После пяти месяцев разработки увидел свет (http://lists.freedesktop.org/archives/wayland-devel/2014-May...) стабильный релиз протокола, механизма межпроцессного взаимодействия и библиотек Wayland 1.5 (http://wayland.freedesktop.org), а также развиваемого параллельно композитного сервера Weston 1.5. Ветка 1.5 обратно совместима на уровне API и ABI с выпусками 1.x, но дополнительно содержит порцию улучшений, расширяющих возможности протокола и композитного сервера Weston. Следующий выпуск 1.6 запланирован на середину сентября (разработка синхронизирована с GNOME Shell 3.14).
Основные новшества Weston 1.5:
- Интегрирована поддержка DDX-компонента XWayland (Device-Dependent X), включённого (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39516) в состав кодовой базы X.Org и дебютирующего в осеннем выпуске X.Org Server 1.16. XWayland позволяет обеспечить работу прослойки для выполнения немодифицированых приложений X11 в окружении на базе Wayland и композитного сервера Weston. По организации работы XWayland выполнен в форме отдельного X-сервера, чем напоминает Xwin и Xquartz для платформ Win32 и OS X. Для ускорения вывода используется основанная на OpenGL архитектура 2D-акселерации Glamor, что позволяет использовать XWayland независимо от установленных видеодрайверов (изначально, первый вариант XWayland основывался на задействовании средств 2D-ускорения из отдельных драйверов для конкретного оборудования, например, развивался специальный драйвер xf86-video-wayland и поддерживалась отдельная ветка драйвера xf86-video-intel с поддержкой Wayland, теперь эти наработки объявлены устаревшими);- Продолжена работа над протоколом xdg-shell, предназначенного для организации взаимодействия между приложениями и десктоп-окружением, в том числе востребованного для обеспечения полноценной работы GNOME Shell поверх Wayland. Работа над xdg-shell пока полностью не завершена, но в текущем выпуске добавлена давно ожидаемая поддержка минимизации. До полноценного состояния xdg-shell планируется довести к выпуске 1.16;- Компоненты для организации ввода вынесены в отдельную библиотеку
libinput (http://www.freedesktop.org/wiki/Software/libinput/), которая уже задействована в таких проектах, как Clutter и GNOME. Weston может быть настроек для использования libinput, но по умолчанию пока предлагается старый код для работы с устройствами ввода данных. Переход на libinput по умолчанию и удаление старого кода ожидается после стабилизации API libinput;- Поддержка анимированного закрытия окон. В своей основе данная функция обеспечена новым механизмом временного удержания поверхности после отключения клиента, создавшего данную поверхность;
- Добавлена поддержка полноэкранной оболочки (Fullscreen shell), механизма, позволяющего одному клиенту создать неперекрываемую поверхность, развёрнутую на весь экран, что может быть востребовано при реализации интернет-киосков или в играх;
- В Weston обеспечена возможность использования различной глубины цветности для различных каналов вывода;Основные новшества Wayland 1.5:
- Осуществлён переход на использование нерекурсивных сборочных сценариев (Makefiles).- Для событий wl_display задействована внутренняя очередь событий, что позволяет клиентской библиотеке мгновенно отправлять события delete_id и error, даже если применяемая по умолчанию очередь переполнена.
Экспериментальная поддержка функционирования поверх Wayland уже доступна выпусках KDE 4.13 (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39586) и будет доступна (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39234) из коробки в ветке KDE 5. В GNOME поддержка Wayland также пока носит экспериментальный характер, но в выпуске GNOME 3.14 ожидается реализация полноценного сеанса поверх Wayland, пригодного для реальной работы. В дальнейших выпусках проект GNOME планирует перейти на Wayland в качестве первичной платформы, а разработчики KDE намерены обеспечить работу поверх Wayland не хуже, чем X.Org. Более того, полноценная поддержка работы GNOME поверх Wayland будет обеспечена (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39738) уже в осеннем выпуске дистрибутива Fedora 21.
Полноценная поддержка поддержка Wayland также ожидается в выпуске проекта Enlightenment E18 (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38708) и в одном из будущих выпусков (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39106) MATE. Wayland также используется в мобильных платформах Sailfish (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38545) и Tizen 3 (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38409). Кроме существующих систем активно развиваются новые десктоп-окружения, работающее только на базе технологий Wayland - Hawaii (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38730) и Orbital (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38934). Для тестирования работы GNOME, KDE и Enlightenment, Hawai и Orbital поверх Wayland развивается (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39379) специальный Live-дистрибутив Rebecca Black Linux (http://sourceforge.net/projects/rebeccablackos/).
Wayland представляет (http://wayland.freedesktop.org/architecture.html) собой протокол взаимодействия композитного сервера и работающих с ним приложений. Клиенты самостоятельно выполняют отрисовку своих окон в отдельном буфере, передавая информацию об обновлениях композитному серверу, который комбинирует содержимое буферов отдельных приложений для формирования итогового вывода с учётом возможных нюансов, таких как перекрытие окон и прозрачность. Иными словами, композитный сервер не предоставляет API для отрисовки отдельных элементов, а оперирует только с уже сформированными окнами, что позволяет избавиться от двойной буферизации при использовании высокоуровневых библиотек, таких как GTK+ и Qt, берущих на себя работу по компоновке содержимого окон. В настоящее время поддержка прямой работы c Wayland уже реализована для библиотек GTK3+, Qt 5, SDL (начиная с выпуска 2.0.2 (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39269)), Clutter и EFL (Enlightenment Foundation Library).
В рамках проекта Weston развивается одна из реализаций композитного сервера. В роли композитного сервера также может выступать любой другой продукт, поддерживающий протокол Wayland. Например, в настоящее время ведётся работа по обеспечению поддержки Wayland в KWin. В текущем виде Weston уже вышел за рамки набора примеров для тестирования протокола Wayland, но продолжает позиционироваться как эталонная система, которая может обрастать функциональностью через плагины и дополнения. При этом Weston не будет развиваться как обособленное десктоп-окружение, а будет представлять собой ядро и плагинный API для создания таких окружений, по аналогии с тем, как сервер X.Org лежит в основе современных графических систем. Пользовательские оболочки и расширенные функций управления окнами предлагается реализовывать в форме внешних бэкендов к Wayland.Взаимодействие с аппаратным обеспечением в Wayland/Weston, например, проведение инициализации, переключение видеорежимов (drm modesetting) и управление памятью (GEM для i915 и TTM для radeon и nouveau) графических карт, может производиться напрямую через модуль, работающий на уровне ядра, что позволяет обойтись без привилегий суперпользователя. Композитный сервер Weston может работать не только с использованием DRM-модуля ядра Linux, но и поверх X11 или поверх другого композитного сервера Wayland. Кроме того, развиваются проекты (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=36685) по обеспечению работы поверх графического стека платформы Android.
Для обеспечения выполнения обычных X11-приложений в окружении на базе Wayland используется DDX-компонент XWayland (http://cgit.freedesktop.org/xorg/xserver/tree/hw/xwayland) (Device-Dependent X), похожий по организации работы на Xwin и Xquartz для платформ Win32 и OS X. Поддержку запуска X11-приложений планируется встроить непосредственно в композитный сервер Weston, который при попытке выполнения...URL: http://lists.freedesktop.org/archives/wayland-devel/2014-May...
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39824
Нормальные дрова для Nvidia под него уже есть?
> Нормальные дрова для Nvidia под него уже есть?Видимо пора приобрести нормальную карту с KMS драйвером а не Nvidia
А я иногда в игры люблю поиграть. Интел и Радеон тут как-то не сильно помогают.
Нвидия тебе в этом тоже не поможет, не говоря уж о всякий Вейландах. Тебе просто на другую ОС, друже.
Очень зря ты так считаешь, ибо только на nVidia нормально и поиграешь (обладатель 216 игр в steam и большого кол-ва не самых старых видеокарт nVidia и AMD).
Геймо-школоло? Пиписькомерство? А 6 мониторов к одной видяхе они тянут? А то я, когда искал, нашёл такую инфу только о AMD.
> Геймо-школоло? Пиписькомерство? А 6 мониторов к одной видяхе они тянут? А то
> я, когда искал, нашёл такую инфу только о AMD.Ну вы-то, конечно, суровый бородатый дядька, которому презренные игрушки не нужны, да?
> Ну вы-то, конечно, суровый бородатый дядька, которому презренные игрушки не нужны, да?Игрушки для бородатых дядек (типа третьих героев) отлично работают практически на любом железе.
> Ну вы-то, конечно, суровый бородатый дядькаСейчас в тренде бородатые тетьки, будьте современны :)
Сильно не смешно
Это потому, что вы слишком угрюмы и слишком серьезны. Я стараюсь избегать таких людей - не хочу сойти с ума на ровном месте.
> Это потому, что вы слишком угрюмы и слишком серьезны.нет, это потому, что ты идиот и твои шутки даже до уровня петросяна не дотягивают. публичное демонстрирование идиотизма смешно только другим идиотам.
Спокойно! Плохое настроение скоро сменится хорошим ;)
Ати 6850 открытые драйвера ,все тянет и играется так ,что не изди.
зато тебе поможет windows
Играю на интеле, вполне норм.
1фпс хоть есть?
Аж целых 60 в UT2004 :)
А на dm-gestalt сколько фпс? А на dm-icetomb?
> А я иногда в игры люблю поиграть. Интел и Радеон тут как-то
> не сильно помогают.Что с АМД не так?
Примеры нормальных будут? Или опять AMD с Intel`ом?
нормальная видюха - nVidia, всё остальное - туфта
заявление типичного фанатика
> заявление типичного фанатикаФанбои такие фанбои. А, кстати, он прав. Объективно. А ты фуфлогон.
А они не нужны. Это не иксы.
Действительно. Все взаимодействие с железом уже давно реализовано через libastral.
всё взаимодействие с железом реализовано в ядерном драйвере, и представляется через direct rendering manager, gem/ttm и mesa( OpenGL(-ES) ).
Нет
> Нормальные дрова для Nvidia под него уже есть?Нвидия вроде работает над этим. А будет недостаточно быстро работать - есть средний палец Линуса.
>> Нормальные дрова для Nvidia под него уже есть?
> Нвидия вроде работает над этим. А будет недостаточно быстро работать - есть
> средний палец Линуса.Средний палец Линуса бизнесу до одного места, честно говоря.
nouveau нэ?
>Поддержка анимированного закрытия оконВот ради этого всё и затевалось.
Эпохальная инновация.
Да, я тоже думаю, это основная причина.
а без этого Линукс никому не нужен...
А с этим вытеснит Windows за месяц.
Удивительно, а как тогда всё это время на иксах в KDE эффект скольжения осуществляет анимацию открытия/закрытия/сворачивания/разворачивания окон, даже не подозревая, что в иксах нет подобной поддержки?
Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А здесь поддержка на этаж выше.
> Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А
> здесь поддержка на этаж выше.А в чём принципиальное улучшение, если задачу с менеджера окон перекладывают на графический сервер?
Разве не оконный менеджер этим должен заниматься?
Концепция изменилась. Всем должен заниматься GPU.
Заменитель иксов должен сваливать ему в буфер текстуры и шейдеры, которые присылают ему виджетовые тулкиты, которыми программы выводят изображение.
> Заменитель иксов должен сваливать ему в буфер текстуры и шейдеры, которые присылают
> ему виджетовые тулкиты, которыми программы выводят изображение.Оконный менеджер рисует на экране не через libastral, а через тот же самый граф. движок, что используется для рисования программами.
> Концепция изменилась. Всем должен заниматься GPU.так вот откуда xasd взял свой напалменный перл «GUI, делаемый средствами видеокарты»!
> Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А
> здесь поддержка на этаж выше.Она не нужна на этаж выше. В icewm этой анимации нет отнюдь не потому, что бравые разработчики не знают, как её воткнуть.
>> Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А
>> здесь поддержка на этаж выше.
> Она не нужна на этаж выше. В icewm этой анимации нет отнюдь
> не потому, что бравые разработчики не знают, как её воткнуть.Разраб там одын и он давно забил болт на всякие новшества, только багфиксы
> Разраб там одын и он давно забил болт на всякие новшества, только
> багфиксыЕсли бы там была нужна анимация закрытия, её бы сделали ещё лет 10 назад, когда разработчиков было больше.
собственно, icewm хорош в том числе и тем, что туда давно ничего не дописывают.
> собственно, icewm хорош в том числе и тем, что туда давно ничего
> не дописывают.Чем плоха панель сбоку? На широкоформатных мониторах самое то, но в айсе ее нет. Приходится вместо панели айса использовать lxpanelx, которая куда как лучше по настройкам
То есть, для IceWM подходит панель lxpanel, но вы предлагаете разработчикам IceWM делать свой велосипед с квадратными колёсами? :-)
> То есть, для IceWM подходит панель lxpanel, но вы предлагаете разработчикам IceWM
> делать свой велосипед с квадратными колёсами? :-)Тогда ответьте на вопрос, зачем вообще пишут проги :-) Есть куча панелей, от самых дурацких на перловой каше до супернавороченных панелей на моно. Зачем авторы панелей их вообще пишут, если , как вы считате, "уже все есть, остальное нинужно" ? :-)
> Тогда ответьте на вопрос, зачем вообще пишут проги :-)Взрослые люди - когда программа нужна. Дети - для обучения, только они этого не осознают.
> Есть куча панелей
То есть, взрослый человек решит задачу "добавить боковую панель к IceWM" просто и элегантно - он не будет тратить груду времени на написание кода, его поддержку, а возьмёт подходящую панель из уже имеющихся. А дитё будет ваять очередной велосипед с квадратными колёсами, само не особо понимая, зачем.
> То есть, взрослый человек решит задачу "добавить боковую панель к IceWM" просто
> и элегантно - он не будет тратить груду времени на написание
> кода, его поддержку, а возьмёт подходящую панель из уже имеющихся. А
> дитё будет ваять очередной велосипед с квадратными колёсами, само не особо
> понимая, зачем."Взрослый чоловик", который пользователь, желает получить все сразу на блюдечке и это вполне естественное желание. Напротив, для него крайне неестественно обрубать хвост одной проге, чтобы к ней прицепить уши от другой. Это должен делать автор проги, а не пользователь, но если раньше автор айса довольно быстро откликался на запросы пользователей, и это нормально, в отличии от визгов "никто никому не должен", то сейчас он на прогу просто забил.
слушай, но зачем? сирожа тупее табурета, он не поймёт. ему все вокруг должны.
Хотел убедиться - я этого персонажа только пару дней назад встретил.
> слушай, но зачем? сирожа тупее табурета, он не поймёт. ему все вокруг
> должны.Убогий ты :-) Не об этом речь
> Если бы там была нужна анимация закрытия, её бы сделали ещё лет
> 10 назад, когда разработчиков было больше.нужна хотя бы панель сбоку, но ее тоже нет
Вы уверены в том, что разработчик разделяет с вами это мнение? Делать из IceWM аналог уже существующих xfce, gnome, kde или любого другого WM довольно глупо.А поскольку WM и оконная система вообще - это уже 20 лет не высокоинтеллектуальные разработки, у каждого WM есть определённые пределы роста. Скажем, мой любимый i3 бурно развивался пару лет назад, а сейчас замер - всё, что было нужно, уже реализовали. Теперь нужно остановиться. Прямо как у скульпторов.
> Вы уверены в том, что разработчик разделяет с вами это мнение? Делать
> из IceWM аналог уже существующих xfce, gnome, kde или любого другого
> WM довольно глупо.Панель сбоку это "аналог WM кед"? Гхм :-)
> А поскольку WM и оконная система вообще - это уже 20 лет
> не высокоинтеллектуальные разработки, у каждого WM есть определённые пределы роста. Скажем,
> мой любимый i3 бурно развивался пару лет назад, а сейчас замер
> - всё, что было нужно, уже реализовали. Теперь нужно остановиться. Прямо
> как у скульпторов.Нет пределов роста даже в своем классе. Всегда полно вещей, которые необходимо реализовать. Панель сбоку, поддержка прозрачности, сейчас для любого wm базовые вещи, которых в айсе нет
> Нет пределов роста даже в своем классе. Всегда полно вещей, которые необходимо
> реализовать.Скорее необходимо НЕ реализовывать.
> Панель сбоку, поддержка прозрачности, сейчас для любого wm базовые вещи,
> которых в айсе нетРжал долго, спасибо.
>> Нет пределов роста даже в своем классе. Всегда полно вещей, которые необходимо
>> реализовать.
> Скорее необходимо НЕ реализовывать.Не у всех столь низкие потребности :-)
>> Панель сбоку, поддержка прозрачности, сейчас для любого wm базовые вещи,
>> которых в айсе нет
> Ржал долго, спасибо.Если бы от вас был хоть какой то толк, кроме высказывания собственного бесценного критического мнения .. :-)
> Не у всех столь низкие потребности :-)У кого есть потребности в украшательствах и есть голова на плечах, те не компостируют мозги разработчикам IceWM, а берут KDE, Gnome, Unity и т.д.
>> Не у всех столь низкие потребности :-)
> У кого есть потребности в украшательствах и есть голова на плечах, те
> не компостируют мозги разработчикам IceWM, а берут KDE, Gnome, Unity и
> т.д.Панель сбоку это не украшательство, равно как и панель с большими настройками, это необходимость
необходимость, сирожа, это рабочий мозг. тебе, идиоту, уже прямым текстом сказали, куда идти за твоими боковыми панелями, но ты всё продолжаешь нести свою чушь.тебе нужно — ты и делай. или иди на другой WM/DE. остальные пользователи айса, похоже, вполне довольны жизнью без дурацких боковых панелей.
давай, заводи теперь свою шарманку про то, что няшные проприерасты юзеров облизывают, а мерские линуксоиды игнорируют. уже можно.
Animate window closing. A minor feature, but it validates the mechanism for keeping surfaces around after the client that created them goes away.
То есть как в винде будут висеть окна, которые никак нельзя закрыть, не привязанные ни к какому процессу
нет, это обычная демонстрация того, как после закрытия окна продержать сурфейс для отработки эффекта.
А если добавить плагин, реализующий отрисовку примитивов и плагин передачи их по сети.... Wait! OH SHI..
Пытаемся с помощью примитивов нарисовать что-то похожее на интерфейс современной ОС... Wait! OH SHI..
В чем именно вы видите проблему?
> плагин передачи их по сети...Давно уже.
>Поддержка анимированного закрытия оконКак в OSX :)
> Как в OSX :)WindowMaker 1997-ой год, анимируется сворачивание. OpenWindows - год этак 1992-ой, анимируется сворачивание.
Закрытие и сворачивание для вас одно и тоже? Потому что при закрытии клиент уже помер, а вывод ещё нужно держать
Ну, если подходить к вопросу совсем уж формально, то закрытие окна и завершение приложения - тоже две большие разницы. В первом случае клиент может помер, а может и не помер, во втором - однозначно помер.
Как, например, закрывается окно amarok: окно закрывается (подчеркиваю, _не_сворачивается, а закрывается), но клиент не помирает, а играет себе музычку. Окно можно будет создать заново из значка в трее. Разумеется, это окно можно и сворачивать.
ЗЫЖ В работе WM и иксов разбираюсь слабо, выводы чисто логические. Поправьте, если ошибся в чем-то.
> ЗЫЖ В работе WM и иксов разбираюсь слабо, выводы чисто логические. Поправьте,
> если ошибся в чем-то.Нет. При закрытии окна посылается ряд сообщений туда-сюда. Вполне можно куда-то воткнуть анимацию. Было бы желание.
> ЗЫЖ В работе WM и иксов разбираюсь слабо, выводы чисто логические. Поправьте,
> если ошибся в чем-то.в принципе, любой WM вполне в состоянии сделать снапшот окна, когда к окну приходит событие «умри» (а точнее, запрос на закрытие, потому что всё несколько сложнее, чем может показаться), забрать это в свою собственность и хоть танцовщиц канкана там рисовать. просто это совершенно бесполезная фигня, на которую жаль тратить время бесплатно.
у проприетарщиков (и примкнувших к ним) это, конечно, востребовано — потому что надо впарить лохам побольше крапа, а лохи ведутся на анимашки. а в нормальном свободном проекте идиоты-сороки невостребованы; людей же, которые техникой действительно пользуются, анимационные эффекты раздражают и первым делом такие люди ищут, как это всё поотключать нафиг. а потому и нет никакого смысла впихивать фичу.
Нет, но разница настолько непринципиальна, что сообщение выглядит как реактосовское нескучное меню.
> Нет, но разница настолько непринципиальна, что сообщение выглядит как реактосовское нескучное
> меню.я чего-то не понимаю? KDE 4.8-эфекты закрытия окна - "взрыв", "распад", "растворение", "скольжение" - это не анимация?
Анимация. Только для этого никаких доп. механизмов в оконную систему вставлять не нужно.
ох быстрее бы повсеместно внедряли, иксы одна из немногих причин почему юзаю os x заместо линукса.
> иксы одна из немногих причин почему юзаю os x заместо линукса.Остальные причины можешь не озвучить - о них и так все знают.
Вот там дальше и сиди: практика показывает, что нытики из разряда "вот если бы, то я бы" на самом деле переходить никуда не хотят, а только лишь смущают разработчикрв и сообщество своими неумными речами. Кому надо -- те используют.
> Вот там дальше и сиди: практика показывает, что нытики из разряда "вот
> если бы, то я бы" на самом деле переходить никуда не
> хотят, а только лишь смущают разработчикрв и сообщество своими неумными речами.
> Кому надо -- те используют.Процент тех, кому нужен механизм эпохи мейнфреймов, по естественным причинам постоянно сокращается .. :-)
> Процент тех, кому нужен механизм эпохи мейнфреймов, по естественным причинам постоянно
> сокращается .. :-)Как бы связи с ростом "облаков" менфреймы не стали снова популярны .Виртулизация конечно хорошо ,но нет аппаратной защиты контекста безопасности дискового ввода-вывода ,то есть если взломан какой ни будь виртуальный веб сервер ,то можно вполне схимичить и выйти с из изоляции контейнера(в рассылках АЛТ Linux обсуждали обход chroot и OpenVZ ,реально выходили из контейнера ,дырки конечно закрыли но осадочек остался ).Еще проблему добавляет что становятся популярны распределенные файловые системы .В ИБМ майфремах можно создать виртуальный диски и разделы .Можно сделать так -есть изолированое/виртуализированное приложение или операционная система и он/она может читать только заданный раздел или диск и не каким шаманством ,прочитать содержимое других виртуальных дисков специальный контролер не даст .
так когда появится в дистрибутивах?
в 2016 начнет.