Комитет по разработке технологий Khronos, связанный с открытым графическим стандартом OpenGL, объявил (http://www.khronos.org/news/press/releases/khronos-releases-...) о выходе финальной версии спецификации WebGL 1.0 (http://www.khronos.org/webgl/), которая определяет способ формирования аппаратно ускоренного 3D-контента при помощи HTML5-конструкций "Canvas" и JavaScript-интерфейса к OpenGL API. WebGL дает возможность web-разработчикам получить из JavaScript кода прямой доступ к функциям OpenGL и обеспечить включение на HTML-страницы 3D-контента. Ожидается, что внедрение WebGL приведет к появлению не только качественно новых web-игр, но и будет способствовать разработке инновационных пользовательских интерфейсов, образовательных и обучающих приложений.
Для работы данной технологии не требуется установка никаких плагинов и расширений. Стандарт WebGL основан на OpenGL ES, упрощённой версии графического интерфейса OpenGL, разработанной специально для встр...URL: http://www.khronos.org/news/press/releases/khronos-releases-...
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=29792
WebGL второе дыхание OpenGL? А в этом плане как себя поведет directX. Сам когда - то писал с помощью OpenGL`а, хорошая новость.
> А в этом плане как себя поведет directXOpera доделает бэкэнд для Vega - посмотрим
В этом как раз и проблема, что Microsoft врядли реализует, потому что у них есть DirectX. Повидимому будут поддерживать все браузеры кроме одного :(
им гугль очередной активхы-плагин сделает.
так что зачем суетиться? да ещё деньги разрабам платить.
я вообще думаю что им уже суетиться вообще не стоит.
> как себя поведет directXДа никак не поведёт. Ни один нормальный браузер не будет поддерживать технологию, завязанную на DirectX.
> Ни один нормальный браузер не будет поддерживать технологию, завязанную на DirectX.Опаньки (с)
"Direct2D (D2D) is a Cairo backend that GPU accelerates everything displayed by Firefox"
> Опаньки (с)
> "Direct2D (D2D) is a Cairo backend that GPU accelerates everything displayed by
> Firefox"Во-первых Cairo не завязан на Direct2D. Во-вторых, у вас старая информация про аппаратное ускорение в Firefox. Сборка Firefox с Cairo с бэкендом Direct2D сейчас невозможна. Аппаратное ускорение (d2d, dx9, dx10 или opengl) работает на самостоятельном слое firefox.
И что? Оно вывешивает веб-контенту апи для дергания прямого х? У прямого х есть одна проблемка: он только под одну операционку. А веб - он как бы для всех. Активный х уже закопали вон например, и это был шаг в правильную сторону :)
> WebGL второе дыхание OpenGL?Какое ещё второе дыхание? OpenGL - стандарт, ничего кроме OpenGL там и быть не могло.
> А в этом плане как себя поведет directX.
Вы серьёзно ставить directx в один рад с OpenGL? directx - нестабильное апи для разработки игрушек, он никак не может себя "повести".
А как же Internet Explorer? Где поддержка? У него пока еще как бы >60% рынка браузеров, скидывать со счетов эээ не очень разумно..Или для него решено разработать свой, ни с чем не совместимый WebDirectX?
> У него пока еще как бы >60% рынка браузеровНу вообще-то уже нет.
Ну хорошо, 56.77% и стремительно растет (быстрее, чем суммарный рост firefox+chrome+safari+opera). Скоро будет и 60%, невелика разница..
( http://www.fcenter.ru/online.shtml?softnews/2011/03/03#mater... )Хотя это все мелочи. Дело не в +- паре процентов, а в сильно доминирующей доле, поэтому считаться придется именно с этим браузером при вопросе развертывания технологии, которая там не поддерживается вообще и не будет поддерживаться и в будущей 9-ой версии. Как бы в вебе, который должен быть максимально совместимым и независим от операционной системы и браузера, использование технологии, которая не может быть использована 60% пользователей обречено на провал. Ну не то чтобы провал, а так.. любой разработчик вместо webgl возьмет флеш, который как там по статистике адоба? У 98% или что-то в этом роде работает?..
Ставится за 2 мин и пользуется, зачастую быстрее чем комп включить. Не надо пользователей совсем за баранов то держать, подавляющее большинство знает про альтернативы и в состоянии их себе обеспечить. Усилиями IE проблема конечно есть, но она далеко не так критична как вы пытаетесь выставить. Большинство браузеров будет поддерживать единый стандарт и не будет поддерживать решение IE, позиция IE проигрышная, либо таки добавят поддержку сами, либо это сделают сторонние разработчики. IE конечно учитывается, но определяющей роли уже не играет, времена не те, если будет переть против всех таки издохнет.
Что ставится за 2 минуты? Это шутка такая? Плагинов, реализуемых отображение webgl в IE нет. Трансляторов на ходу в Silverlight, JavaFX, Flash - остальное, что поддерживается IE и умеет рендерить 3D - тоже нет. Нет, ну то есть есть конечно google chrome с его chrome frame, но это довольно извращенное решение, и это уже будет не IE.Есть рабочие места, где к примеру не разрешено ставить свой софт (вполне нормальная политика для многих категорий пользователей, неоднократно это видел в действии). Правда, обычно там был браузер, отличный от IE, но все же. Кое-где требуется именно IE.
Кроме того, рядовой пользователь не будет менять браузер только ради просмотра чего-либо - поставить плагин это одно, но менять БРАУЗЕР? С закладками, паролями, и тд? (я знаю, что есть миграция настроек, мне это объяснять не нужно, а вот каждому пользователю вы объяснять вряд ли будете..).
IE может не поддерживать технологию из коробки, как он не поддерживает Flash, Java и тд, но система плагинов позволяет пользователям не задумываться над этим и смотреть сайты, в результате у всех все работает и технологии живут. А WebGL? Имхо пока не будет хоть какого-нибудь решения для рендерига сайтов, его использующих в IE - отличного от установки второго браузера или chrome frame, разумеется - технология просто не будет развиваться. Как SVG, несколько лет не выходивший за рамки десятка демо-страничек.
А пользователей за баранов держать, конечно, не надо. Они не полезут менять _удобный для них_ браузер, к которому они привыкли, только потому, что вы что-то там используете - они просто не будут ходить на ваш сайт. И пока не будет создано решения, позволяющее им смотреть ваш сайт, не меняя браузер, скорее всего ваш сайт и не начнет использовать такие несовместимые технологии. Сейчас для 60% пользователей такого решения нет, факт.
Ну вот так и пишите, что "на день выхода стандарта 60% пользователей не могут его использовать без дополнительных телодвижений", а не "использование технологии, которая не может быть использована 60% пользователей обречено на провал" Мозг не делайте.
Эти телодвижения пока вообще не существуют. В чем и проблема..Хотя кто знает, может и плагин не поможет, и до нативной поддержки в IE развития технологии не будет. Adobe SVG Plugin существовал, и что.. SVG это совсем не помогло. После выхода IE9, думаю, наконец-то начнут использовать - а пока куда не ткни, даже простенькие графики динамически на, тьфу, флеше рисуют, если html не хватает - вместо SVG. А сколько лет уже SVG поддерживается "везде, кроме IE"?..
Вы понимаете, я совсем не ратую за IE, просто смотря на излишний оптимизм, хочется напомнить о том, как это происходило (и происходит) в реальности, внедрение таких технологий. Чем меньше людей будет трезво глядеть на вещи, тем дольше ждать реального использования WebGL, потому что будут возникать глупые проблемы при попытках внедрения.
Можно вспомнить VML, который поддерживается с IE5.0, а это ’99-й год, долю IE тогда, думаю, все помнят. Почему-то его никто массово так и не юзает, а на Canvas и SVG смотрят как на панацею.VRML - '94-й год, плагины были под IE4, а это '97-й год. Java3D - '96-й год, даже с акселерацией. Тогда это никому не нужно, и сейчас WebGL аналогично.
В общем думаю что все эти современные тренды благополучно сдохнут, а лет через 10-15 снова возродятся, всё ведь развивается по спирали ;)
Ну, да. VRML был 1) непонятно зачем нужен (3D миры, помню пытались создавать.. ахаха... без аппаратной акселерации и с тогдашними каналами..) 2) плохо интегрирован собственно в html (слишком внешняя приблуда через плагин).
> Как SVG, несколько лет не выходивший за рамки десятка демо-страничек.Потому что был не нужен. Да и сейчас по большому счету не нужен.
IE очень давно поддерживает векторную графику изкоробки
> Что ставится за 2 минуты?Флеш конечно, тем более что у большинства он и так установлен. Да и 11-я версия не за горами, а там Molehill будет. Так что через годик подавляющее кол-во 3D в вебе будет таки на флеше который есть у всех, а не на webgl.
> Ну хорошо, 56.77%Это в США, в Европе ~36%, в России ~30% http://trends.openstat.ru/global-statistic-browsers/ , http://gs.statcounter.com/ (показывает 48% для северной америки)
> и стремительно растет
И медленно но уверенно падает. Цифры что-ли не смотрел ?
> использование технологии, которая не может быть использована 60% пользователей обречено на провал.
Для популярных игрушек (если их напишут) на провал обречен IE на компьютерах всех кто будет в них играть.
> Для популярных игрушек (если их напишут) на провал обречен IE на компьютерах
> всех кто будет в них играть.Вот я одного понять не могу. Ведь был vrml и java3d (с аппаратным ускорением), и плагины в те времена для ie легко ставились почти на автомате, флей ведь так и получил свои 98%. Особых проблем заиспользовать эти технологии тоже не было. Дык что не так то в датском королевстве? Почему только сейчас все вдруг проснулись и осознали что это есть супер, но тут же начали плакаться что доля у IE, который ничего не умеет, слишком большая, хотя те же 5-7 лет назад, когда железо было уже ого-го и доля у IE была 90%+ никто о 3D даже не вспоминал, хотя возможности были.
это очевидно.
сейчас есть и необходимые тарифы на довольно быстрый трафик, сейчас появляется целый класс устройств (смартфоны) у которых это будет востребовано, js это нифига не жаба по трудозатратам, тем более эже есть куча js-библ и тд, и тп
>но тут же начали плакаться что доля у IE, который ничего не умеет, слишком большая,плакаться?!!! :D
да нах он кому нужен? он уже давно в своём сервелате утонул, который тоже нах никому не нужен.
> когда железо было уже ого-го и доля у IE была 90%+ никто о 3D даже не вспоминал, хотя возможности былитогда за гиф в 100кб удавить разраба сайта хотелось!
> это очевидно.
> сейчас есть и необходимые тарифы на довольно быстрый трафик, сейчас появляется целый
> билятЪЪЪ!!! тогда за гиф в 100кб удавить разраба сайта хотелось!Да? 7 лет назад у меня уже было 2mbit, правда не анлим. 5 лет назад был анлим на 512K. Это всё за ~30-40$. Что было в этом время во всём цивилизованом мире - думаю понятно. Так что лучше вылезайте из своего мухосранска.
> класс устройств (смартфоны) у которых это будет востребовано, js это нифига
> не жаба по трудозатратам, тем более эже есть куча js-библ и
> тд, и тпА какие трудозатраты с жабой?
>Да? 7 лет назад у меня уже было 2mbit, правда не анлим. 5 лет назад был анлим на 512K.судя по вот этому:
>Можно вспомнить VML, который поддерживается с IE5.0, а это ’99-й год, долю IE тогда, думаю, все помнят. Почему-то его никто массово так и не юзает, а на Canvas и SVG смотрят как на панацею.
>VRML - '94-й год, плагины были под IE4, а это '97-й год. Java3D - '96-й год, даже с акселерацией. Тогда это никому не нужно, и сейчас WebGL аналогичноу вас бааальшие проблемы с арифметикой.
если чё, то как раз ~7 лет назад и засветился аякс - время пришло.
>А какие трудозатраты с жабой?большие. много больше js+webgl.
>>Да? 7 лет назад у меня уже было 2mbit, правда не анлим. 5 лет назад был анлим на 512K.
> судя по вот этому:
>>Можно вспомнить VML, который поддерживается с IE5.0, а это ’99-й год, долю IE тогда, думаю, все помнят. Почему-то его никто массово так и не юзает, а на Canvas и SVG смотрят как на панацею.
>>VRML - '94-й год, плагины были под IE4, а это '97-й год. Java3D - '96-й год, даже с акселерацией. Тогда это никому не нужно, и сейчас WebGL аналогично
> у вас бааальшие проблемы с арифметикой.В каком плане? 7 лет назад можно было без проблем пользовать эти технологии и не беспокоиться о браузере - с очень большой долей вероятности это был ie
> если чё, то как раз ~7 лет назад и засветился аякс - время пришло.
Эм... 7 лет назад кто-то придумал эту дурацкую абревиатуру. ActiveX объект Microsoft.XMLHTTP появился кажется в IE5, а это 99-й год, 12 лет назад. Кто хотел, тот его пользовал без особых проблем, в 2003-м у меня с этим проблем не было.
>>А какие трудозатраты с жабой?
> большие. много больше js+webgl.Уверен? Там жеж тот же opengl торчал.
>В каком плане? 7 лет назад можно было без проблем пользовать эти технологии и не беспокоиться о браузере - с очень большой долей вероятности это был ieдаже 7 лет назад на этих технологиях нельзя было быстренько собрать quake3.
ряд игрушек делался на java, но результат не впечатлил. основной удел - казуалки.
>Эм... 7 лет назад кто-то придумал эту дурацкую абревиатуру. ActiveX объект Microsoft.XMLHTTP появился кажется в IE5, а это 99-й год, 12 лет назад. Кто хотел, тот его пользовал без особых проблем, в 2003-м у меня с этим проблем не былоу меня тоже, дальше что? пока не появились толстые каналы, включая мобильные, был не применим чуть боле чем полностью.
>Уверен? Там жеж тот же opengl торчал.вот именно, торчал вы уверены, что пробовали написать апплет с 3д и чтобы работал на всех платформах? я пробовал, жесть. не напомнить когда Java OpenGL (JOGL) появился?
Java 3D - это да, торчало. не предлагать.
зыж
рекомендую всё же зайти на http://www.khronos.org/webgl/wiki/Demo_Repository
и посмотреть демки. (на моём хромиум 10.0.648.127 идёт отлично)
а также обратить внимание на код и его объём.
и никаких тебе левых и тормозящих плагинов, подписанных аплетов, дополнительных jar'ов,...
удобно, дёшево, сердито.
>>В каком плане? 7 лет назад можно было без проблем пользовать эти технологии и не беспокоиться о браузере - с очень большой долей вероятности это был ie
> даже 7 лет назад на этих технологиях нельзя было быстренько собрать quake3.Даже сейчас на существующих технология быстренько собрать quake3 не получится. Проблемы старые: низкая пропускная способность каналов, Quake Live кажется 100MB прокачивает перед первым запуском, в браузере эти 100MB распухнут что мама не горюй, плюс ограничения на ipc в хроме из-за кривой архитектуры, плюс низкая производительность (https://cvs.khronos.org/svn/repos/registry/trunk/public/webg... у меня 13fps в хроме, а там всего 2.5млн вершин).
> ряд игрушек делался на java, но результат не впечатлил. основной удел -
> казуалки.Сейчас казулки делают на флеше. В ближайшее время удел webgl - гики который не терпится, эти могут всё что угодно делать. А года через 4-5 думаю и казуалки подтянутся, заодно доля браузеров с webgl выростет до приемлимой, производительность подтянут, каналы шире станут, etc.
>>Эм... 7 лет назад кто-то придумал эту дурацкую абревиатуру. ActiveX объект Microsoft.XMLHTTP появился кажется в IE5, а это 99-й год, 12 лет назад. Кто хотел, тот его пользовал без особых проблем, в 2003-м у меня с этим проблем не было
> у меня тоже, дальше что? пока не появились толстые каналы, включая мобильные,
> был не применим чуть боле чем полностью.плохому танцору сами знаете что мешает
>>Уверен? Там жеж тот же opengl торчал.
> вот именно, торчал вы уверены, что пробовали написать апплет с 3д и
> чтобы работал на всех платформах?Какие другие платформы? 2004-й год, винда и ie у всех, нетскейп валяется в руинах, мозила к концу года только из пелёнок с первым ff выбралась. Тогда альтернативных пользователей можно было не учитывать, жалкие единицы процентов никого не интересовали, вот время хорошее было: одна платформа, один браузер, не то что сейчас...
> вот время хорошее было: одна платформа, один браузер, не то что сейчас...Неудобная платформа, неудобный браузер с минимумом фич, плохое было время.
>> вот время хорошее было: одна платформа, один браузер, не то что сейчас...
> Неудобная платформа, неудобный браузер с минимумом фич, плохое было время.IE6 для своего времени был достаточно фичастым и стабильным браузером. Шкаф 4.7 уже морально устарел, мозила текла и тормозила, опера со своим букетом глюков. В то время ориентироваться можно было на два-три браузера: ie6, ie5.5 и ie5, и все они примерно одинаково работали в quirks mode. Баги были, но были и достаточно неплохие workaround-ы которые их нивелировали. В общем ничего страшного. Сейчас же разнообразие браузеров у ползователей и каждый со своим персональным набором глюков - мрак и ужас.
> сейчас появляется целый класс устройств (смартфоны)С разморозкой!
> js это нифига не жаба по трудозатратам
О да.
> тем более эже есть куча js-библ и тд, и тп
Да ну? Попробуете сами написать что-нибудь серьёзное, сразу обнаружите, что почти все эти библиотеки - обертки для кроссбраузерности. А остальное... Для примера, попробуйте выполнить тривиальную задачу - сжать 10мб файл в zip c шифрованием.
> тогда за гиф в 100кб удавить разраба сайта хотелось!
И сейчас хочется. Но к делу это отношения не имеет
> Для популярных игрушек (если их напишут) на провал обречен IE на компьютерах
> всех кто будет в них играть.что это за мешанина слов? может быть, стоит расставить запятые?
>> Для популярных игрушек (если их напишут) на провал обречен IE на компьютерах
>> всех кто будет в них играть.
> что это за мешанина слов? может быть, стоит расставить запятые?Для популярных игрушек, если их напишут, на провал обречен, IE на компьютерах всех кто будет в них играть.
где-то так наверное :)
>>> Для популярных игрушек (если их напишут) на провал обречен IE на компьютерах
>>> всех кто будет в них играть.
>> что это за мешанина слов? может быть, стоит расставить запятые?
> Для популярных игрушек, если их напишут, на провал обречен, IE на компьютерах
> всех кто будет в них играть.
> где-то так наверное :)уже давно не всех
P.S. после всех тоже запятая 8)
>P.S. после всех тоже запятая 8)там и ещё пару современных технологий уже появилось. :D
Они ждали пока стандарт устаканится. Дождались :)
чтобы по итогу, написать по своему ))))))
> Или для него решено разработать свой, ни с чем не совместимый WebDirectX?сервелат, а там тебе d3d и все что хош
Уже разработали называется Silverlight 3.0(есть аппаратная поддержка 3D)
> Уже разработали называется Silverlight 3.0(есть аппаратная поддержка 3D)Разъясните плиз! Это чтож получится что код странички будет писаться под WebGL и Silverlight индивидуальный?
Выдумывали выдумывали единые стандарты, и бац опять мелкософт отличился...
Да будет IE поддерживать, чуть погодя, никуда не денется, не сами прикрутят так сторонние разрабы плагин сделают, технически не сложно, в результате гораздо проще чем пилить разные версии.
В принципе, тут несколько вариантов.Либо они делают веб прямох, и устраивают сильный маркетинг, а-ля "юзайте вебпрямох, и ваши волосы станут мягкими и шелковистыми", но на это уже никто не поведется. Либо они делают транслятор WebGL -> DirectX, что наиболее вероятно. Ну и два оставшихся варианта это: Забить на WebGL или объявить о поддержке OpenGL в винде, но это очень маловероятно..
> объявить о поддержке OpenGL в винде, но это очень маловероятно..Разработчики Safari, Chrome, Firefox и Opera, спокойно реализовавшие в windows-версиях поддержку WebGL удивлены вашему сообщению.
Причем здесь это? Я про IE говорил.
>Либо они делают транслятор WebGL -> DirectXДоброе утро
http://code.google.com/p/angleproject/
(его уже используют Chrome и Firefox)
Ребята из Редмонда вроде как заявляли, что религия не поваляет использовать WebGL
щаз в стандарт жабаскрипт впендручат и их религия превратится в секту
> щаз в стандарт жабаскрипт впендручат и их религия превратится в сектуЗачем им жабаскрипт? У них свой JScript, с блэкджеком и далее по тексту ;) Поддерживают COM и множество других фич, недоступных в исходном javascript.
недоступных в стандартном - может быть.
а доступных в стандартном, но недоступных в их?
тотоже.
щаз в3си в стандарт впендручит и ие уже не сможет даже браузером называться.
> недоступных в стандартном - может быть.
> а доступных в стандартном, но недоступных в их?
> тотоже.
> щаз в3си в стандарт впендручит и ие уже не сможет даже браузером
> называться.)) несмотря на впендручивание, они не смогут продавить стандарт того, что может называться "браузер" и что не может. Назовет MS "браузером" и все, и плевать они хотели на W3C..
не получится. УЖЕ не получится.
с некоторых пор стало востребованным, чтобы серьёзная контора поддерживала стандарты.
какбэ это слишком серьёзный аргумент в руках УЖЕ серьёзных конкурентов.
типа - а мой айфон(гуглофон, мигофон, римофон, мИгофон) может. (речь об играх и не только, в том числе онлайн, в том числе на мобилках)
и вп7 пролетает над парижем.
вот когда (и если!) он займет 40-50% рынка, тогда - да. и то, возможно.свои фишки добавлять можно, стандартные выкидывать (уже!!!) низя.
и это хорошо.
> УЖЕ не получится.
> с некоторых пор стало востребованным, чтобы серьёзная контора поддерживала стандарты."В отдалении слышатся голоса архангелов из W3C, святая Панда открывает двери рая, виден лик Столмана"
А реальность такова, что в определенный сегмент крупные конторы стали вкладывать большие деньги, т.к. отдача обещает быть астрономической.
в твоей башке видимо дохрена что слышится, потому как:
>какбэ это слишком серьёзный аргумент в руках УЖЕ серьёзных конкурентов.явно не для панд с iq в 200 писано.
Я не понимаю, нафига тогда нужен стандарт html, если можно сказать прямо: используйте JavaScript и будет вам счастье!
понимаешь, без хытымыэль жабаскривт в визуалбэйсик превращается.
html5 это название для набора стандартов в том числе для js, а не только для языка разметки html.
> html5 это название для набора стандартовЭто buzzword
> в том числе для js, а не только для языка разметки html.
O RLY?
"This specification defines the 5th major revision of the core language of the World Wide Web: the Hypertext Markup Language (HTML)"