Ранее уже упоминалось (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38986), что в MESA почти завершена реализация OpenGL 3.3. В данный момент процесс вышел на финишную прямую: реализация OpenGL 3.3 для драйвера R600 добавлена (http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2014-February...) в MESA. В состав MESA была включена (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=ccea799ee3f...) поддержка GLSL 3.30, реализация (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=1371d65a7fb...) геометрических шейдеров для семейства Evergreen (ряд видеокарт семейства HD5000), поддержка (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=f89394be986...) для GPU семейства R600/R700 слоя вывода вершинных шейдеров (VS output layer) и ряд иных изменений, приводящих драйвер R600 в соответствие с стандартом OpenGL 3.3. Данное изменение является одним из последних, необходимых для завершения (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/tree/docs/GL3.txt) реализации поддержки OpenGL 3.3 в MESA. После этого предстоит большая работа по реализации нового семейства стандартов семейства OpenGL 4.хКроме того, компания Intel реализовала (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=25268b930db...) в драйвере i965 расширение ARB_compute_shader с реализацией поддержки вычислительных шейдеров (Compute Shader (http://www.opengl.org/registry/specs/ARB/compute_shader.txt)), позволяющих выполнять на GPU произвольные вычислительные работы. По своему назначению вычислительные шейдеры напоминают средства OpenCL, но отличаются использованием языка GLSL и низкоуровневой реализацией. По умолчанию поддержка вычислительных шейдеров пока отключена, для активации следует установить переменную окружения INTEL_COMPUTE_SHADER=1.
URL: http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=MTU5MjE
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39021
А за чей счёт MESA делается, кто основные спонсоры и поставщики кадров?
http://www.ohloh.net/p/mesa/contributors/summaryПервый из топа - разработчик от Intel.
> Первый из топа - разработчик от Intel."А Слава КПСС - вообще не человек!"
Core часть делают Интел и Вмваре, остальные в своей реализации dri используют их core часть, AMD и энтузиасты пилят стейт-трекеры.
Интел вообще пошел своим путем и их драйвер не использует инфраструктуру Gallium и что там еще, так что вот не надо тут. С другой стороны в результате их драйвер непропорционально хорошо работает, невзирая на дохлое оборудование :)
Большая часть кода между интелом и галлиумом расшарена - glsl, glx, math, main. DRI естественно свои. Правда если AMD использует код интела и вмваре, то интел использует только core часть vmware и остальное пишет все сам.
Интел, Вмваре, АМД, Ред Хат, энтузиасты.
> Интел, Вмваре, АМД, Ред Хат, энтузиасты.Кстати, а vmware-то это зачем?
Как минимум ради гостевого драйвера.
> А за чей счёт MESA делаетсяза твой.
> за твой.Он донейтил? Какой хороший человек.
я нищита
вот почему интела делают нормальные драйвера для своего железа, и выкладывают все сырцы (хоть видюхи у них совсем не игровые, и скорострельности от них никто не требует), а остальные жмут все, что можно...
остальные - это кто?
Видимо Нвидия. :)
Ну амд тоже щас выкладывает. Только нивидия артачится.
Потому что когда-то давно NVidia поняла, что она хорошо пишет только драйверы -- после попытки создания открытых драйверов для NVidia Riva 128. Они работали, конечно... Но требовали каких-то немыслимых хаков для X-сервера, и прочих неочевидных ходов. Хотя работали, не спорю -- Quake II в режиме "Generic OpenGL" мне удавалось запускать под Линуксом в 1997 году.В связи с этим было принято Соломоново решение напрячь на реализацию libGL.so компанию Silicon Graphics -- впрочем, решение очевидное. Тогда SGI посмотрела на то, что тогда предлагала Tungsten Graphics в качестве решения для доступа к видеокарте (это то, что мы сейчас знаем как DRI v1, а раньше называли просто DRI), и сказала, что это мерзостное непереносимое говно. Может быть, это NIH. А может быть, что это и правда мерзостное непереносимое говно, не знаю, я не специалист в написании низкоуровневых интерфейсов для доступа к видеоакселераторам.
Тогда NVidia решила положить большой болт на DRI и написать своё решение, с покером и блудницами. Ну и закрыть его, для того, чтобы не обвиняли, что они что-то там у кого-то "подсмотрели".
> Потому что когда-то давно NVidia поняла, что она хорошо пишет только драйверы
> -- после попытки создания открытых драйверов для NVidia Riva 128. Они
> работали, конечно... Но требовали каких-то немыслимых хаков для X-сервера, и прочих
> неочевидных ходов. Хотя работали, не спорю -- Quake II в режиме
> "Generic OpenGL" мне удавалось запускать под Линуксом в 1997 году.
> В связи с этим было принято Соломоново решение напрячь на реализацию libGL.so
> компанию Silicon Graphics -- впрочем, решение очевидное. Тогда SGI посмотрела на
> то, что тогда предлагала Tungsten Graphics в качестве решения для доступа
> к видеокартеСиликоны очень любили Number Nine видюшки. Для своего времени были адски убойные железяки,
в 1994 (95?) году поддерживали шейдеры, z-буфера, альфа-блендеры, 128 и 256-битные рендеры,
аппаратные кодеки MP1/MP2 и пр. плюшки. Стоили как 10 компов.
> Силиконы очень любили Number Nine видюшки.За то, что они были наборными.
В максимальной комплектации видеоподсистема для той SGI'шки, которую я видел разобранной, состояла из четырёх (!) отдельных плат, каждая из которых делала свой кусок OpenGL.
> Тогда NVidia решила положить большой болт на DRI и написать своё решение,
> с покером и блудницами.Впрочем, через пять, что ли, лет им это вышло боком: драйвера оказались непортируемыми между различными версиями Юниксов. В Солярисе и во FreeBSD просто в ядре не было необходимых подсистем.
Но NVidia не совсем уж глухие отморозки, и как-то там взаимодействовали с Community, и драйвера всё-таки рано или поздно появились.
Правда, теперь нет SGI. И перелицензировать код -- это вырвиглазный 3,14здец. А "прошерстить" и переписать -- экономически невыгодно, хотя DRI v2 гораздо лучше спроектирован, и есть все основания полагать, что NVidia бы его вполне хватило.
> Впрочем, через пять, что ли, лет им это вышло боком: драйвера оказались
> непортируемыми между различными версиями Юниксов.А еще чуть попозже невидия влетела на полмиллиарда, просто потому что не может портировать кусок блобятины на MIPS который в почете у китайцев.
> Но NVidia не совсем уж глухие отморозки, и как-то там взаимодействовали с
> Community, и драйвера всё-таки рано или поздно появились.Нвидия популярно объяснила бздюкам что если они не раскорячатся - кина не будет. Пришлось раскорячиться. Под линевый DRM/KMS тоже пришлось, ибо открытые драйвера труба шатали доисторический UMS и выпилили его КЕМ. Вот как-то так оно нынче и телепается, мимикрируя интерфейсами под линь. Иначе всем будет пофигу. Нвидия прямо так и сказала - вы или делаете управление памятью как нам надо ("как в лине"), или идете в пень.
> спроектирован, и есть все основания полагать, что NVidia бы его вполне хватило.
А "бы" в этом мире не считается. Нвидия там пытается примазаться к разным кульным плюшкам типа DMA-BUF, но там линуксоиды повесили от всяких му... GPL_ONLY, по поводу чего нвидия долго истекала коричневой субстанцией.
Исходный код драйвера для винды в студию. Он гораздо быстрее и умеет ОпенГЛ 4
> Исходный код OpenGL.dll для винды в студию. Он гораздо быстрее и умеет
> ОпенГЛ 4Obvious fix.
> Чтобы чужие решения не использовали конкуренты. Конкуренция.Так и представляю себе интел и амд привинчивающие к своим чипам нвидиевский драйвер, попутно наспех переделывая архитектуру своих чипов.
> Так устроен мир за пределами спо-матрицы.
Поэтому проприерасов и захавает СПО. Многовато в их процессах совершенно иррационального булшита со стороны жлобья-манагерья и прочих, которые сбоку-припеку.
> вот почему интела делают нормальные драйвера для своего железа, и выкладывают все сырцы (хоть видюхи у них совсем не игровые, и скорострельности от них никто не требует), а остальные жмут все, что можно...Потому что у "остальных" видеодрайверы для высокопроизводительных видеокарт — это реальная интеллектуальная собственность, благодаря производству которых они ЗАРАБАТЫВАЮТ. А у Intel видеодрайвер всего лишь системное ПО для "затычки" за 25 долларов.
> А у Intel видеодрайвер всего лишь системное ПО для "затычки" за 25 долларов.Амд тем не менее это не мешает релизить сорцы и спеки. И что-то я не вижу лютого профита у нвидии от этого всего.
А нет ли где-нибудь списка всех видеокарт с оценкой разных драйверов для них? Чтобы открыть и сразу увидеть, для какой реализованы лучшие свободные драйверы, для какой несвободные, и вообще оценить ситуацию. На форониксе не нашёл.
AMD — http://xorg.freedesktop.org/wiki/RadeonFeature/
NVIDIA — http://nouveau.freedesktop.org/wiki/FeatureMatrix/
Intel — http://www.x.org/wiki/IntelGraphicsDriver/
Хотя так-то это не совсем сравнение.
Спасибо! Почти то, что нужно.
На самом деле хрень это всё. Написано done, а на деле nouveau очень медленный и глючный.
Вот оно от этого становится менее done или как?
Done значит done, а не оптимизировано по самое нехочу и архитектура оптимальна, такие дела.
> Вот оно от этого становится менее done или как?
> Done значит done, а не оптимизировано по самое нехочу и архитектура оптимальна,
> такие дела.Честно надо было писать mostly и wip.
> Честно надо было писать mostly и wip.Технически GL3.3 реализован. А то что реклок не работает и прочая - скажите спасибо нвидии за отсутствие спеков.
> nouveau очень медленный и глючный.Спасибо нвидии за отсутствие спеков и нерабочий реклок.
> Хотя так-то это не совсем сравнение.Вот немного менее радужная картинка: http://dri.freedesktop.org/wiki/GalliumCompute/
Я вчера наканецта запустил на дривере от интеля Unigine Tropics 1.0 (2008 года)
Драйвирь Интелъ® показал ошеломляющие результаты: 0.01666 FPS при 1280x1024 :DНо прогресс есть: до 2010 года оно ваще не запускалось, потом, при использовании
эффекта тумана крэшдампилось, теперь же сцены с туманом отображаются чёрным, но не падает.
на нетпуке пускал?
А у меня heaven 3 работал и фпс был 16
hd graphics 2500, mesa 10
А valley не заработал :-(
> на нетпуке пускал?Shuttle DS61 http://ru.shuttle.com/news/productsDetail?productId=1653
В общем, надо порулить в настройках ещо. Потому как проц нагружен на 15%,
а нихрена не работает.TearFree накой параметр нужон?
Клёва, обновил Mesa, и врубил Option "Composite" "on", теперь при втыкании USB-камеры
комп виснет намертво, вынимаешь - оживает :DI love FOSS, Форева!
Ура мужики, жизнь налаживается,.... уже разогнал до 9 FPS !!!Linux 3.14.0-rc1+
Intel® Celeron® G1620, 2.70GHz
Intel Driver 2.99.909
DRM 2.4.52
Меsa 10.3
FPS: 9.9
SCORE: 249http://i33.fastpic.ru/big/2014/0206/29/3bd2d9056e5fed7e2a725...
Только это такой OpenGL, которого лучше бы не было...
Вот тут, на скрине ниже, где пятна
http://i57.fastpic.ru/big/2014/0206/d4/98c3f3085298591005b18...должен быть прекрасный, зелёный остров с пальмами, блэкджеком и поэтессами,
вот такой: http://unigine.com/products/tropics/tropics8.jpg
> Ура, мужики, жизнь налаживается,.... уже разогнал до 9 FPS !!!
> http://i33.fastpic.ru/big/2014/0206/29/3bd2d9056e5fed7e2a725...
> Только это такой OpenGL, которого лучше бы не было...
> Вот тут, на скрине ниже, где пятна должен быть
> прекрасный зелёный остров с пальмами, блэкджеком и поэтессами.
> http://i57.fastpic.ru/big/2014/0206/d4/98c3f3085298591005b18...чё за экран. и чё за хрен ушастый на нём отражается?
>> Ура, мужики, жизнь налаживается,.... уже разогнал до 9 FPS !!!
>> http://i33.fastpic.ru/big/2014/0206/29/3bd2d9056e5fed7e2a725...
>> Только это такой OpenGL, которого лучше бы не было...
>> Вот тут, на скрине ниже, где пятна должен быть
>> прекрасный зелёный остров с пальмами, блэкджеком и поэтессами.
>> http://i57.fastpic.ru/big/2014/0206/d4/98c3f3085298591005b18...
> чё за экран. и чё за хрен ушастый на нём отражается?Хрен - я, ухо - моё, экран - вьюсонег TD2220
а чё он какой-то не такой?и почему gcc 2008 года?
> а чё он какой-то не такой?В support@intel.com плиз!
> и почему gcc 2008 года?
Потому, что бенчмарк скомпилили в 2008 году, а всё что новее, тупа не запускается :)
>> а чё он какой-то не такой?
> В support@intel.com плиз!Фигассе у твоих ушей поддержка!
Уважаю! Но пить не буду.
> Ура мужики, жизнь налаживается,.... уже разогнал до 9 FPS !!!Ну а что ты хотел от интеловского интеграта? Чтобы он как HD7970 чтоли пахал? Кто ж тогда 7970 будет покупать?
> должен быть прекрасный, зелёный остров с пальмами, блэкджеком и поэтессами,
А я там вижу какого-то хрена, предположительно, делающего фэйспалм. Забавный у интела рендерер, не отнять :).
>> Ура мужики, жизнь налаживается,.... уже разогнал до 9 FPS !!!
> Ну а что ты хотел от интеловского интеграта?На двухядерном проце, с 2 мегами L2 кэша, при 2.70GHz, из них 600MHz видюшых,
и при 256Mb видео оперативки?! Да, 30fps должно отрабатывать, причём минимум и стабильно.
> На двухядерном проце, с 2 мегами L2 кэша, при 2.70GHz, из них
> 600MHz видюшых,
> и при 256Mb видео оперативки?! Да, 30fps должно отрабатывать, причём минимум и
> стабильно.оно не должно. оно рождено, чтобы тормозить. у меня интеграшка, наверное, потолще твоей будет, а тормозит - как квейк на спектруме.
>> На двухядерном проце, с 2 мегами L2 кэша, при 2.70GHz, из них
>> 600MHz видюшых,
>> и при 256Mb видео оперативки?! Да, 30fps должно отрабатывать, причём минимум и
>> стабильно.
> оно не должно. оно рождено, чтобы тормозить. у меня интеграшка, наверное, потолще
> твоей будет, а тормозит - как квейк на спектруме.Если не лень будет, воткну хард с ХРюшей и затестю.
А пока свалили на каток, там дефки, все дела... с вам тут только целлюлит выращивать :-P
> Если не лень будет, воткну хард с ХРюшей и затестю.
> А пока свалили на каток, там дефки, все дела... с вам тут
> только целлюлит выращивать :-Pмы любили одну девушку. но она предпочла моего друга. с тех пор я остался с носом. а мой друг - без носа. итак, тема лекции "сифилис и его последствия".
> Если не лень будет, воткну хард с ХРюшей и затестю.Дык, затести. Мне как-то сомнительно что интеловый интеграт на стабильные 30FPS в этом бенче вообще распереться в состоянии.
> с вам тут только целлюлит выращивать :-PRTFM различия строения мышц. :)
И опять просьба: хочется матюкнуться кому-то в ответ -- лучше не ответить ничего.
> и при 256Mb видео оперативки?! Да, 30fps должно отрабатывать,На тяжелом бенчмарке? Интеграт? 30FPS? Даааа? А ты не пробовал к воробью пудовую гирю подвязывать, в надежде что взлетит? Мне что-то кажется что интеловый интеграт 30FPS на таких бенчах поднапряжется хоть там где, независимо от драйверов.
И 256 мегов - это какой оперативки? Отпиленной от системы DDR3, бандвиз которого еще и системным процом жрется? Пфф, сам понимаешь - до быстрого GDDR5 на выделенной широкой шине ему. Ну в общем понятная русскоговорящим аналогия: в одном случае ты маринуешься в пробке с кучей всяких посторонних данных, а во втором - у тебя выделенная трехполосная дорога, где ни одной живой души и ты чешешь с мигалкой под 200 :).
> причём минимум и стабильно.
Ну в гамезах по этому поводу можно все эффекты срубить, получив сносный FPS даже на интеграте...
>>Да, 30fps должно отрабатывать,
> На тяжелом бенчмарке? Интеграт? 30FPS? Даааа?фороникс.рф уже не тот. //А всё от деффок и катков.
Лучше бы ты вместе с фракталом матчасть подучил.MESA_GL_VERSION_OVERRIDE=3.2 MESA_GLSL_VERSION_OVERRIDE=150 ./benchmark_name
Ну и ламерский вопрос, почему они по дефолту это не могут? Скромные, стесняются?Более двух лет назад, с уже покойным, Додоновым пытались научить Intel пускать
нормально Unigine - так там такие танцы с бубнами были. С тех пор только SNA
по дефолту сделали. А GL 3.2 ещё в 12 году был, тестовый, и такой же корявый.Ща попробую с этими переменными.
> Лучше бы ты вместе с фракталом матчасть подучил.
> MESA_GL_VERSION_OVERRIDE=3.2 MESA_GLSL_VERSION_OVERRIDE=150 ./benchmark_nameГуй, кучерявый!!!
export MESA_GL_VERSION_OVERRIDE=3.2
export MESA_GLSL_VERSION_OVERRIDE=150
./benchmark_name...ля-ля-ля
GLRender::Required_extension(): required extension GL_EXT_draw_range_elements is not supported
Продолжаем учить матчасть. Это расширение давно списано и тест уже старый, движок с тех пор сильно изменился.Зато удивись, valley сейчас работает.
> Продолжаем учить матчасть.Без высеров учимся писать
> Зато удивись, valley сейчас работает.GLRender::require_extension(): required extension GL_ARB_geometry_shader4 is not supported
>> Зато удивись, valley сейчас работает.
> GLRender::require_extension(): required extension GL_ARB_geometry_shader4 is not supportedКакие же нвидиафаги дети. Даже отвечать не хочется. Хотя бы за новостями следил бы.
А меза точно 10?
нужна 10
тропику не нужно opengl 3.2
и от этих переменных в любом случае ничего кроме прибавления глюков не будет.
> тропику не нужно opengl 3.2
> и от этих переменных в любом случае ничего кроме прибавления глюков не
> будет.Не мешай ему, он учит матчасть.
Не нужно, но по какой-то причине остров прорисовывается нормально с этими опциями.
> Клёва, обновил Mesa, и врубил Option "Composite" "on", теперь при втыкании
> USB-камеры комп виснет намертво, вынимаешь - оживает :DКристина - хакер со стажем
> Клёва, обновил Mesa, и врубил Option "Composite" "on", теперь при втыкании
> USB-камеры комп виснет намертво, вынимаешь - оживает :DКазалось бы, каким буем камера к MESA вообще относится? Может ты еще чего-то обновил? :)
Мне чесна говоря в лом изучать, кто там виноват. Пошагово вернул обратно, что менял.
На шаге Option "Composite" "off" заработало.
> Драйвирь Интелъ® показал ошеломляющие результаты: 0.01666 FPS при 1280x1024 :DТы его что, на тетрисе запустил? Вот уж не знал что интел тетрисы выпускает...
>> Драйвирь Интелъ® показал ошеломляющие результаты: 0.01666 FPS при 1280x1024 :D
> Ты его что, на тетрисе запустилЭто был swrast дрывер.
> Это был swrast дрывер.Гыгы. Тогда уж юзай llvmpipe чтоли. Этот и 8 ядер жрет как не в себя. Правда FPS все-равно гуевый.
Шел 2014 год на дворе opengl 4.4
> Шел 2014 год на дворе opengl 4.4Ну так фигли ты на форуме трындишь вместо того чтобы код писать?
Спасибо, на моем маке OpenGL 4.1
> Спасибо, на моем маке OpenGL 4.1Но это не твоя заслуга. Что сказать то хотел? Похвастаться объемом захаванного? Так хавать даже амебы в пробирке умеют, так что это не котируется. Да и 4.1 на фоне 4.4 в проприетарных блобиков от амд и нвидии выглядит тухловато, так что даже в этом FAIL.
А моём линуксе OpenGL 4.4
geforce 620 отказался тянуть 4.4
> geforce 620 отказался тянуть 4.4Странно, и почему видеокарта с заявленной в спецификациях поддержкой GL 4.2 вдруг отказывается тянуть GL 4.4?
хз почему, должна тянуть. А заявлено 4.2 потому что было только 4.2
> хз почему, должна тянуть. А заявлено 4.2 потому что было только 4.2Нвидия никому ничего не должна. Если нужно больше, чем заявлено - купи новую карту.
И вообще, кто сказал, что GT 620 поддерживает 4.4? Может имелось в виду что-то в обычном для nvidia стиле:
Feature Support:
DirectX 11.2* : YES*Feature level 11_0