Разработчики открытой OpenGL-библиотеки Mesa 3D (http://www.mesa3d.org/) сообщили (http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2011-August/0...) о прекращении поддержки всех драйверов, поддерживающих только интерфейс DRI1, а также о проведении глобальной чистки исходных текстов от устаревшего и плохо поддерживаемого кода. В общей сложности из состава Mesa удалено около 125 тысяч строк кода. В качестве причины проведения чистки называется необходимость осуществления рефакторинга и модернизации кодовой базы для обеспечения более качественной поддержки современных драйверов.Для пользователей подобный шаг означает, что на Linux-десктопе с графическим стеком на базе будущих выпусков Mesa не будет возможности использования таких видеокарт, как VIA Unichrome, Matrox и 3dfx Voodoo. По утверждению разработчиков удаленный код находился без присмотра, не развивался и в него очень давно не вносились улучшения.
Из состава удалены следующие драйверы:
- i810 - старые и...URL: http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=OTg0Mg
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=31610
Жалко старичков хоронить, но таков путь в будущее.
> Жалко старичков хоронить, но таков путь в будущее.Оно там и так не работает. Выпилили код intel i810 - я в своё время сидел на i830 - 2д тормозило, про 3д и говорить не стоит.
не в этом дело. дрова можно написать совместимые. думается, что архитектура шибко глобально не перестраивается
Ты доблестно боролся на стороне СПО, солдат. Теперь же на твое место придут другие, и продолжат священную войну против....
Почему бы не выделить старый код в отдельный проект "mesa3d-dri1", чтобы его можно было ставить выборочно?
В git-репозитории всё осталось, но видимо бранч делать некому.
> В git-репозитории всё осталось, но видимо бранч делать некому.Если кому вдруг захочется -- некоторые из таких раритетов есть на стенде, можно и отдать.
Собственно никто не мешает это делать. Если кому-нибудь это нужно, то можно создать как проект так и бранч, и на самом freedesktop.org его хостить. Как это собственно и предлагалось в обсуждение в mesa-dev. Просто никому это не нужно, этих видео-карт *ни у кого у разработчиков mesa* нет, е в последние 2 года они не тестировались и не поддерживались. Так что далеко не факт что они вообще работают (в 3d, в 2d как они работали так и будут продождать работать, но к mesa это не относится).Если есть интерес к этому делу - то все будут только рады. Создавайте проект и вперед :). Но с версии > 7.11 эти карты не будут поддерживаться в mesa.
Savage4 год назад работал, правда у меня больше тоже ее нет.
Кстати а Via и Sis похоже еще выпукаются как интегрированное видео соответствующих материнок (или может его можно другими дровами завести ?)
У меня sis есть на d201gly2 и он нормально заработал только с драйвером с intelовского сайта.
> Почему бы не выделить старый код в отдельный проект "mesa3d-dri1",Вероятно потому что желающих заниматься этой некромансией не нашлось? Нет, у меня конечно есть где-то S3, но если честно, с его возможностями хватит и стандартного VESA драйвера.
> Кроме вышеперечисленных драйверов из состава Mesa также удален код, связанный с обеспечением поддержки BeOS.А как же Хайку?(
Пусть хипстеры сами себе драйвера поддерживают.
Не так давно точно такими же "хипстерами" были линуксоиды. До тех пор, пока поднимаемый ими шум не заставил производителей оборудования выпустить свои блобы и под пингвинячью ось. Короткая у тебя память, аноним!
Просто нишу уже заняли и линукс при всей своей корявости развивается довольно быстро.
Ех.. просто линуксу начал жать нимб, вот и смотрят свысока на всех.
> Не так давно точно такими же "хипстерами" были линуксоидыЛинуксоиды сами писали себе драйвера, беосовцы что делают? То-то. Либо пусть сами пишут, либо RIP.
> Линуксоиды сами писали себе драйвера, беосовцы что делают?И беосовцы сами. И зачем поддержку этих драйверов из месы-то удалять? Нехорошо.
Поддержки никакой нет, точка, и заниматься этим некому, так что очень даже хорошо.
> До тех пор, пока поднимаемый ими шум не заставил производителей оборудования выпустить свои блобы и под пингвинячью ось.вот только сёравно эти блобы не сильно-то помогают для написания свободных драйверов
...работа проделана большая (внутри проприетарных корпораций), а толку нет: сёравно писать драйвера приходится сообществу а не производителям оборудования
с такимже успехом эти производители могли бы ничего и не писать "под пингвинячью ось". на прогрессе GNU/Linux этобы никак не сказалосьбы в худшую сторону :-)
Вы неправы. Поддержка оборудования привлекает пользователей (точнее, наоборот — отсутствие поддержки их отпугивает), пользовательская база же привлекает разработчиков (ибо приятно знать, что твои старания кому-то нужны). Так что блобы пусть сами по себе и бестолковые, но но к прогрессу GNU/Linux имеют самое прямое отношение. Да и косвенное тоже — это только интел открыл спецификации своих видеокарт полностью, а вот для поддержки видеокарт nvidia приходится реверсинжинерить их блобы. Так-то!
> А как же Хайку?(За вас майнтенанс нужной вас ОС врядли кто будет делать.
>удаленный код находился без присмотра, не развивался и в него очень давно не вносились улучшенияА что в этом старье развивать и улучшать то уже? Все, бобик издох давно и завонялся.
> tdfx - 3dfx Voodoo;S3 и эту очень жаль, у меня они лежат, прекрасно тянули второй монитор с разрешением 1280x1024.
Вы вообще читаете, о чём новость? Речь о поддержки 3D-акселерации, и только! Покажите мне S3-шку, которая тянет нормально 3D-графику в 1280x1024. А 3dfx Voodoo 1/2 вообще такое разрешение не поддерживали (насчёт 3/4 не в курсе, в руках не держал).
> Вы вообще читаете, о чём новость? Речь о поддержки 3D-акселерации, и только!
> Покажите мне S3-шку, которая тянет 1280x1024. А 3dfx Voodoo 1/2 вообще
> такое разрешение не тянули (насчёт 3/4 не в курсе, в руках
> не держал).S3 Trio V2, 2МВ у меня тянула в 8-битном цвете, потом вместо неё я нашёл 3dfx Voodoo Banshee, она прекрасно держала 16-битный цвет (в 24-битном наблюдались глюки при просмотре фильмов) и простое 3D ускорение ()
Использовал их из-за того что мне нужно было подключить второй монитор на отдельной видеокарте.
Сейчас 2 меня две PCIx видеокарты -- ATI Radeion 4350 и 5450
>> Вы вообще читаете, о чём новость? Речь о поддержки 3D-акселерации, и только!
>> Покажите мне S3-шку, которая тянет 1280x1024. А 3dfx Voodoo 1/2 вообще
>> такое разрешение не тянули (насчёт 3/4 не в курсе, в руках
>> не держал).
> S3 Trio V2, 2МВ у меня тянула в 8-битном цвете,Ну 2D-то понятно. А от 3D в видеокартах того времени было одно название, только 3Dfx сделали реальное аппаратное ускорение. Ну ещё ATI уже тогда дёргалась, но как-то не особо удачно. Это потом уже пришла NVIDIA с грамотными маркетологами, и захватила рынок, пока все остальные клювами щёлкали. В случае с S3 говорить о 3D-акселерации можно только начиная с серии Savage.
Вы сами подумайте: для 3D нужно хранить информацию о полигонах или вокселях. 2 мегабайта видеопамяти почти полностью уходят под двумерный (конечный) буфер картинки вышеуказанного разрешения (1280x1024). Внимание, вопрос: где здесь поместиться текстурам и координатам полигонов/вокселей? Нету в S3 Trio никакой реальной 3D-акселерации. Как в Matrox Millenium I/II, как ещё в куче подобного железа. Не верите — поднимите сравнительные тесты каких-нибудь игровых журналов того времени.
> потом вместо
> неё я нашёл 3dfx Voodoo Banshee, она прекрасно держала 16-битный цвет
> (в 24-битном наблюдались глюки при просмотре фильмов) и простое 3D ускорение
> ()Оно вообще под 16 бит не было заточено, да.
> Использовал их из-за того что мне нужно было подключить второй монитор
> на отдельной видеокарте.
> Сейчас 2 меня две PCIx видеокарты -- ATI Radeion 4350 и 5450Рад за вас. :)
> Ну 2D-то понятно. А от 3D в видеокартах того времени было одно
> название, только 3Dfx сделали реальное аппаратное ускорение. Ну ещё ATI уже
> тогда дёргалась, но как-то не особо удачно. Это потом уже пришла
> NVIDIA с грамотными маркетологами, и захватила рынок, пока все остальные клювами
> щёлкали. В случае с S3 говорить о 3D-акселерации можно только начиная
> с серии Savage.Кстати, вру: ещё тот же Matrox сделал какой-то 3D-ускоритель, но он не выдержал конкуренции с 3Dfx и сдулся.
Millennium / Mystique и были теми ускорителями. Потом ещё Parhelia пыталась конкурировать с nVidia и ATi, но полностью провалилась. Последующие чипы Матрокс уже не пытался выставлять 3D-ускорителями и предназначались для многомониторных систем и видеомонтажа.
> Millennium / Mystique и были теми ускорителями. Потом ещё Parhelia пыталась конкурировать
> с nVidia и ATi, но полностью провалилась. Последующие чипы Матрокс уже
> не пытался выставлять 3D-ускорителями и предназначались для многомониторных систем и видеомонтажа.Не-не, там была какая-то попытка выпустить именно отдельный 3D-ускоритель. Про то, что Millenium гордо носил ничего не значащую пометку «3D» то ли с первой, то ли со второй версии, я знаю. :) Гугль помог освежить память: называлась эта штуковина Matrox M3D, на чипе PowerVR PCX2: http://www.ixbt.com/video2/retro2003.shtml
>> потом вместо
>> неё я нашёл 3dfx Voodoo Banshee, она прекрасно держала 16-битный цвет
>> (в 24-битном наблюдались глюки при просмотре фильмов) и простое 3D ускорение
>> ()
> Оно вообще под 16 бит не было заточено, да.Можен наоборот, было именно 16?
А вообще я выше акцентировал внимание именно на 3dfx, под виндой его OpenGL работал через Glide-врапер, а в линуксе поддерживал OpenGL 1.1 c 1997 года (если правильно помню).
Но если говорить про S3, то в Savage уже появилось 3D, хотя до 3dfx ему было далеко.
>>> потом вместо
>>> неё я нашёл 3dfx Voodoo Banshee, она прекрасно держала 16-битный цвет
>>> (в 24-битном наблюдались глюки при просмотре фильмов) и простое 3D ускорение
>>> ()
>> Оно вообще под 16 бит не было заточено, да.
> Можен наоборот, было именно 16?Да, опечатался, прошу прощения. Хотел написать сначала «под 24 бита не было заточено», передумал и недоисправил.
> А вообще я выше акцентировал внимание именно на 3dfx, под виндой его
> OpenGL работал через Glide-врапер, а в линуксе поддерживал OpenGL 1.1
> c 1997 года (если правильно помню).Насчёт wrapper'а — да, насчёт Linux — верю на слово, ибо не был, не участвовал, не привлекался. :)
> Но если говорить про S3, то в Savage уже появилось 3D, хотя
> до 3dfx ему было далеко.Да, про Savage и я сказал. Но Trio — это не Savage. :)
>Это потом уже пришла NVIDIA с грамотными маркетологами, и захватила рынок, пока все остальные клювами щёлкалиНе делайте нам смешно. Это мыльно тормозное глюкалово вообще рядом не стояло с картами от ATI. После покупки криворукими, но богатыми американцами 3dfx вдруг в NVIDIA появилась нормальная 2D картинка. Эпический фейл, на самом деле.
>>Это потом уже пришла NVIDIA с грамотными маркетологами, и захватила рынок, пока все остальные клювами щёлкали
> Не делайте нам смешно. Это мыльно тормозное глюкалово вообще рядом не стояло
> с картами от ATI.Вы, часом, ничего не путаете? ATI «выстрелила» много позже, когда Riva TNT 1 и 2 уже захватили рынок, а затем отдали его пришедшим на смену GeForce'ам, окончательно отправившим Voodoo на свалку истории.
И да, чипсеты Riva были далеки от совершенства. Но они давали: а) хорошую производительность; б) Цвет в 24/32 бита. 3Dfx фактически повторила историю взлёта и потери рынка у Генри Форда.
> После покупки криворукими, но богатыми американцами 3dfx
> вдруг в NVIDIA появилась нормальная 2D картинка. Эпический фейл, на самом
> деле.Насчёт 2D сказать точно не могу, не отслеживал. Но у кого фэйл не совсем понятно, если картинка стала лучше.
И вот ещё: насколько я понял из вашего комментария, вы крайне негативно относитесь к качеству первых массовых чипов nVidia (помните, она тогда так называлась?). Это ваше дело. Но почему вы вдруг решили, что я буду с вами по этому пункту спорить — непонятно. NVIDIA я нигде не хвалил, лишь констатировал факт: они смогли продвинуть свой не идеальный, но более интересный пользователям продукт и захватить рынок. That's all.
> Вы, часом, ничего не путаете? ATI «выстрелила» много позже, когда Riva TNT
> 1 и 2 уже захватили рынок, а затем отдали его пришедшим
> на смену GeForce'ам, окончательно отправившим Voodoo на свалку истории.ATi с радеонами вернула себе откусанный ранее кусок рынка, а так ещё до появления nvidia они были почти монополистами на ноутах и были в товарных количествах на десктопах (хотя и гораздо меньше, чем S3 Trio).
>> Вы, часом, ничего не путаете? ATI «выстрелила» много позже, когда Riva TNT
>> 1 и 2 уже захватили рынок, а затем отдали его пришедшим
>> на смену GeForce'ам, окончательно отправившим Voodoo на свалку истории.
> ATi с радеонами вернула себе откусанный ранее кусок рынка, а так ещё
> до появления nvidia они были почти монополистами на ноутах и были
> в товарных количествах на десктопах (хотя и гораздо меньше, чем S3
> Trio).Речь шла о потребительских 3D-решениях. В этом плане ATI'шные Xpert'ы сливали вчистую.
Согласен таких карт единицы, так, что рационально все.
Только не 3dfx.
Да, легендароный 3dfx могли бы и оставить.
По-моему тут всё легендарное. Вообще грустно. А у одного моего приятеля вполне себе современный (ну относительно, года 2009-го, наверно) ноут с видяхой SiS. А сам я хотел Matrox новый себе взять.
Не горюй, анон. Поставишь старую мезу и всё будет работать.
> mga - Matrox GPU;Ээ а как теперь Матрасы ставить? Они же вполне себе развиваются и продаются вроде.
Это не для них драйвер, а только для стареньких PCI'ных (не PCIe :) и AGP'шных моделей.А все матроксы, выпущенные за последние годы поддерживаются только бинарным блобом от самого матрокса; спецификаций нет, а с долей рынка <3% реверс-инженерить никому не хочется.
> mach64 - ATI Mach GPU;Аааа! Как же мой бедненький старый ноут?!
А кто мешает старой месой пользоваться?
Софт-то новый хочется.
К тому же, рано или поздно какая-нибудь прога затребует mesa >= x.y.z, из которой уже выброшена поддержка новой карты.
> Софт-то новый хочется.Я тоже хочу на NVIDIA Riva TNT комфортно играть в OpenArena на максимальных настройках. Нет, еще больше я хочу, чтобы Riva TNT поддерживала новейший openGL 4, потом 5, 6... физически! Это НЕВОЗМОЖНО! Это понятно? Или не очень?
>Я тоже хочу на NVIDIA Riva TNT комфортно играть в OpenArenaТы это говоришь, как будто это что-то плохое. Да и вообще, openrarena вполне себе бегает на ТНТ. 100 FPS выдаёт.
>Нет, еще больше я хочу, чтобы Riva TNT поддерживала новейший openGL 4, потом 5, 6... физически! Это НЕВОЗМОЖНО! Это понятно? Или не очень?А это бред. Большинству софта под линукс сие явно не требуется.
> Это НЕВОЗМОЖНО! Это понятно? Или не очень?Это истерика. :)
>> mach64 - ATI Mach GPU;
> Аааа! Как же мой бедненький старый ноут?!Будет работать как и прежде. Или вы на нём в 3D-игры играли?
3D — это не только игры.
На ней прекрасно крутились некоторые OpenGL скринсейверы.Кроме того, 3D используется в программах моделирования. Большая мощность CPU/GPU там нужна далеко не всегда, а вот базовый набор инструкций нужен, чтоб простую модельку повращать.
> 3D — это не только игры.
> На ней прекрасно крутились некоторые OpenGL скринсейверы.Гм. На ноутбуке гонять нагружающие видеокарту скринсейверы — это... странно. Ну да хозяин — барин. :)
> Кроме того, 3D используется в программах моделирования. Большая мощность CPU/GPU там нужна
> далеко не всегда, а вот базовый набор инструкций нужен, чтоб простую
> модельку повращать.А если говорить о 3D-моделировании, то использовать для него столь древнее железо ещё более странно.
Ну, в Debian Stable, а потом в Red Hat оно ещё долго будет поддерживаться. А ставить на такие карты новую убунту или федору - смысла нет. К тому же, это касается только 3d, а оно там в современных дистрах особо и не нужно на таких картах. Так что - ничего страшного.
> Ну, в Debian Stable, ...
> будет поддерживаться.За что хоть и не пользую, но уважаю этот проект.
RoverBook с UniChromePro на борту (VIA VN800)... Ставил Ubuntu 9.04 - работала, Compiz вертелся во всей красе... На 9.10 так с дровами и не управился, 9.04 хватало с кепкой, пока в VIA ваялись драйвера на Karmic. А когда появились, то только на Chrome9... C Lucid - та же история, а поганее всего, что когда снова поставил 9.04, то ни софта под неё, ни обнов уже на офсайтах не найти - поддержка закончилась, а это, наверное, последний дистр, где UniChrome работал с ускорением... За всё время существования OpenChrome альтернативы никем не был сделан шаг к 3D-части этих карточек... Куда-то не туда пошло дело... Хотите, что б работало ваше железо? Пишите, компильте, пробуйте. Сейчас немало открылось документации на различное железо... Иначе Linux (BSD) ожидает судьба Apple: проц - только Intel, видео - только NVidia, ось - только Windows :)
Потому что там кто-то что-то делает... И только потом говорит...
В общем, главное что-нибудь сломать. А вот что-нибудь полезное сделать - зачем, это же сложнее.
> В общем, главное что-нибудь сломать. А вот что-нибудь полезное сделать - зачем,
> это же сложнее.Нет, самое главное — высказать своё авторитетное анонимное мнение.
У вас в паспорте написано "PereresusNeVlezaetBuggy"? Или вы такой же аноним, за исключением того, что вместо anonymous написали друние буквы?
> У вас в паспорте написано "PereresusNeVlezaetBuggy"? Или вы такой же аноним, за
> исключением того, что вместо anonymous написали друние буквы?Меня зовут Вадим Жуков, и это легко гуглится любым желающим.