Не поспевают они за XServer'ом а тут еще и GTK3/GNOME3 с его красивостями которые не понятно как завернуть в этот NX.
> в Enlightenment, GNOME, KDE и других пользовательских окружениях
> и других пользовательских окруженияхМогли бы и перечислить. А то как не спросишь -- только Гном и Кеды по-нормальному работают с Вяленым.
> А то как не спросишь -- только Гном
> и Кеды по-нормальному работают с Вяленым.А KDE уже нормально? Вроде оно там в тестовом режиме только пока, сам не смотрел.
> А KDE уже нормально?KDE уже давно нормально, не идеально но терпимо.
А вот Plasma, её лучше и не смотреть.
> Добавлено новое расширение linux_dmabuf, предоставляющее средство для прямого вывода (zero-copy) видео на экран.почему на последнем месте ? по-моему это самое главное изменение
> Композитный сервер Weston может работать не только с использованием DRM-модуля ядра Linux, но и поверх X11 или поверх другого композитного сервера Wayland. Кроме того, развиваются проекты по обеспечению работы поверх графического стека платформы Android.
он может работать поверх чего угодно
~/tmp/weston-1.9.0$ ./configure --help | grep compositor
--enable-x11-compositor
--enable-drm-compositor
--enable-wayland-compositor
--enable-headless-compositor
--disable-rpi-compositor
--enable-fbdev-compositor
--enable-rdp-compositor
Если бы добавили поддержку Wayland в GTK2, цены бы им не было.
Тебе не кажется, что поддержку чего-либо в GTK должны реализовывать разрабы GTK?
Разрабы GTK забили на версию 2. Как и разрабы Qt забили на Qt<5
> Разрабы GTK забили на версию 2. Как и разрабы Qt забили на
> Qt<5От этого не становится понятнее, почему разработчики Вяленого должны что-то реализовывать в GTK — чужом проекте. Который они мало того, что не знают, так который ещё и собственные разработчики перестали поддерживать. )
> Разрабы GTK забили на версию 2. Как и разрабы Qt забили на Qt<5Логично. А еще они забили на GTK 1 и Qt 3. И остальные на них забили. Потому что тех кому это нужно, настолько что они впряглись бы это поддерживать - не нашлось.
Зачем?
У меня лично больше gtk2 приложений, чем gtk3.
Будут работать через эмуляцию иксов, в чём проблема?
Самый нижний слой отрисовки (cairo) един для gtk2 и gtk3. Остается только бэкпортировать изменения в gdk, а их ИМХО не должно быть слишком много.
Остаётся найти того хорошего человека, который возьмётся всё это реализовывать :-(
Для начала хотелось бы увидеть wayland, работающий не хуже Xorg, как по количеству проблем, так и по потреблению ресурсов. А потом (если к тому времени останется такая необходимость) можно думать о бэкпортирование из gtk3.
Кстати в плане потребления ресурсов вяленд гораздо более умеренный. По крайней мере оперативки жрёт на 20-30% меньше чем иксы (говорю про гном). И никаких лишних процессов не запущено, т.к. это всего лишь протокол, по сути обычные либы со своим апи.
> Кстати в плане потребления ресурсов вяленд гораздо более умеренный. По крайней мере
> оперативки жрёт на 20-30% меньше чем иксы (говорю про гном).Это хорошо, но не факт что так будет, когда wayland достигнет той же зрелости, что сейчас Xorg.
Wayland делает OpenGL обязательным, а его реализация съедает в 2-3 раза больше, чем Xorg.
> И никаких лишних процессов не запущено, т.к. это всего лишь протокол, по
> сути обычные либы со своим апи.Должен быть как минимум процесс композитного сервера. У Xorg тоже один процесс.
> Wayland делает OpenGL обязательным, а его реализация съедает в 2-3 раза больше, чем Xorg.Может я вас удивлю, но Xorg уже сто лет использует GLX - прослойку для взаимодействия с OpenGL. А вы думали композитинг как работает в современных DE?
Wayland использует вместо GLX другую прослойку - EGL. Разница только в этом.> Должен быть как минимум процесс композитного сервера. У Xorg тоже один процесс.
Один процесс Xorg на каждый сеанс плюс процессы самого DE (gnome-shell, kwin и т.п.).
При использовании Wayland никакого отдельного процесса для него нет, т.к. это либы. Есть только процесс(ы) композитного сервера и DE (могут быть разные, а может быть и один), которые съедают меньше ресурсов в том числе и за счёт меньшего количества буферизаций, использования zero-copy ну и так далее.
Вообще всё это больше актуально для мобильных девайсов, на десктопах не так сильно ощущается.Ну а насчёт стабильности тут всё зависит от разрабов приложений. Сам протокол уже давно готов.
>> Wayland делает OpenGL обязательным, а его реализация съедает в 2-3 раза больше, чем Xorg.
> Может я вас удивлю, но Xorg уже сто лет использует GLX -GLX - необязательная часть Xorg и используется только при запуске OpenGL приложений.
> Один процесс Xorg на каждый сеанс плюс процессы самого DE (gnome-shell, kwin
> и т.п.).
> При использовании Wayland никакого отдельного процесса для него нет, т.к. это либы.
> Есть только процесс(ы) композитного сервера и DE (могут быть разные, а
> может быть и один), которые съедают меньше ресурсов в том числе
> и за счёт меньшего количества буферизаций, использования zero-copy ну и так
> далее.Наличие/отсутствие одного процесса мало значит, важно как это все действительно будет реализованно. Тут многие говорят, что иксы много жрут, а по факту могу показать любомцу желающему ноутбук с Xorg, потребляющий около 20mb. Вот с wayland уже подобный номер не пройдет - так как подгрузитя OpenGL(mesa+llvm). Будет ли реальный выигрыш при большом колличестве запущенных приложений пока тоже не ясно. Да и сама реализация 2d через OpenGL существено медленее, чем интеловский sna.
> GLX - необязательная часть Xorg и используется только при запуске OpenGL приложений.А на новых радеонах - хоть какое-то ускорение будет только через Glamor.
Знаете, если вы хотите рулить невъ...м эйрбасом (а современная видеокарта - целый большой и сложный комплекс с несколькими сервисными сопроцессорами, массивом числодробилок и прочая) - плюс-минус пяток бортовых компьютеров для обслуживания разных подсистем поставить вообще не вопрос.
>> GLX - необязательная часть Xorg и используется только при запуске OpenGL приложений.
> А на новых радеонах - хоть какое-то ускорение будет только через Glamor.Вот и возникает вопрос, а хорошо ли это? Особенно когда средний радеон (glamor) проигрывает встроенному древнему интелу (sna), как по потреблению памяти так и по скорости.
> Вот и возникает вопрос, а хорошо ли это? Особенно когда средний радеон
> (glamor) проигрывает встроенному древнему интелу (sna), как по потреблению
> памяти так и по скорости.Если честно - мне довольно сложно их равноценно сравнить, т.к. интель у меня на ноуте, довольно среднем по ресурсам и с мелким экраном. И к тому же - интель довольно плохо поддерживает старое железо. У меня например этот чип только сцаный GL 2.1 тянет. Хотя в винде наверное и 4.х умеет, ну или уж 3.3 - стопроцентно. И покупать новый ноут за килобакс мне что-то не хочется, т.к. в целом меня и этот устраивает, как именно ноут. А иного способа сменить GPU там нет.
А радеон у меня в нескольких могучих агрегатах, которые числодробилки, тестовые машины и просто основной десктоп. И вот что-что а на саму по себе скорость отрисовки 2D там довольно трудно пожаловаться. Например плавный скролл в браузере на ноуте с мелким экраном как-то дерганее чем на десктопе с его невъ.... 2560х1440. Есть какие-нибудь простые бенчи 2D?
...и вот еще что: вы знаете, по OpenGL десктопник с R9 270 очень сильно втыкает ноуту, мягко говоря. А GL - полезен нынче не только для игр. Ну вот например в свежем KiCad его интерактивный роутер - работает через OpenGL. Я так понимаю что они не без причин решели что плата - это не 2D а как минимум 2.5D, из-за множества слоев. А превьюха с компонентами - так и просто откровенное 3D. Поэтому сказ про экономию ресурсов - ну, круто. Только в KiCad половина самых вкусных плюшек без GL не заработает. Ну его нафиг на себе экономить.
> А радеон у меня в нескольких могучих агрегатах, которые числодробилки, тестовые машины
> и просто основной десктоп. И вот что-что а на саму по
> себе скорость отрисовки 2D там довольно трудно пожаловаться. Например плавный скролл
> в браузере на ноуте с мелким экраном как-то дерганее чем на
> десктопе с его невъ.... 2560х1440.Если появляются визуальные тормоза, то значит cpu не справился. Но это уже совсем плохая ситуация (типа как в моем багрепорте), так как нормально любая перерисовка не должна съедать больше нескольких процентов cpu.
> Есть какие-нибудь простые бенчи 2D?
Можете глянуть что phoronix использует: http://www.phoronix.com/scan.php?page=article&item=intel_2dx...
> ...и вот еще что: вы знаете, по OpenGL десктопник с R9 270
> очень сильно втыкает ноуту, мягко говоря. А GL - полезен нынче
> не только для игр. Ну вот например в свежем KiCad его
> интерактивный роутер - работает через OpenGL. Я так понимаю что они
> не без причин решели что плата - это не 2D а
> как минимум 2.5D, из-за множества слоев. А превьюха с компонентами -
> так и просто откровенное 3D.Если для задачи нужно 3d, то естественно нужно использовать OpenGL. Я сам пишу GUI на OpenGL, так как мне нужно 3d и кросплатформенность. Но вот для сугубо 2d задачи не все так просто.
> не ясно. Да и сама реализация 2d через OpenGL существено медленее,
> чем интеловский sna.А вы сравнивали? 2D у радеонов нынче стал относительно приличный, насколько это вообще в иксах возможно.
Ну и кроме всего прочего - интель как числодробилка вообще в пролете. Хоть какая-то поддержка OpenCL есть лишь в паре самых новых семейств чипов. А радеоны ... ну ... мой R9 270 обставляет мой 8-ядерник этак в 40 раз. И бандвиз памяти у него куда как более другой: ~17Гбайт/сек системный двухканальный DDR3 vs 180Гбайт/сек у GDDR5 на 256-битной шине. В 10 раз больше бандвиза. Увидеть его конечно можно не на всех нагрузках, а LLVM пока не особо оптимизирован, но все-таки...
>> не ясно. Да и сама реализация 2d через OpenGL существено медленее,
>> чем интеловский sna.
> А вы сравнивали? 2D у радеонов нынче стал относительно приличный, насколько это
> вообще в иксах возможно.https://bugs.freedesktop.org/show_bug.cgi?id=55296
Нынче модно ругать иксы, особенно с прогрессом wayland/mir, и вероятно я бы и сам их ругал, если бы не был обладателем ноутбука с интелом восьмилетней давности. Попался мне в руки ноут на прошлогоднем младшем amd, так я чуть конца теста дождался - результаты ниже плинтуса, а eax там уже нет :(
Я уважаю amd и большая часть железа у меня от этой компании, но нужно признать - что есть у них слабые места и одно из них - 2d.
> https://bugs.freedesktop.org/show_bug.cgi?id=55296...
У вас там проц подозрительно низкочастотный, прямо как мой первый компьютер :). А есть какой-нибудь не очень синтетичный бенч 2D? Без всей этой хрени с GTK-виджетами? Для 3D я знаю например GLMark2 (забавная штука кстати - есть "безыксовый" вариант на чистом DRI, не требующий xorg).> Нынче модно ругать иксы, особенно с прогрессом wayland/mir, и вероятно я бы
> и сам их ругал, если бы не был обладателем ноутбука с интелом восьмилетней давности.Ну вот у меня есть ноут ~пятилетней давности. И сильнее всего мне там имхо не нравится... никакой OpenGL. Потому что лишь GL 2.1 и медленно.
> но нужно признать - что есть у них слабые места и одно из них - 2d.
У всех есть сильные и слабые места. И с практической точки зрения, скорость отрисовки GTK виджетов ... ну я не знаю где это bottleneck. А большинство программ, желавших активно выводить графику - давно сделали выводы о том что такое иксы. И поэтому выплевывают через GL. А вот там у амд более-менее нормальненько :).
А в иксах мне больше всего не нравится вот что:
1) Постоянно в top по CPU. На ноуте это сажает батарейку. На слабых компах - видео в браузере играет медленнее чем могло бы. На сильных - проц нагревается лишний раз, вентили разгоняются. Я решительно не понимаю почему какой-нибудь сцаный сплев 2D битмапа должен так адово греть проц. Это булшит. Насколько я знаю - там даже кэшиорвания содержимого окон нет. И если памяти нынче обычно хватает, то вот когда все проги перерендеривают все и вся по малейшему поводу, как то перекрытие окон и прочая - проц лишний раз напрягается. А это время работы от батарейки на батарейных девайсах, etc.2) В них много навороченных функций. Бывает так что "не угадали" и энная операция дергаемая энной прогой упирается в ядро CPU, процессом иксов. И все бы ничего, только при этом графика в системе становится колом. Тyпо system-wide. Как в 95-й винде какой-то. По моему нескромному мнению, такому поведению не место в XXI веке.
3) Там жуткий миндфак с правами, секурити и вообще. Просто запустить иксы не под рутом - отдельная сага. К этому долго шли и по сей день это сложно назвать EPIC WIN-ом. На самом деле - это частично и к GL/MESA относится. Есть немало способов которые кроме всего прочего позволяют при абузивном использовании например шариться по памяти которая вам вообще-то не принадлежит. Потенциально что-то у кого-то "позаимствовав".
Грубо говоря, иксы - карточный домик, с кучей проблем. и очень напоминает по свойствам Win95.
> У вас там проц подозрительно низкочастотный, прямо как мой первый компьютер :).Точно, z80 :)
> А есть какой-нибудь не очень синтетичный бенч 2D? Без всей этой
> хрени с GTK-виджетами? Для 3D я знаю например GLMark2 (забавная штука
> кстати - есть "безыксовый" вариант на чистом DRI, не требующий xorg).Чем gtk тест не угодил? ИМХО самый реальный тест - проверяется сколько времени уходит на отрисовку типовых виджетов + примитивы. Еще бы аналогичный тест для gtk3/qt3/qt5 для полноты картины ...
Что же касается моего теста, то это лишь минимальный test case конкретной проблемы, но написал его я отнюдь не от не из любопытства, а так как достали тормоза в ежедневной работе - mc в простейшем терменале тормозит больше, чем на первом пне.
>> Нынче модно ругать иксы, особенно с прогрессом wayland/mir, и вероятно я бы
>> и сам их ругал, если бы не был обладателем ноутбука с интелом восьмилетней давности.
> Ну вот у меня есть ноут ~пятилетней давности. И сильнее всего мне
> там имхо не нравится... никакой OpenGL. Потому что лишь GL 2.1
> и медленно.Для многих задач GL 2.1 хватает, я так вообще в блендере умудряюсь на нем работать.
>> но нужно признать - что есть у них слабые места и одно из них - 2d.
> У всех есть сильные и слабые места. И с практической точки зрения,
> скорость отрисовки GTK виджетов ... ну я не знаю где это
> bottleneck.С практической точки зрения:
1. если при отключенной системе акселерации отрисовка выполняется быстрее - то это уже не акселерация, а ручной тормоз.
2. чем быстрее мы сделали перерисовку, тем меньше мы потратили cpu.> А большинство программ, желавших активно выводить графику - давно сделали
> выводы о том что такое иксы. И поэтому выплевывают через GL.Но далеко не факт, что она у них выводится быстрее. На примере glamor видно, что не все так просто. Не доверяете моим замерам - проверьте сами или посмотрите на phoronix'е.
> А вот там у амд более-менее нормальненько :).
3d - да.
> А в иксах мне больше всего не нравится вот что:
> 1) Постоянно в top по CPU. На ноуте это сажает батарейку. На
> слабых компах - видео в браузере играет медленнее чем могло бы.
> На сильных - проц нагревается лишний раз, вентили разгоняются.Это проблема драйвера, выкинув Xorg будут примерно тоже самое, что сейчас с glamor.
> Я решительно
> не понимаю почему какой-нибудь сцаный сплев 2D битмапа должен так адово
> греть проц. Это булшит.Я точно того же мнения, но проблему вижу не в Xorg, а в драйверах.
> Насколько я знаю - там даже кэшиорвания
> содержимого окон нет. И если памяти нынче обычно хватает, то вот
> когда все проги перерендеривают все и вся по малейшему поводу, как
> то перекрытие окон и прочая - проц лишний раз напрягается. А
> это время работы от батарейки на батарейных девайсах, etc.Точно не уверен - нужно глубже вникать в xdamage/xrender. Но для большинства случаев, перекрытие окон происходит редко, относительно количества изменений в самом окне.
AFAIK OpenGL ориентирован на обновление всего окна, а Xorg - на обновление только изменившейся зоны.
> 2) В них много навороченных функций. Бывает так что "не угадали" и
> энная операция дергаемая энной прогой упирается в ядро CPU, процессом иксов.
> И все бы ничего, только при этом графика в системе становится
> колом. Тyпо system-wide. Как в 95-й винде какой-то. По моему нескромному
> мнению, такому поведению не место в XXI веке.Согласен, но ИМХО на такое способен только драйвер. Сам такое видел только при полной нагрузке OpenCL. Но проц при этом был практически свободен.
> 3) Там жуткий миндфак с правами, секурити и вообще. Просто запустить иксы
> не под рутом - отдельная сага. К этому долго шли и
> по сей день это сложно назвать EPIC WIN-ом. На самом деле
> - это частично и к GL/MESA относится. Есть немало способов которые
> кроме всего прочего позволяют при абузивном использовании например шариться по памяти
> которая вам вообще-то не принадлежит. Потенциально что-то у кого-то "позаимствовав".Конкретно этот аспект проблемы меня лично мало тревожит - люблю я под рутом работать :)
> Грубо говоря, иксы - карточный домик, с кучей проблем. и очень напоминает
> по свойствам Win95.Все же вы перегибаете - проблемы есть, но все решаемо. ИМХО самая большая проблема - отсутствие полноценного официального набора тестов 2d графики, который бы проверяли все (как пользователи, так и разработчики) на всем доступном железе и постоянно расширяли при выявлении новых проблемных ситуаций.
> 1) Постоянно в top по CPU. На ноуте это сажает батарейку.Тут еще нужно отметить, что при переносе с cpu на gpu, нужно проводить тесты на общее потребление электричества системой, а то может получится, что проц разгрузили на 10%, а gpu нагрузили на 100% и батарейка садится в несколько раз быстрее.
> Попался мне в руки ноут на прошлогоднем младшем
> amd, так я чуть конца теста дождался - результаты ниже плинтуса,
> а eax там уже нет :(firmware подгрузи.
> firmware подгрузи.Там mint/xfce стоит, на нем нужны какие-то манипуляции для нормальной работы радеонов?
> Остаётся найти того хорошего человека, который возьмётся всё это реализовывать :-(Это маловероятно. Умный человек сначала задаст главный вопрос древнекитайской философии (анахуа?). Ну, а дурак реализует всё криво.
gtk2 не нужен, gtk3 вполне себе юзабельный, больше няшных виджетов только нужно.
> gtk2 не нужен, gtk3 вполне себе юзабельный, больше няшных виджетов только нужно."смотря и сравнивая скиншоты гтк, писал маковод из под осх"
вы экстрасенс?
> вы экстрасенс?Откройте уж для себя /dev/crystalball, /usr/lib/libastral.so.42.1.33.7 и "macovoddetector".
Или у вас в яблоке, как всегда, какая-то древнючая версия (вон, bash версии 3.2, года эдак 2006 считается вполне нормальным) и подключение просто не работает? Или вообще, "забыли" добавить в систему и нужно докупать в магазине приложений? :)
у нас zsh 5.1.1
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но GDK - это и есть причина, по которой появился GTK3.
GDK из GTK2 гвоздями прибит к Xorg. В него нельзя просто так взять и добавить поддержку wayland. В попытках сделать это у вас родится GTK3.
gdk2 поддерживает x11/w32/quartz/directfb
gdk3 поддерживает x11/w32/quartz/wayland/broadwayНасколько я знаю, основное различие в том, что для gdk2 нельзя изменить backend (x11/directfb) без пересборки, а для gdk3 - можно.
Ну, раз MIT, то уж теперь то взлетит!
> Ну, раз MIT, то уж теперь то взлетит!Так он всегда и был MIT. Только с копипастой лицензии из иксов лажа вышла.
>> Поддержку запуска X11-приложений планируется встроить непосредственно в композитный сервер Weston, который при попытке выполнения X11-приложения будет инициировать запуск X-сервера и связанных с ним компонентов XWayland.планируется? Уже столет как работает, ^C^V хоть бы правили чуток.
Меня все мучает вопрос, а можно уже наконец-то просто писать на экран используя современные инструменты, а не изголятся с какими-то подозрителшьными vesafb и X11. Скажем хочу сделать информационную панел, а получается, что для этого либо нужно длбатся с X11 либо гемороится с Directfb, а если она должна быть интерактивная, то сразу точно нужно X11? Вообщем вопросов больше чем ответов. А так же можно ли думать, что произойдет всплеск ИНФОМАТОВ после вызода Weston?
Для подобных целей достаточно библиотеки типа sdl. Насколько я знаю, в RetroPie так работает EmulationStation.