Компании NVIDIA, Mozilla и Google объявили (http://blog.mozilla.com/blog/2011/05/26/mozilla-firefox-nvid.../) о реализации возможности стереоскопического просмотра размещенных в YouTube трехмерных видеороликов при помощи браузера Firefox на машине с подключенным 3D-очками NVIDIA 3D Vision (http://www.nvidia.com/object/3d-vision-main.html). Firefox 4 является первым браузером в котором реализована возможность работы с трехмерным видео, благодаря поддержке технологии 3D HTML5 video.
На днях компания Google начала транскодировать 3D-видеоролики для проигрывания через штатный HTML5-плеер. В настоящее время в YouTube уже насчитывается несколько тысяч видеороликов в формате WebM, закодированных с включением 3D-данных.URL: http://blog.mozilla.com/blog/2011/05/26/mozilla-firefox-nvid.../
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=30693
А mplayer только анаглиф и в бете. Жду когда nvidia и с ними поработает.
Утомляет спекуляция на тему "3D видео". Нет там никакого 3D. И да, досадно то, что им стыдно назать это видео честно - стерео.
А собственно у нас всего два глаза. Человек может различать объём лишь в процессе высшей нервной деятельности. Нужно представлять как выглядел объект до опыта.
к чему ты это тут написал?
у человека и два уха. в чем, по-вашему, разница в стерео и 3d-звуке?
совсем другие значения скорости распространения и длины волн. Поэтому и можно за счет двух разнесенных приемников (два уха) различать простое стерео и трехмерный звук.с изображением совсем другое дело, и как уже сказали выше - тут работает уже высшая нервная деятельность
> с изображением совсем другое дело, и как уже сказали выше - тут
> работает уже высшая нервная деятельностьвот отличный, кстати, пример - трехмерное изображение без всяких очков - http://gexxx.livejournal.com/644570.html - просто мозг сам решает что и как трехмерное. И надо, заметить нет такого дискомфорта как от трехмерки через очки
Анимация? Тогда любое видео на ютубе - это "трехмерное изображение без всяких очков". Но все-таки здесь не используется стереоскопическое зрение, основной механизм определения расстояний для человека. И кстати, стереоскопическое зрение работает и для статической картинки.
> Анимация? Тогда любое видео на ютубе - это "трехмерное изображение без всяких очков".Хмм, а быстрое переключение кадров для одного глаза и для другого для статической картинки - разве это не анимация?
Нет. Закройте один глаз и посмотрите куда-нибудь, потом другой. Поймете - углы зрения разные. Из сложения двух картинок в мозгу и получается объем. А на экране объема нет. А в спец очках есть.
Upd
Причем и на статической картинке. В детстве у вас не было стереоочков для слайдов?
> Нет. Закройте один глаз и посмотрите куда-нибудь, потом другой. Поймете - углы зрения разные. Из сложения двух картинок в мозгу и получается объем. А на экране объема нет. А в спец очках есть.Я знаю технику обманного "объёма", стереоскопия, которую называют "ТриДэ". И я совсем не об этом. А о значении слова "анимация".
Те картинки что привёл SCHigi, тоже можно назвать "ТриДэ", хотя это анимация. Но и быстрая смена кадров на экране - это тоже анимация, хоть и каждый кадр предназначен для своего глаза. И не важно КАК мы обманываем свои чувства восприятия.Вообще может всё это матрица ;)
>>обманного "объёма", стереоскопия,Никакого тут обмана нет. Физические законы соблюдены - на угловые величины различаются изображения видимые разными глазами, хоть в реальности, хоть на слайде или экранах очков.
А вот в приведенной анимации обман чувств есть - двумерное воспринимается как трехмерное.
Про термин я не понял, но anima по латыни душа - соответственно перевод одушевление, оживление картинки.
> Никакого тут обмана нет.Обман есть всегда. На _плоском_ мониторе любого качества 3Д картинка - обман =)
> счет двух разнесенных приемников (два уха) различать простое стерео и трехмерный
> звук.Через 2 наушника вполне можно подать 2 "разнесенным приемникам" спец-обработанный сигнал. Тупо задержки вносятся для манипуляции воображаемой позицией источник звука. Так что человек начнет искренне считать что слышит это все в 3-мерном пространстве. Просто потому что в 3-мерном пространстве в его 2 уха приезжает то же самое с похожими параметрами. Это позволет делать "3D" звук имеючи всего 2 канала, все тех же что и в случае стереосигнала. И вот хотя вы в обычных стереонаушниках, вы отлично слышите: пальба в гамезе происходит справа-спереди, а не где-то еще. А вот бабахнуло, "якобы за спиной". Хотя наушники по прежнему стерео.
С логической точки зрения данная техника создания 3D звука и правда очень похожа на обман стереоскопического зрения путем показа 2 плоских картинок, немного сдвинутых и через светофильтр. Общий смысл процесса видимо получается достаточно похожим.
Плюсую, респектую. Наконец-то, хоть кто-то разжевал
1. С двумя ушами ты не сможешь смоделировать когда пальба идет спереди-слева-сверху,
вертикально над головой, под ногами, и спереди-слева-выше-головы будет звучать так же
как и спереди-слева-ниже-головы, ибо векторная сигналов сумма равна нулю.2 Чё делать с сабвуферами на 80-5Hz, которые какбэ воздействуют не на ухо,
а передают вибрации в грудь, в спину, в жо...у.
И ядерный Бум в Терминаторе действительно впереди и тебя как будто сдувает.
Уха два - рецепторов много. Низкие из сабвуфера передаются через кость.
1. Поставить одну моно колонку спереди.
2. Воспроизвести звук
3. Попросить указать направление к источнику
4. При неправильном ответе пустить электрический разряд
5. Повторять N раз
...
N. PROFIT!!!Через надцать лет не только мозг а даже жо...а будет знать точное направление звука =)
А как Вы отличаете источник звука, расположенный ПРЯМО спереди или прямо над головой, не пользуясь другими системами(зрение, давление на кожу) ?
Мозг оперирует лишь двумя каналами(левый | правый), и балансом между ними. так что, фактически, определяется лишь угол конуса и его направление, остальное добавляет мозг из других источников
тут есть один нюанс: ФЧХ ушной раковины зависит от угла по вертикали, с разрешающей способностью 14-20 градусов (по горизонтали она около 7-10). Только об этом не принято в популярной литературе писать, видимо производителям аудиотехники выгодно поддерживать миф о том что 3D звук бывает только на горизонтальной плоскости. Кстати, при mp3 компрессии львинная доля вырезаемой "неслышимой" информации должна приходиться эту на вертикльную состовляющую, во всяком случае на то что от неё осталось при записи.
Техническая сложность в том что вертикальная ФЧХ для каждого человека очень индивидуальна, хотя не понятно кто сейчас мешает для современных систем делать цифровую калибровку под наушники.
> у человека и два уха. в чем, по-вашему, разница в стерео и 3d-звуке?Ушей у человека всего и правда 2. Все остальное - "постобработка" мозгом того что через 2 уха приехало. Поэтому двух каналов ака честное стерео по идее вполне хватает для того чтобы "вертеть" источником звука в "пространстве". В случае многоканального аудио видимо получается чутка точнее + можно впарить покупателю больше акустики :)))
Ушей два, но рецепторов много и для разных частот свои. И учитывайте путь в ушном канале - там интересные вещи, связанные с разной скоростью волн у разных частот происходят, а также отражения. Из всего этого и формируется объемное восприятие.
> Ушей два, но рецепторов много и для разных частот свои.Расстояние между ними маленькое. Это может быть какими-то мелкими оттенками восприятия, не более. Может быть из-за подобных же огрублений и неточностей и болит голова при смотрении 3D фильмов - вероятно, каких-то мелких аспектов не хватает и мозг гораздо сильнее напрягается для сборки картинки в единое изображение.
> И учитывайте путь в ушном канале - там интересные вещи, связанные с разной
> скоростью волн у разных частот происходят, а также отражения. Из всего
> этого и формируется объемное восприятие.Аналогичный эффект вызывается простейшими трюками с задержкой сигнала в одном ухе относительно другого на правильный интервал - так игры формируют объемный звук, позиционированный в соответствии с игровой ситуацией. Это видимо основной фактор, его достаточно чтобы имеючи стереонаушники вы слышали не просто стерео-звук, а ощущали бы позицию источника звука. Для игр это достаточно полезно. А каналов может быть только два и номинально, аудиокарта и прочее оборудование как бы стерео. Кстати, штука для смотрения слайдов в объеме ВНЕЗАПНО называется стереоскопом, что как бы намекает на то что стерео и объемные дела живут совсем-совсем рядом, являясь частными случаями одного и того же ;)
>>Расстояние между ними маленькое. Это может быть какими-то мелкими оттенками восприятия, не более.от 20 до 20000 Гц
> вероятно, каких-то мелких аспектов не хватаетАга мелких, каких-то трех чувств не хватает =) На экране человек с парашютом прыгает. Ты это видишь и слышиш. Но при этом задница на кресле сидит, ветерка особо нет и пахнет попкорном =) И это даже не вдаваясь в какие-то мелкие аспекты...
Короче матрица нужна, матрица...
Ваш пост служит хорошим примером популярных мифов о психоакустике, я уже писал выше. Чтобы убедиться, попробуйте зайти на пол часика в лес, постоять и послушать лесной мир закрыв оба глаза и одно ухо. Вас ждёт большой сюрприз! (Если конечно Ваша нервная система не испорчена окончательно искуственным акустическим мусором)
Неуч. 3D-звук можно и даже легче получить на двух источниках звука, желательно в наушниках. Технология A3D достигла этого давным-давно. А вот surround sound который в домашних кинотеатрах - это совсем не 3D-звук.
> у человека и два уха. в чем, по-вашему, разница в стерео и 3d-звуке?наверное вы хотели сказать "две ушные раковены", а не "два уха" ... потомучто "ушей" явно больше чем два :-)
> А собственно у нас всего два глаза. Человек может различать объём лишь
> в процессе высшей нервной деятельности. Нужно представлять как выглядел объект до
> опыта.Более того, глаза вообще-то видят картинку перевернутой - так как там одна единственная линза. Приколитесь? Мозг еще и вертит картинку на 180 градусов в реалтайме. Такой вот "GPU".
> Мозг еще и вертит картинку на 180 градусова с чего ты взял что мозг вертит картинку?
...помоему наиболее вероятно что просто навсего -- глазные нервы перекручиваются на 180-градусов , а не "могз переворачивает картинку"
Нет. Нервы не прекручиваются. Eсть опыт -надеваешь очки перевертывающие картинку, носишь месяц, мучаешься, потом превыкаешь и изображение уже не кажется перевернутым. Попробуй если не веришь.
Трёхмерный значит он трёхмерный, я могу посмотреть на него с разных углов, мне решать с какой стороны и дальности смотреть (лучший пример того, что хотя бы не стыдно называть 3d - голограммы), от того будет фокус и перспектива определённые, а "3d" сейчас не более чем стерео, и я считаю вполне справедливо было бы применять санкции аналогично danone (http://www.bfm.ru/news/2009/10/14/v-velikobritanii-zapretili...) за рекламные компании, употребляющие термин 3d в стерео технологиях.К тому же в данной сфере так называемое "3d" как бы заставляет человека смотреть туда, куда надо из-за определённого фокуса и размытия. Безусловно, и в 2d видео мы смотрим куда надо режиссёру, но не испытываем такой дискомфорт из-за возможности посмотреть на любую другую часть экрана без необходимости с усилиями напрягать мышцы глаз, чтобы очень близко сдвинуть их к центру носа. Тем более резко сменить фокус у глаз тоже не очень получается, чем грешат многие фильмы во время смены дублей или резкой смены фокуса с какого нибудь листочка на небоскрёб на фоне.
На 3Д объект всегда можно посмотреть со стороны. А стерео-изображение псевдо-трёхмерно, т.е. сбоку на него уже не посмотришь как ни пытайсе.
> т.е. сбоку на него уже не посмотришь как ни пытайсе.Вооооот. Дошло :). Истинное 3-мерное изображение в идеале можно осмотреть со всех сторон. Это слегка проблематично при плоском мониторе ;)
Мы не можем видеть 3-мерные обьекты. Еще раз, мы не можем видеть 3-мерные обьекты/изображения.3-мерно можем только представлять/думать.
3-мерное изображения не можем видеть - можем его только представлять, получив достаточное количество данных пробежав по обьекту глазами, например.В кино картину обьекта не получишь, получишь 1 точку фокуса на обьекте, и не возможность изучить обьект своими глазами.
Мы видим трехмерные объекты - но двумя глазами. Зрение бинокулярно. Одноглазому же это недоступно. А вот изображения же без спецочков мы не видим - верно.
закрой один глаз, что-то существенно изменилось?)
Нельзя видет 3-х мерное пространство, вообще нельзя.
Например, взять книжку в руки, обложкой от себя. Кто-то сможет сказать что на обложке написано/нарисовано?
Видим мы все в 2d. Представлять можем и в 3d, если постараться и в 4d
Проще говоря видим две 2d проекции от 3d обьектов. И по одной паре двух проекций полную картину 3d обьекта построить не получается.
2д, но ведь это не обязательно плоскость. Может это поверхность сферы или цилиндра или ещё чего-то объёмного.
> 2д, но ведь это не обязательно плоскость. Может это поверхность сферы или
> цилиндра или ещё чего-то объёмного.http://www.michurin.com.ru/fractal-dim.shtml - это оно?
Да вам поди на плоскую сетчатку прям 3D-изображение прилетает
> Да вам поди на плоскую сетчатку прям 3D-изображение прилетаетОна, конечно, не совсем плоская, но "массив пикселей" все-таки именно "двумерный", так что вы в целом правы.
Поддерживаю.На стереокино ещё родители мои в молодости ходили.
Технологии, мягко говоря, не слишком ушли вперёд. К слову сказать, тот же IMAX — технология конца 70-х.Зато модное словечко — 3D. Full 3D это голография (:
Когда я закрываю один глаз, мир вокруг меня по-прежнему воспринимается как трёхмерный. Явно сильно упростили проблему, сведя её к прорисовки разных картинок для левого и правого глаз.
Ошибаетесь. Видите одним глазом двумерно. Другое дело - как вы воспринимаете, это уже сознание.
опыт ставится элементарно. закрой рукой один глаз и неужели мир стал вдруг для вас каким-то другим?
Да, становится другим. Просто если смотреть - не очень заметно, попробуйте походить - почувствуете неуверенность, особенно быстро и между стульями.
Вы не поверите, пробовал и никаких проблем не испытывал... с одним глазом ток обзор меньше. А с двумя бывают эффекты в виде двоения картинки. Мне кажется, что 3хмерное представление формируется за счёт того, что сетчатка не плоская. Математически могу доказать, что такое возможно, но тут это никому не нужно)
Нет, кривизна сетчатки компенсируется мозгом. И давно все доказано физиологами - см. физиология зрения. Там масса опытов, я плохо помню их и не могу на должном уровне вам предоставить доказательства. Сорри.
Смотрим одним глазом на параллельные прямые, при некотором расстоянии до глаза заметно, что расстояние между линиями при подходе к краю видимой области уменьшается. На сколько я понимаю, это возможно, если мозг ничего не компенсирует.
Читай вот это http://www.membrana.ru/particle/4604
Зрительное восприятие мира существенно разнится от человека к человеку, причём интерпретация увиденного оказалась неожиданным образом связана с параметрами зрительной коры. - Вот это всё объяняет... все мы видим по-разному. Тема закрыта)
Расстояние увеличивается - размер уменьшается. Перспектива. Все правильно - должны же люди определять расстояние. Или вы имеете в виду боковое зрение? Там искажения есть из-за линзы хрусталика и неравномерного распределения светочувствительных элементов на сетчатке - вот это компенсируется в известной мере именно бинокулярностью. но вообще-то переферийные области видят слабее.
Я же сказал, что одним глазом. Так что речь именно про боковое зрение. Если мозг компенсирует то, что сетчатка не плоская, то и искажение сетчатки должен. Но мозг ничем не измеряет криволинейность сетчатки. Как можно что-то скомпенсировать не имея информации о степени искажения. Брать второй глаз для этого, но ведь существенных искажений в картинке нет, если закрыть один из глаз. Наверно картика, которую мы видим всегда в той или иной степени искажены... и искажения от человека к человеку могут быть разными. Поверить сложно, тк мы не можем увидеть мир глазами другого человека.
>>Как можно что-то скомпенсировать не имея информации о степени искаженияЧерез боль. Ты просто бьешься о камни и деревья,предметы обстановки, пока нормально не увидишь. Превосходная информация + сильный безусловный стимул. А вот боковое не так важно - поэтому оно хуже. Но его можно улучшить, если кидать в человека камни. :)
Спорно. Как определить из-за чего получена конкретная боль? Может дело не в глазах, а в кривой обуви? Сильные искажения были устранены естественным отбором. Погибал тот, кто хуже уворачивался. А мелкие так не устранишь, тем более, что вестибулярный аппарат на способность не получать боль влияет больше.
Спорно то вы пишите, про вестибулярный аппарат - это всего лишь устойчивость в пространстве. К зрению и моторике, особенно тонкой не имеет отношения. Проверенно 100%. Слепых масса и на любой вкус - от рождения или от травмы. Все изучили давно.и в подробностях давно. И про боль тоже и про нервные пути. Примерно 100 лет как имеется практически полная картина. Если интересно подробнее - читайте физиологию.
На досуге когда-нибудь почитаю. Делаю операторские интерфейсы, будет полезно... Но мой опыт не позволяет слепо согласиться с вами.
Слепо не нужно. Почитайте - для общего развития будет полезно, правда не думаю, вам поможет в работе, все-таки 3д вряд ли когда выйдет из разряда диковинок. Хотя если будут дешевые очки...
Очки уже дешёвые. А вот про почитать... Там специфическая терминология и считается, что я много чего уже просто должен знать. И про бинокулярность зрения не пишут, что именно оно даёт пространственное представление. В первой попавшейся книги я не нашёл про это ничего. Зато ещё раз вспомнил всё, что и так знал, но забыл. Действительно - бесполезное занятие. Стереоизображение не будет в операторских интерфейсах никогда. Оно слишком утомляет, даже 4 часа будет сложно высидеть перед таким экраном.
Возможно лучше биофизику зрения смотреть - там чисто физические аспекты лучше описываются. Или монографию хорошую по физиологии, где все.
А вы одним глазом и без перемещения точки зрения (или вращения объекта) попытайтесь определить форму какого-то нового предмета, с которым ранее не встречались, а потому не можете получить недостающую информацию из опыта, например, хитрую многогранную объемную фигуру. Максимум, пытаясь учитывать освещение, тени, искажения углов и прочее, мозг что-то простроит, но даже при этом высокая вероятность искажений.
С другой стороны, даже с бинокулярным зрением возможно определить форму только одной стороны.
А если точнее.. Видим мы две 2d картинки, а о 3d пространстве предпологаем. И предпроложение строим на основе опыта.
Да никакой возможности смотреть 3D или stereo речи не идёт. Если конечно у Вас видюха квад, то другое дело. ИМХО запустить стерео ... даже просто кино - на оф. сайте NVIDIA говориться о том, что только квад видюхи держутся драйверами на предмет стерео - а остльные - тока под MS. Отсюда вопрос - покупать квад ради видеороликов YouTube - ИМХО не стоит оно того =)