После трёх месяцев разработки представлен (http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2014-Septembe...) релиз свободной реализации OpenGL API - Mesa 10.3 (http://mesa3d.org/), примечательный обеспечением поддержки большой порции новых расширений OpenGL, приблизивших (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/tree/docs/GL3.txt) Mesa к реализации OpenGL 4. Поддержка OpenGL 3.3 для драйверов i965, Nouveau, RadeonSI и r600 уже реализована полностью. Первый выпуск ветки Mesa 10.3 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 10.3.1. Переход на нумерацию 11.0 будет проведён после реализации поддержки OpenGL 4.0 в одном из драйверов.Основные (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/log/) изменения (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/tree/docs/relnotes/10....) в Mesa 10.3:
- Новый драйвер для программной растеризации - kms_swrast_dri.so, который может использовать с DRM-драйверами без полноценного GEM, таких как qxl и simpledrm;- Поддержка сжатия текстур BPTC (GL_ARB_texture_compression_bptc) для драйверов i965/gen7+, nvc0, r600/evergreen+ и radeonsi. Поддержка данного алгоритма сжатия текстур является одним из требований спецификаций OpenGL 4.2;
- Поддержка новых расширений OpenGL, определённых в стандартах OpenGL 4.x:- GL_ARB_ES3_compatibility для драйверов nv50, nvc0, r600, radeonsi, softpipe, llvmpipe
- GL_ARB_clear_texture для драйвера i965
- GL_ARB_compressed_texture_pixel_storage для всех драйверов
- GL_ARB_conditional_render_inverted для драйверов i965, nvc0, softpipe, llvmpipe
- GL_ARB_derivative_control для драйверов i965, nv50, nvc0, r600
- GL_ARB_draw_indirect для драйверов nvc0, radeonsi
- GL_ARB_explicit_uniform_location для всех драйверов с поддержкой GLSL
- GL_ARB_fragment_layer_viewport для драйверов nv50, nvc0, llvmpipe, r600
- GL_ARB_gpu_shader5 для драйверов i965/gen7, nvc0
- GL_ARB_multi_draw_indirect для драйверов nvc0, radeonsi
- GL_ARB_sample_shading для драйвера radeonsi
- GL_ARB_seamless_cubemap_per_texture для драйверов i965, llvmpipe, nvc0, r600, radeonsi, softpipe
- GL_ARB_stencil_texturing для драйверов nv50, nvc0, r600, radeonsi
- GL_ARB_texture_barrier для драйверов nv50, nvc0, r300, r600, radeonsi
- GL_ARB_texture_cube_map_array для драйвера radeonsi
- GL_ARB_texture_gather для драйверов r600, radeonsi
- GL_ARB_texture_query_levels для драйверов nv50, nvc0, llvmpipe, r600, radeonsi, softpipe
- GL_ARB_texture_query_lod для драйверовn r600, radeonsi
- GL_ARB_viewport_array для драйвера nvc0
- GL_AMD_vertex_shader_viewport_index для драйверов i965/gen7+, r600
- GL_OES_compressed_ETC1_RGB8_texture для драйверов nv30, nv50, nvc0, r300, r600, radeonsi, softpipe, llvmpipe
- GLX_MESA_query_renderer (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38382) для драйверов nv30, nv50, nvc0, r300, r600, radeonsi, softpipe, llvmpipe
- Добавлен (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=1850d0a1cbf...) новый драйвер vc4 для применяемого в чипах Broadcom видеоускорителя VideoCore IV (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39219), который используется в таких устройствах, как Raspberry Pi, Samsung Galaxy S II Plus, Galaxy Grand и Galaxy Mega;
- В драйвере RadeonSI реализована (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=f588b80bbaa...) поддержка ускорения кодирования видео H.264 с привлечением VCE-движков GPU AMD. Проведена большая работа по стабилизации поддержки GPU AMD Hawaii;- В драйвере nvc0 (Nouveau) добавлена (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=9c64cb80d29...) поддержка плат Maxwell (NVIDIA GeForce 750) и GPU GK20A (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=38987), основанного на семействе Kepler и используемого в чипах Tegra K1;
- В glx/dri3 добавлена (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=9320c8fea94...) поддержка перенаправления рендеринга GPU на другое устройство вывода (GPU offloading), что позволит задействовать DRI3 на гибридных системах с несколькими видеокартами (ранее поддерживался только DRI2 GPU offloading);- В драйвере softpipe включена (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=8dede2fa6cf...) поддержка GLSL 3.30;
- Включение в поставку заголовочного файла GL/glcorearb.h, предоставленного группой Khronos;
- Продолжено (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/log/?qt=grep&q=megadriver) развитие новой концепции компоновки DRI-драйверов ("megadriver"), обеспечивающей возможность оформления всех Gallium3D-драйверов в форме одной разделяемой библиотеки (.so);
- Множество улучшений, нацеленных на увеличение производительности. Ряд оптимизаций, в результате которых удалось поднять производительность некоторых игр, реализован при помощи (http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=39702) компанией Valve;
- Удалена поддержка расширения GL_ATI_envmap_bumpmap;
- Из сборочного сценария удалена опция "--enable-32/64-bit" (режим теперь выбирается на уровне сборочного окружения).URL: http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2014-Septembe...
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=40637
реклокинг на Maxwell пашет?
Этот вопрос к Nouveau, а не Mesa.
Это вопросы к ядру пингвина вообще - ядерной части нуво.
Этим ядро занимается.
>Поддержка OpenGL 3.3 для драйверов i965, Nouveau, RadeonSI и r600 уже реализована полностью.На самом деле, это не верно. Реализован только Core profile, а compatibility profile, который используют некоторые программы, вообще не собираются реализовывать.
> На самом деле, это не верно. Реализован только Core profile, а compatibility
> profile, который используют некоторые программы, вообще не собираются реализовывать.А что за программы такие? Собственно основной пойнт GL 3.3 в этом core как раз и был, насколько я помню. А в остальном отличий от более старыз не сильно много. "Обычный" GL есть минимум до 3.1. Поэтому очень интересно какие программы так извратились что GL 3.3 как compatibility юзают и фич 3.1 им не хватит.
wine, но они обещали на core profile перейти.
А, этот костыль. Я им просто не пользуюсь уже лет 5 как, вот и не в курсе. Вообще, если раньше с MESA была конкретная лотерея, то сейчас найти программу или даже игру, которая бы с MESA не заработала - целое отдельное приключение. Сильно допилили, что ни говори. Так, на подумать - фороникс вон в 4K MESA бенчмаркает. Представляете себе такое 5 лет назад? :)
Для WINE OpenGL скоро будет не нужен
http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=MTc4ODE
Они не хотят добавлять эти патчи в вайн.
Эээ, а зачем такое извращение нужно? Правильно сделали, что не стали поддерживать
Еще пара релизов - и догонят последний на данный момент OpenGL 4.5. А дальше - оптимизации и возможность одновременного старта разработки какого-нибудь OpenGL 5 параллельно проприетарщикам.
Стартануть ОпенГЛ некст параллельно с проприетаршиками не смогут, последние уже к выпуску выкатят как минимум эксперементальную поддержку. По крайне мере Нвидия с этими вопросами шустро разбирается. А вот догнать быстро вполне себе смогут.
Ну почему же, спеки-то пилят вместе, а значит в руки VMWare они попадут одновременно с остальными компаниями.
> По крайне мере Нвидия с этими вопросами шустро разбирается.И тут ты не угадал. В основе будущего OpenGL NG будет лежать Mantle.
>В основе будущего OpenGL NG будет лежать Mantle.А пруфлинк?
В вике по мантле:
"(Partial) equivalents
The most significant functionality of Mantle—the low overhead state changes—has subsequently been made available (in multi-vendor form) in OpenGL 4.5 as Direct State Access"По opengl:
" Next Generation OpenGL (OpenGL NG), however, is a complete rebuild of the OpenGL API. The idea, much like AMD’s Mantle and DirectX 12, is to build an entirely new version of OpenGL that removes a lot of the abstraction, significantly reducing the overhead and inefficiencies when working at a low level with the bare metal GPU hardware. Khronos has an uphill struggle ahead, though: While AMD and Microsoft are focusing on their own specific implementations, OpenGL NG will be a cross-platform solution for all operating systems and hardware makers, just like the existing OpenGL specs."И кроме того мантли под линух нет и неизвестно будет ли вообще
> А пруфлинк?Было в новостях. Юзай поиск. AMD предложило взять Mantle за основу. Но - именно предложили. А насколько именно оно войдет в состав спеков - уже второй вопрос. Рабочая группа по интересам - вкалыват Результат грозились выкатить до конца 2014.
вот и выросло поколение всецело доверяющее wikipedia
отсутствие критического мышления налицо
> выкатят как минимум эксперементальную поддержку.Это как? Они будут по ходу работы спускать неактуальные куски кода в мусорный бак? А вы точно уверены что им так нравится работать? :)
OpenGL прекрасен наличием аппаратного ускорения в железе.
OpenGL 3.2+ поддерживается только жифорсой и радыонам с блобами.
Посему, эта ОпенЖЛ 4.5 в Меса как рыбе зонтик.
> OpenGL прекрасен наличием аппаратного ускорения в железе.
> OpenGL 3.2+ поддерживается только жифорсой и радыонам с блобами.
> Посему, эта ОпенЖЛ 4.5 в Меса как рыбе зонтик.Вообще-то 3.3 полностью, а до 4.2 не хватает 6 расширений, которые сейчас пилятся. Между прочем половина 4.5 уже реализована. Думаю в 15 году закроют этот вопрос.
> OpenGL 3.2+ поддерживается только жифорсой и радыонам с блобами.
$ glxinfo | grep -i opengl
OpenGL vendor string: X.Org
OpenGL renderer string: Gallium 0.4 on AMD PITCAIRN
OpenGL core profile version string: 3.3 (Core Profile) Mesa 10.4.0-devel (git-4eb2bbe 2014-09-20 trusty-oibaf-ppa)
OpenGL core profile shading language version string: 3.30
Нормальненько?
>> OpenGL 3.2+ поддерживается только жифорсой и радыонам с блобами.
>
> $ glxinfo | grep -i opengl
> OpenGL vendor string: X.Org
> OpenGL renderer string: Gallium 0.4 on AMD PITCAIRN
> OpenGL core profile version string: 3.3 (Core Profile) Mesa 10.4.0-devel (git-4eb2bbe 2014-09-20
> trusty-oibaf-ppa)
> OpenGL core profile shading language version string: 3.30
>
> Нормальненько?Ой, OpenGL 3.3 - это ПОБЕДА! (для 2009 года).
Всего на 5 лет нас ипут, гадкие проприетарщики.
> Ой, OpenGL 3.3 - это ПОБЕДА! (для 2009 года).Как тебе сказать? По факту этого достаточно большинству програм. Даже навороченные игроделы его обычно еще поддерживают, т.к. GPU и дрова у юзеров разные и чем выше минимальные требования, тем меньше покупателей. Как ты понимаешь, далеко не любой комп - fulltower забитый до отказа титанами и 290-ми. Интел вон землю роет чтобы валвовское добро прилично крутилось даже на их интеграте.
> Всего на 5 лет нас ипут, гадкие проприетарщики.
Да там уже и 4.x готово, при том не только 4.0 но и изрядные куски более новых. Вроде грозились до конца года добить.
А кто там кого ипет - вопрос отдельный. Это было на ядре 3.17-rc4. С открытыми дровами юзабелен даже пререлизный кернел, все дела. Так что я тоже кого-то на месяц вперед ипу, получается :).
А вообще, учись как программить надо:* swrast-classic
19 regressions
3 fixesНу то-есть 3 бага починили, 19 новых :). Без работы не останутся, по любому.
http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/tree/docs/GL3.txt
Разработчики Intel добавили поддержку GL 3.3 для Sandy Bridge. Молодцы! Виндовый драйвер предоставляет только GL 3.1.
> Разработчики Intel добавили поддержку GL 3.3 для Sandy Bridge. Молодцы! Виндовый драйвер
> предоставляет только GL 3.1.Да виндовый драйвер у них вообще глюкавое гуано. В два счета падает от простейшего webgl, за что большинство версий в блеклисте файрфокса за глюкавость.