Компания Google представила (http://news.dartlang.org/2014/10/dart-17-easily-share-and-us...) выпуск языка программирования Dart 1.7 (http://www.dartlang.org/), который позиционируется как язык структурированного программирования для Web, который в долгосрочной перспективе может стать прогрессивной заменой JavaScript. Код связанных с языком компонентов распространяется под лицензией BSD.Для упрощения разработки на языке Dart поставляется SDK (http://www.dartlang.org/docs/sdk/), включающий в себя компилятор в JavaScript - dart2js (http://www.dartlang.org/docs/dart2js/), виртуальную машину Dart VM (http://www.dartlang.org/docs/standalone-dart-vm/), пакетный менеджер pub (http://pub.dartlang.org/), статический анализатор кода dart_analyzer (https://www.dartlang.org/docs/dart-up-and-running/contents/c...), набор библиотек, интегрированная среда разработки Dart Editor (http://www.dartlang.org/docs/editor/) и плагины с поддержкой Dart для IntelliJ IDEA, WebStorm (https://www.dartlang.org/tools/webstorm/), Eclipse (https://www.dartlang.org/tools/eclipse-plugin/), Emacs (https://github.com/nex3/dart-mode), Sublime Text 2 (https://github.com/dart-lang/dart-sublime-bundle#readme) и Vim (https://github.com/dart-lang/dart-vim-plugin). Для выполнения и отладки приложений на языке Dart, без компиляции в JavaScript, распространяется Dartium (https://www.dartlang.org/tools/dartium/) - сборка браузера Chromium с интегрированной виртуальной машиной Dart VM. Дополнительные пакеты с библиотеками и утилитами распространяются через репозиторий pub (https://pub.dartlang.org/packages), который насчитывает 1280 пакетов, в том числе фреймворки для разработки web-приложений AngularDart (https://github.com/angular/angular.dart) и polymer.dart (https://www.dartlang.org/polymer-dart/).
Язык Dart обладает похожим на Java синтаксисом, не требует явного определения типов и может использоваться для создания серверных и клиентских приложений. Для запуска внутри браузера код на языке Dart может быть преобразован в JavaScript-представление или запущен напрямую под управлением специального JavaScript-интерпретатора Dartboard. Поддерживается (http://www.dartlang.org/articles/embedding-in-html/) встраивание кода на языке Dart в HTML-страницы, используя mime-тип "application/dart". На стороне сервера приложение на языке Dart может быть выполнено внутри специальной виртуальной машины, которая обеспечивает производительность выполнения близкую к компилируемым в машинный код языкам. Виртуальную машину Dart планируется интегрировать в будущие версии браузера Chrome, что позволит выполнять приложения на языке Dart без компиляции в JavaScript.Особенности языка Dart:
- Привычный и простой для изучения синтаксис, естественный для программистов на JavaScript, Си и Java.
- Обеспечение быстрого запуска и высокой производительности для всех современных web-браузеров и различных типов окружений, от портативных устройств до мощных серверов;
- Возможность определения классов и интерфейсов, позволяющих использовать инкапсуляцию и повторно использовать существующие методы и данные;
- Необязательное указание типов, использовать или нет статические типы решает разработчик. Указание типов позволяет упростить отладку и выявление ошибок, делает код более ясным и читаемым, упрощает его доработку и анализ сторонними разработчиками.
- Среди поддерживаемых типов: различные виды хэшей, массивов и списков, очереди, числовые и строковые типы, типы для определения даты и времени, регулярные выражения (RegExp). Возможно создание своих (http://www.dartlang.org/articles/optional-types/) типов;
- Для организации параллельного выполнения предлагается использовать классы с атрибутом isolate, код которых выполняется полностью в изолированном пространстве в отдельной области памяти, взаимодействуя с основным процессом через отправку сообщений;
- Поддержка использования библиотек, упрощающих поддержку и отладку больших web-проектов. Сторонние реализации функций могут подключаться в виде разделяемых библиотек. Приложения можно разбить на части и поручить разработку каждой из частей отдельной команде программистов;- Набор готовых инструментов для поддержки разработки на языке Dart, включая реализацию средств динамической разработки и отладки с исправлением кода на лету ("edit-and-continue"). При помощи специальной прослойки возможно использование JavaScript библиотек в проектах на языке Dart;
- Возможность создавать однородные системы, охватывающие как клиентскую, так и серверную часть. Использование одного языка и инструментария для клиентских и серверных компонентов упрощает процесс кодирования и избавляет от постоянной смены контекста.
В новой версии:
- Упрощён способ установки и запуска написанных на Dart скриптов и утилит - для установки программы теперь достаточно активировать приложение выполнив команду "pub global activate my_cool_app", после чего для его запуска достаточно выполнить my_cool_app, вместо "dart bin/my_cool_app.dart".
- Улучшена модель изоляции кода, добавлена возможность запуска изолированных блоков c различными пакетами (опция packageRoot), а не только под базовым приложением, что позволяет компоновать Dart-приложения с различными зависимостями.
- В dart:async добавлен вызов errorCallback, позволяющий организовать перехват и обработку ошибок.
- Изменён обработчик завершения соединения в HttpClient, в HttpServer добавлена новая опция HttpServer.autoCompress.
- В dart2js добавлена возможность использования механизма отложенной загрузки при наличии нескольких Dart-приложений на одной странице.
- Для упрощения установки и обновления Dart SDK и Dartium добавлены APT-репозитории (https://www.dartlang.org/tools/debian.html) для Debian/Ubuntu и поддержка Homebrew (http://news.dartlang.org/2014/10/dart-launches-support-for-h...) для OS X.
URL: http://news.dartlang.org/2014/10/dart-17-easily-share-and-us...
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=40849
> "pub global activate my_cool_app", после чего для его запуска достаточно выполнить
> my_cool_app, вместо "dart bin/my_cool_app.dart".А в чём фишка? "pub global activate" делает
export PATH="`pwd`:$PATH"; ln -s bin/my_cool_app.dart my_cool_app
Так что ли?
alias my_cool_app=dart bin/my_cool_app.dart ;-)
Это что, надо будет веб серверу раздавать для хрома *.dart ? А разработчикам писать костыли для js и dart? Что-то не похоже на гугл подобное поведение.
Костыли на javascript уже есть.
Сейчас клиент пишется на JS, сервер на чём только не пишут. Когда на клиенте и сервере нужно иметь одни либы и интерфейсы, приходится их дублировать сразу на 2-х языках - это время и деньги. Node.js частично решает эту проблему, принося на сервер JSDart - попытка решить эту проблему, попутно решив вопрос с резким снижением производительности JS в больших приложениях, и предоставив привычный синтаксис с обратной совместимость с JS
Моё сугубо личное мнение - у Dart есть все шансы захватить мир, и гугл проделал отличную работу
>обратной совместимость с JSКакая к черту обратная совместимость. Каждый if JS-а надо проверять, что там на самом деле тестировалось и переделывать:
if (x) {
// code
}Что подразумевалось: x, x!=null, x!=0, x!="" ?. А может все это вместе? Эти фишки JS-а конечно полный маразм, но какая тут совместимость.
Динамики нет, нельзя динамически порождать классы (прототипы), varargs ф-ций нет (для класс-мемберов можно запинать), eval-а нет, продолжать?
не пиши ересь про JavaScript :)сначала выучи его, может тогда сможешь что-то умное из себя выдавить
› Динамики нет, нельзя динамически порождать классы (прототипы), varargs ф-ций нет (для класс-мемберов можно запинать), eval-а нет, продолжать?Перечислять преимущества? Да, продолжайте.
Выше перечисленные особенности языка могут быть удобны в написании прототипа, я не спорю. Но чем больше команда, и чем чаще приходится прибегать к отделке, тем вреднее они становятся.
Например, я уверен, что php держится за счёт того, что указанные особенности хотя и возможны, но не удобны, и к ним прибегает не каждый школьник, а лишь съевший собаку.
> Обеспечение быстрого запуска и высокой производительности для всех современных web-браузеров и различных типов окружений, от портативных устройств до ...Konqueror, elinks, opera mini for j2me... Неужели везде будет работать?
При всей полезности elinks временами - что из этого является современным браузером? А так - всё, что вменяемо умеет JS - сумеет и оттранслированный в него Dart.
А я согласен. Язык в котором
"2" + "2" -> "22",
"2" - 2 -> 0,
"2"-+-"2" -> 4
надо закопать как можно быстрее и глубже.
И почему же?1. Конкатенация строк, тут всё обычно
2. Операция '-' для Строки и Числа. Для строк она не определена, но определена для чисел, и первый операнд недвусмысленно преобразовывается в число
3. Опущены скобки, +- выступают как последовательная пара унарных операторов, из-за чего второй последний операнд превращается в числоЧто именно вам не нравится?
А чему равно a+b, если a=b="2"? А как насчет сравнений?
Операции для строк должны быть определены отдельно, а не угадываться транслятором. У программиста должен быть способ однозначно указать требуемое действие.
> Операции для строк должны быть определены отдельно, а не угадываться транслятором.
> У программиста должен быть способ однозначно указать требуемое действие.
var a_int = parseInt(a) // где a равно 2 или "2"
var b_int = parseInt(b) // где b равно 2 или "2"a_int + b_int // результат: 4 .. и при этом мы точно знаем что работаем с числами (или с NaN)
(a | 0) + (b | 0) // тоже самое, результат: 4 .. но хак, и выглядит не совсем красиво.. (не может быть NaN)
a.toString() + b.toString() // результат: "22" .. у каждого объекта есть метод .toString() , даже у строки
всё довльно однозначно и ясно, на мой взгляд.. хотя быть может и слишком длинные конструкции
Ну сравни
a.b против a.toString()+b.toString()
a+b против a.parseFloat()+b.parseFloat()
a le b против a.toString() <= b.toString()
a <= b против a.parseFloat() <= b.parseFloat()Зачем на каждую операцию сложения или сравнения делать отдельно вызовы parseFloat() и toString(), если можно просто указать это самим оператором? Что делать с человеческой ленью(а это приводит к багам) и читабельностью кода? Причем заметь, что в первом случае неоднозначно писать просто не получится, а во втором возможность сохраняется и ей будут пользоваться.
А зачем на одну по смыслу операцию пара операторов? Я про сравнение. Отдельная конкатенация удобна. Кстати, ею можно соединить два массива? Нет. А есть оператор сравнения массивов? по элементно... Как, тоже нет?Беда не в том, что + можно применить и к числам и к строкам (и к массивам, в боллее лучших языках), а в том, что можно применить к строке и числу одновременно, и интерпретатор не ругнется.
> и интерпретатор не ругнется.ну уж приучите себя как-нибудь не делать детские ошибки.. :)
что я тут ещё могу сказать -- да, Javascript это серъёзный язык, который требует внимания для того чтобы не выстрелить себе в ногу.
в реальности -- почти не существует ситуаций при которых одна и таже кустомарная функция будет принимать из одного и того же источника -- то строки то числа..
например -- на этом форуме:
document.querySelector('input[name="words"]').value // всегда будет иметь тип "строка", а не число.
> ну уж приучите себя как-нибудь не делать детские ошибки.. :)Зачем заниматься отлавливанием этих "детских ошибок", если это может делать компилятор. Ваш код на JS практически 1 в 1 переводится заменой ключевых слов и имён функций в код на OCaml'е, в котором всё статически проверяется и дури в виде сложения "2" + "2", когда нужно 2 + 2, нет и быть не может.
> том, что можно применить к строке и числу одновременно, и интерпретатор
> не ругнется.Эта проблема давно решена в современных функциональных языках (откуда и дерут всё). При этом код этими "string_of_int", "int_of_string" особо не раздувается. Т.е. полиморфизм операторов со статической типизацией вполне себе живёт и здравствует.
Неинтуитивность.
это не интуитивность виновата, а просто существуют люди которые не могут научиться программировать, и дальше голого изучения синтаксиса двинуться не могут
Не знаю, при чем тут эти люди, но если операции + и - ведут себя принципиально по разному, это как-то странно. Большинство ЯП себе такого не позволяют, за исключением случаев, когда поведение пожно переопределить.
Виноват, кавычки забыл во втором примере:
"2" + "2" равно "22".
"2" - "2" равно 0.
> "2" + "2" равно "22".
> "2" - "2" равно 0.Гугл крут.... Oo
> 1. Конкатенация строк, тут всё обычно^
> 2. Операция '-' для Строки и Числа. Для строк она не определена,
> но определена для чисел, и первый операнд недвусмысленно преобразовывается в числоЗачем?
let z = 2 + (int_of_string "2")
> Что именно вам не нравится?Неявные преобразования типов.
Вы так, батенька, можете добрую половину языков программирования, используемых сегодня, на свалку истории отправить.
Назовите хотя бы 5 штук?
+1! (это плюсадин, а не конкатенация :) )Вот поэтому в языке Ди есть операция ~ (тильда) - она и только она может использоваться для соединения строк.
а тут как раз пару дней назад:Angular.Dart v1.0 is our first production-ready release
https://github.com/angular/angular.dart/commit/7a745d5df5081...
Интересно соответствие его версий, версиям и возможностям JS Angular-a...
> Привычный и простой для изучения синтаксис, естественный для программистов на JavaScript, Си и Java.Очередной язык, созданный быть привычным (ориентация на популярность у быдлокодеров), а не быть лучше.
Для того, чтобы быть лучше нужно, чтобы было то, лучше чего надо быть. А в вебе сейчас один единственный совершенно нечеловеческий (хотя местами забавный) JS. И то, что гугл пытается протянуть что-то, что может называться промышленным языком - логично и правильно. разумеется, правильнее была бы какая-нибудь VM или гвоздями прибитый NaCl, чтобы вообще выбор языка не ограничивать, но это уже другой разговор как и то, что HTML5 DOM для написания приложений малопригоден - слишком много возможностей и их комбинаций.
Есть масса языков, которые компилируются в JS, и на JS давно уже пора смотреть как на стандартное промежуточное представление и развивать его именно в этом направлении (asm.js — пример такого развития). И среди этих языков есть весьма достойные примеры, которые в разной степени позволяют абстрагироваться от HTML5 и DOM.Пара наиболее, на мой взгляд, интересных проектов:
Функциональный реактивный Elm: http://elm-lang.org/
Объектно-ориентированный Amber Smalltalk с характерной для Смолтока интерактивной средой: http://amber-lang.net/А Дарт как язык ничего интересного из себя не представляет, очередная попытка Гугла усилить свой контроль над вебом, породив кучу сайтов, которые работают вроде как везде, но в Хроме лучше.
Индустриальный вебовский язык и не должен что-то особенное из себя представлять. Он должен быть понятен, предсказуем, минимизировать количество ошибок программиста, быть удобным для освоения существующей массой специалистов и давать вохможность писать как для клиента, так и для сервера. И если готовые джависты и дотнетчики могут на него сравнительно легко перейти - то это жирный плюс с точки зрения бизнеса. И нет, нет "массы языков". Есть кофескрипт, дарт и тайпскрипт. У всего остального нет никакой токовой поддержки. Учитывая, что кофескрипт - это красивая обертка над JS, не дающая дополнительной строгости - толку с него в плане написания серьезных приложений мало.А что за любовь объявлять JS "стандартным промежуточным представлением" - не пойму. Костыль же. Если уж хотеть промежуточное представление - то надо нормальную виртуальную машину. Об asm.js вообще не говорю - костыль в квадрате, особенно по сравнению с NaCl.
> polymer.dart.Гугл как бы намекает нам на перспективы этой фигни :).
Теперь разработчикам Оперы надо для солидности запилить принципиально новый ЯП
> Теперь разработчикам Оперы надо для солидности запилить принципиально новый ЯПТак нет больше никакой оперы и разработчиков. Есть проприетарная шкурка для гуглохрома, которая почему-то называется оперой.
Список изменений очень скудный
Логично - стабилизация. Чем быстрее перетсанут язык крутить тем больше шансов его таки запулить в продакшн.
> Логично - стабилизация. Чем быстрее перетсанут язык крутить тем больше шансов его
> таки запулить в продакшн.Язык где сложение и вычитание работает по разному надо не в продакшн а в гроб.
Хм, я чего-то считал, что это поправили. Таки да - в гроб.
возможно уже готовят к продакшен стадии и скоро поместят его в хром.
>производительность выполнения близкую к компилируемым в машинный код языкамвсе так говорят, только вот близкая она у единиц, и то только на синтетических тестах
>>Dart Editor requires Java version 6 or higher..Раз уже есть стэндалон версия Dart VM написали бы Editor на том же Dart.
Мозилла в своё время привнесла JS в веб, сейчас большой шанс есть у Гугла привнести Dart с помощью его Хрома и Андроида.Если производительность у Дарта будет заметно выше чем у JS и будет фоллбэк онлайн перекомпиляция в случае если не поддерживается Дарт (через дополнения в Мозилле и Хром для старых версий), то взлетит.