Алекс Дейчер (Alex Deucher), разработчик из компании AMD, создал новую Git-ветку drm-next-3.9-wip (http://cgit.freedesktop.org/~agd5f/linux/log/?h=drm-next-3.9...), в которой размещена порция изменений, которая попадет в ядро Linux 3.9, окно приема изменений для которого открывается через несколько недель. Ресурс Phoronix подытожил (http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=MTI5MTA) наиболее заметные изменения, касающиеся ядерной части открытого драйвера AMD, которые вероятно попадут в ядро 3.9:- Переделан сброс GPU. Улучшенный вариант содержит обновленный код, лучше соответствующий рекомендациям из спецификаций на последовательность программной перезагрузки GPU. Для GPU на основе R600 и новее, реализован специальный флаг, информирующий video BIOS о том факте, что GPU был перезагружен по причине зависания. В процессе перезагрузки теперь анализируются регистры состояний для того чтобы определить какие части графического процессора следует сбрасывать.
- Вызов ioctl, через который производится загрузка команд в GPU, был переделан. Теперь вместо разных функций для разных моделей GPU будет доступна единая функция, разбирающая пакет с набором инструкций для GPU, независимо от типа GPU. Отличия между GPU будут обрабатываться в рамках этой функции. Данный патч был предоставлен Bell Labs. Аргументом за такое решение послужило то, что функции загрузки потока команд в GPU очень похожи для разных моделей, поэтому оказалось возможным выделить общий код для всех GPU.
- Переход к использованию косвенно адресуемых буферов (indirect buffers - IBs) для обновлений таблиц страниц виртуальной памяти ("IBs for VM PT updates"). Это сделано для того чтобы предотвратить переполнение кольца в случае очень больших обновлений таблиц страниц. Кроме того, в результате этого изменения для обновления таблиц страниц теперь будет использоваться кольцо DMA.
- Установка видеорежимов из пользовательского режима объявлена устаревшей (UMS - userspace modesetting). Интерфейс UMS более не поддерживается. Для более-менее свежих, а также будущих GPU, будет реализовываться только установка видеорежимов через ядро (KMS - kernel modesetting). Стоит отметить что xorg-драйвер xf86-video-ati некоторое время назад был переведен на интерфейс KMS и уже не поддерживает использование UMS. Указанное изменение ставит точку в переходе на использование KMS.
Кроме того Алекс Дейчер отметил, что в разработке есть несколько иных (внутренних) проектов, касающихся открытого драйвера, которые разработчики также надеются успеть внедрить в ядро 3.9.
URL: http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=MTI5MTA
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=36008
Дойхер?
Английский вариант произношения тут не пройдёт. Например глава фейсбука Цукерберг, хотя на западе все поизносят его фамилию как Закебёрг
Встречался еще с вариантом "Дойчер", так, якобы, его фамилию немцы читают (я то в немецком ни в зуб ногой).
Дойхер - как раз таки по немецки. Буква Ч в немецком это tsch.// Аспирант в Германии
Если англоамериканец, то Дьючер.
Если немец, то Дойхер.
Если голландец, то Дёхер.
Если француз, то Дёше.
Если румын, то Деукер.
Если еврей, то любое из выше перечисленного.
Ну вот, вышла очередная новость про улучшения в открытых дровах для видеокарт AMD. Что же мы видим? Нескончаемый вот уже много лет поток новостей про улучшения в открытых драйверах, а по факту как открытые дрова сливали по полной проприетарным несколько лет назад, так и продолжают сливать по полной и по сей день.
> так и продолжают сливать по полной и по сей день.Что ж вы всё о себе да о себе.
> по факту как открытые дрова сливали по полной проприетарным несколько лет назад, так и продолжают сливать по полной и по сей день.В собственническом драйвере AMD FGLRX нет привязки к открытой для ядра Linux спецификации Intel KMS, а значит совместно с программной инфраструктурой X.Org этот драйвер может работать только через собственнический интерфейс взаимодействия с ядром (похожий приём используется в собственническом драйвере NVIDIA) — в обход теперь уже стандартного механизма X.Org. Это значит, что открытие драйвера AMD FGLRX будет способно лишь подорвать доверие к общепринятому унифицированному механизму KMS и разобщению процесса разработки открытого видеодрайвера (впрочем, то же самое произойдёт, если NVIDIA решить открыть код драйвера NVIDIA-Driver). Вся разработка относительно быстро сместиться в облать высокопроизводительных графических решений, в частности, к AMD и NVIDIA, а Intel будет вынуждена продолжать в одиночку разрабатывать свои драйверы под "бутылочное горлышко" — KMS, так "удачно" в своё время пропихнутое в апстрим Linux, а затем и в X.Org.
Вполне возможно, что AMD, NVIDIA и Intel договорились не препятствовать друг другу в реализации графического режима под эгидой Open Source. Возможно поэтому AMD и NVIDIA не спешат с форсированием разработок открытых графических драйверов, в частности, с кардинальным улучшением их производительности в 3D, чтобы не нарушить так называемый баланс равных возможностей, принятых в мире Open Source.
>Это значит, что открытие драйвера AMD FGLRX будет способно лишь подорвать доверие к общепринятому унифицированному механизму KMS и разобщению процесса разработки открытого видеодрайвераТы что и правда не понимаешь, что если FGLRX откроют то он станет свободным, а свободному драйверу не запрещено использовать KMS, из свободного FGLRX можно будет брать код в другие драйвера. Про остальной текст вообще молчу - это инфантильный бред.
> "бутылочное горлышко" — KMSХорошая трава, забористая. А, прости, что там тормозит то в KMS? Переключение видеорежимов? В ядре? Серьезно? И что, из юзермода быстрее? Ололо, пыщ-пыщ.
> Возможно поэтому AMD и NVIDIA не спешат с форсированием разработок
Ну вон интель в соседней новости втопил так что за ушами свистит. А нвидия - на то она и нвидия чтобы полимеры просир@ть.
Причина в том, что AMD не откроет никогда спеки с помощью которых можно было бы сделать производительность открытых дров равной производительности проприетарных, из-за того что технологии описываемые в таких спеках подпадают под патенты.
Ага, сами запатентовали, сама и скрывают.
Да в том то и дело что не открывают они такие спеки - поэтому производительность открытых дров так и остаётся ниже плинтуса.По-поводу "сами": владельцами патентов могут быть и другие компании те же NVidia и Intel и более мелкие. Ведь доказать что AMD использует в своих видеокартах технологии подпадающие под патенты очень проблематично, а вот если будут открытые дрова с реализацией этих технологий то тут уже проблем не будет, в качестве доказательства в суде можно будет ссылатся ни куски исходного кода. В то же время, конечно, они могут опасаться утечки своих технологий в NVidia.
какая же каша у вас в голове…
> из-за того что технологии описываемые в таких спеках подпадают под патенты.В даташите описан набор команд и как всем этим рулить. Остальное уже не проблемы шерифа. Ежу понятно что для одного набора команд возможно бесконечное количество реализаций генерации кода с различной эффективностью этого процесса. Никакого всемирного заговора тут нет, чисто технические и математические моменты.
Любители заговоров могут побухтеть про UVD и что там еще. Которые однако ж перпендикулярны производительности в 2D/3D сами по себе.
>Никакого всемирного заговора тут нет, чисто технические и математические моменты.Ну да конечно, а что же код fgrlx тогда не открывают?
> Ну да конечно, а что же код fgrlx тогда не открывают?То что это блоб с чуть ли не десятилетней историей, в котором почти наверняка понамешана интеллектуальная собственность третьих фирм и что там еще. И да, по DRMно-ограничительным соображениям очкуют открыть спеки на UVD декодер (аппаратный акселератор видеодекодирования). Боятся что пиратам под огороженными системами, дескать, поможет. Правда я честно говоря не видел пиратов испытывающих по этому поводу каких-то затруднений с пиратингом, если честно :)
Так что пусть дурачки, верящие пропаганде открытия спеков AMD покупают их видеокарты, с мыслью: вот-вот, ещё чуть-чуть и свободные дрова догонят проприетарные. Да дураки вы, никогда они не догонят - в этом правда этого порочного мира.
то же самое можешь сказать и "дурням" с картами нвидиа и другими...
Так они не дурни в отличии от ... Потому что покупая видеокарту NVidia они знают (NVidia не промывает мозги покупателям открытостью драйверов), что нормальные дрова будут только проприетарные. AMD же, своими бесконечными, многолетними новостями про улучшение свободных драйверов, промывает мозги доверчивым линуксойдам.AMD открытые драйвера всегда будут УГ по сравнению с их же проприетарными - и это не моё IMHO, это такая политика у компании AMD.
> AMD же, своими бесконечными, многолетними новостями про улучшение свободных драйверов,Автор данной новости не является сотрудником AMD. Единственное чем я отношусь к AMD - я пользуюсь их видеокартами и желаю использовать открытые драйвера в моей системе. Потому и мониторю развитие открытых драйверов.
Насколько я помню, AMD вообще хочет отказаться от закрытого драйвера для Linux, после того как будет рабочий OpenCL и в целом драйвера сравняются по функциональности и производительности. Поэтому и пилят открытый драйвер с таким рвением.
Блажен кто верует.>Поэтому и пилят открытый драйвер с таким рвением.
Так проприетарный драйвер то они тоже пилят хотя давно уже могли сделать проприетарный драйвер открытым под свободной лицензией.
> Блажен кто верует.Блажен правду ищущий, неуч.
Или ты свою библию пишешь?
> Так проприетарный драйвер то они тоже пилят хотя давно уже могли сделать проприетарный драйвер открытым под свободной лицензией.Ага, для вантузятников, ибо 95% там общий код.
Зыж
Когда уже невежи начнут отличать производительность реализаций opengl, от самих драйверов...
Не, это я загнул, фантастика.
Ответь на вопрос: почему AMD не выпускает свой проприетарный драйвер под свободной лицензией?Ведь компания AMD поборник открытости, что же они не могут тогда открыть свою же собственность и пилят вторую версию дров - открытую.
> Ответь на вопрос: почему AMD не выпускает свой проприетарный драйвер под свободной
> лицензией?
> Ведь компания AMD поборник открытости, что же они не могут тогда открыть
> свою же собственность и пилят вторую версию дров - открытую.Это жидомасонский заговор, $username.
Потому что 90% этого драйвера составляет реализация opengl.
Которая сто-пудово имеет другого автора/ов. И она банально не имеет права на перелицензирование.Да они и не нужны. Да, открытые дрова (и меса) разрабатываются долго, но они лишены легаси-кода, слабо связанного кода (включая какойнить вин16 и дх.в.3 и тд), используют современный линуховый стэк (от кмс, до ллвм шэйдеров).
Но, судя по купленным играм в стиме (и интельной карте hd4000, сабжа у меня нету), этот стэк уже вполне работоспособен и развивается так, что никакому блобу не угнаться.Думаю критическая точка невозврата уже пройдена — уже проще доработать открытые, чем в блобы встроить то, что предъявляет к подобным системам ОС.
>Потому что 90% этого драйвера составляет реализация opengl.С чего ты это взял? Производительность проприетарных дров вовсе не в лучшей реализации opengl, а в использовании аппаратных возможностей видеокарты, которые открытый драйвер использовать не умеет.
А то получается что разработчики Mesa умственно неполноценные: ведь с твоих слов причина слива в производительности в открытых дровах - это малоэффективная реализация OpenGL то бишь Mesa.
>Да они и не нужны. Да, открытые дрова (и меса) разрабатываются долго, но они лишены легаси-кода, слабо связанного кода (включая какойнить вин16 и дх.в.3 и тд), используют современный линуховый стэк (от кмс, до ллвм шэйдеров).
Смешно читать этот бред, никакой логики нет в рассуждениях. Открытие кода FGLRX означает что можно посмотреть за счёт чего там добились такой высокой производительности и перенести всё нужное в открытый драйвер. То факт что FGLRX не умеет KMS объясняется просто - в ядре есть интерфейсы которые позволено использовать проприетарным программам, а есть такие которые могут использовать только программы под открытой лицензий, так вот KMS на данный момент разрешено использовать только свободным программам, и думаю перелицензировать его никто не собирается.
>Думаю критическая точка невозврата уже пройдена — уже проще доработать открытые, чем в блобы встроить то, что предъявляет к подобным системам ОС.
Наивняк, как и весь предыдущий текст.
Отвечу сам себе на свой же вопрос выше:
>почему AMD не выпускает свой проприетарный драйвер под свободной лицензией?
Потому что в проприетарном драйвере AMD используются технологии видеокарты подпадающие под патенты, поэтому во избежание судов о возмещении ущерба за использование патентованных технологий в видеокартах, AMD не выпускает свой драйвер под свободной лицензией.
>ну иди и сделай, умник.В этом нет необходимотси, уже существует Mesa и команда разработчиков развивающих и поддерживающих её, причина слива в производительности открытых дров не имеет к Mesa никакого отношения.
>олигофренически-бездарно написанную Mesa? это где это я такое говорил?
Не прикидывайся веником, вот где:
>Потому что 90% этого драйвера составляет реализация opengl.
>Которая сто-пудово имеет другого автора/ов. И она банально не имеет права на перелицензирование.Поскольку OpenGL открытый стандарт то тут не требуется ни спеков от AMD, ни реверс инженеринга. А раз так то получается, что имея перед собой одну и ту же поставленную задачу (реализовать стандарт OpenGL) команда разработчиков AMD сделала это на порядки эффективнее чем команда Mesa, что, очевидно, является нелепостью потому что такая разница в производительности могла бы быть только в том случае если бы Mesa писали олигофрены.
> Поскольку OpenGL открытый стандарт то тут не требуется ни спеков от AMD,Wrong. А кто будет генерить код для GPU и скармливать в оный? Или вы предлагаете все на CPU считать? Ну так то да, softpipe/llvmpipe вам в руки. Вот только вам не понравится с какой скоростью CPU педалирует эти операции. А чтобы это в GPU упихать - надо знать его набор команд, уметь генерить для него код в этом наборе команд, etc, etc. Теоретически это можно и без спеков, но реверсинг системы команд GPU и регистров управления сильно тормознет процесс и заставит прыгать по граблям методом проб и ошибок.
> дураки вы, никогда они не догонят - в этом правда этого порочного мира.А вот это мы будем посмотреть. В 2D они спокойно затыкают проприетарные дрова, кстати. Ядерные низкоуровневые подсистемы для работы с GPU нынче в линукс кернеле довольно шустрые.
> Так проприетарный драйвер то они тоже пилят хотя давно уже могли сделать проприетарный драйвер открытым под свободной лицензией.а почему тогда этого не делают? (может ли например какое конкурентное давление продавить этот вопрос так, чтобы тот драйвер открытым все же сделали?)
а какие еще изменения будут в этом ядре? (а "3.8" когда выйдет? И могут ли быть хоть какие-то изменения того драйвера и в нем?).
Не догонит проприетарный драйвер, да?
А у меня World of Tanks под Wine лучше работает на открытом драйвере, чем на проприетарном. FPS - около 15-35, без артефактов и зависаний. А с проприетарным драйвером и артефакты, и иногда зависания. Так что ваши слова про плохой октрытый драйвер меня вообще не волнуют. Не получился у вас вброс, господа тролли.
>World of Tanks под Wine лучше работает на открытом драйвере, чем на проприетарном. FPS - около 15-35, без артефактов и зависаний. А с проприетарным драйвером и артефакты, и иногда зависания.На какой карте, если старьё то не удивительно что на проприетарном драйвере хреново работает. Если новая, что вряд ли, то это говорит только о том что и проприетарные драйвера AMD под Linux тоже не шибко то и хороши, в отлчии от проприетарных дров NVidia под Linux.
это ещё может говорить о большей ориентированности вайна и игры на эту игру, вообще-то
//obvious fixэто ещё может говорить о большей ориентированности вайна и игры на на нвидиевские карточки
Угу, причем один из основателей wine работал в NVidia.
> не шибко то и хороши, в отлчии от проприетарных дров NVidia под Linux.Вот только почему-то когда i++'й по счету индивид с этим драйвером вылезает с теми или иными проблемами, всех рекламеров нвидии как ветром сдувает. Wtf, парни? Вы не хотите отвечать за свои советы? Ах, я и забыл - там даже баг в человеческой форме репортить некуда, не то что его чинить :)
Sapphire Radeon HD 6670 у меня.> Если новая, что вряд ли,
А у тебя какая, тролль? Radeon HD 7990? Или может GeForce GTX 690? Небось встроенное недовидео и куча тролльих соплей.
по спору о том что лучше - в закрытом драйвере у меня проблема с масштабированием, которое включается после перезагрузки, которой нет в открытых драйверах, так что я открытые предпочитаю - всё работает без нареканий))