1.1, хрюкотающий зелюк (?), 21:25, 23/02/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]
| +6 +/– |
У меня практический вопрос: у меня есть своя система на базе Yocto (OpenEmbedded, не важно). Что мне надо чтобы получить работающие опенсорсные драйвера и OpenGL и прочее? Собрать последнее ядро с последними драйверами + Mesa последней версии?
Какие нужны компоненты чтобы тупо получить графический стек последнего поколения распоследней версии?
Я с трудом представляю, у меня в голове каша из иксов ядра и mesa. Понимаю что как минимум ядро и mesa должны быть последней версии. А X сервер? Могу ли я получить Qt/OpenGL вывод без X-сервера на основе Mesa?
| |
|
|
|
4.8, хрюкотающий зелюк (?), 22:14, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Мне принципиально не нужны иксы, и GUI на базе Qt с новой абстракцией, которой не так сильно иксы уперлись.
| |
|
5.17, Аноним (-), 23:51, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +1 +/– |
> GUI на базе Qt с новой абстракцией,
А эта новая абстракция через что рисует?
| |
|
4.15, Аноним (-), 23:45, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +1 +/– |
> Так это же все равно дополнение иксов.
Вас обманули, это иксы - дополнение к нему :)
| |
|
|
2.16, Аноним (-), 23:50, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +10 +/– |
Для начала стоит понять что иксы и opengl - по сути два разных мира, довольно мало пересекающихся между собой. Общего у них только то что они для отрисовки в конце концов юзают одни и те же низкоуровневые подсистемы ядра + у иксов есть расширение GLX, позволяющее GL программам оперировать окнами в иксовом окружении. В остальном это два разных мира, почти не пересекающиеся между собой.
По большому счету из "драйверов GPU" можно выделить 3 куска.
1) Самая низкоуровневая часть - в ядре. Инициализация и совсем базовые вещи типа управления памятью, фактическое уталкивание команд в GPU, управление частотами/вольтаэами и прочая - делается ядром и его модулем драйвера соотв. GPU. Стало быть чем свежее кернел, тем лучше. Тем не менее, groundbreaking changes встречаются не так уж и часто.
1.1) Упомянутые сервисы ядра вывешиваются юзермоду через характерные либы - libkms, libdrm, ... - ими то и пользуются остальные (иксы, меса) для доступа к низкоуровневым услугам ядра по отрисовке, установке режимов и прочая.
2) Для ускорения графики в иксах есть иксовые драйвера ("DDX-drivers"). Если они есть - иксы выводят графику с ускорением. Если нету - значит без.
3) OpenGL в случае открытого стека рисует через MESA. А она в свою очередь при наличии либы для конкретной видеокарты - будет ускорять операции через оную. В конечном итоге все опять же будет отправлено подсистемам кернела.
Это очень примерная картинка. Вот тут: http://habrahabr.ru/post/148954/ описано получше.
| |
|
3.29, бедный буратино (ok), 03:30, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Во, оно. Стоять бояться. Наконец-то вы меня нашли... то есть, я - вас.
Вот есть у меня два дистрибутива, в кажом и mesa и открытые драйвера, один сверхкомпактный, другой арч. Одна и та же видео, визуально похожие драйвера. Грузятся модули на dri и прочее, kms отрабатывает, всё по чинарю. В логах иксов практически одно и то же, никакого криминала, различные ati и radeon-модули грузятся.
Но. При этом один в месе грузит ati_dri, а второй активно требудет swrast и только swrast.
Внимание, вопрос: ОТКУДА ОНО ЗНАЕТ? Кто именно ему говорит, когда ati_dri, а когда swrast, и как его итить отучить от swrast и приучить к ati_dri?
| |
|
4.35, Аноним (-), 08:34, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Нашел где спрашивать, спроси на irc.freenode.net #radeon и #dri-devel, там похоже одни и те же сидят, без разницы.
| |
4.37, Mihail Zenkov (ok), 13:59, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +3 +/– |
Если KMS работает, значит модуль ядра radeon загружен. Дальше грузится видео драйвер (xf86-video-radeon). Видело драйвер пытается определить доступное 2d и 3d ускорение. Для 3d нужна libdrm собранная с поддержкой radeon (--enable-radeon), mesa (--with-gallium-drivers=r600,swrast). Если все так, то нужно смотреть лог x.org
| |
|
5.39, бедный буратино (ok), 14:05, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Если KMS работает, значит модуль ядра radeon загружен. Дальше грузится видео драйвер
> (xf86-video-radeon). Видело драйвер пытается определить доступное 2d и 3d ускорение. Для
> 3d нужна libdrm собранная с поддержкой radeon (--enable-radeon), mesa (--with-gallium-drivers=r600,swrast).
> Если все так, то нужно смотреть лог x.org
Спасибо! Чётко и по делу!
| |
|
|
5.44, Аноним (-), 23:04, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Еще бывает что нужный firmware для видеокарты отсутуствует в /lib/firmware/radeon
При этом в dmesg ругань должна быть. При успешной загрузке микрокода в радеон будет нечто типа:
[ ...] [drm] Loading <наименование_GPU> Microcode
| |
|
|
|
|
1.10, Аноним (-), 22:37, 23/02/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]
| –2 +/– |
Поясните, Mesa - софтверный растеризатор, выполняет пайп на ЦПУ. Тогда причем здесь указанные видеокарты?
| |
|
2.11, Johar Dudaev (?), 22:48, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Mesa - это открытая реализация OpenGL, пока не сертифицмрованная, но вроде собираются. А на ЦПУ графику рисует llvmpipe, один из драйверов месы.
| |
|
3.45, Аноним (-), 23:10, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Mesa - это открытая реализация OpenGL, пока не сертифицмрованная,
Интель таки прошел сертификацию на соответствие OpenGL ES 3 с их открытым драйвером.
| |
|
2.12, Аноним (-), 23:01, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
>софтверный растеризатор
Нет, в месе также лежат куски драйверов для всяких нуво и радеонов. Видеодрайвера размазаны по трём компонентам: ядро, Mesa и драйвера Xorg.
| |
|
3.13, Аноним (-), 23:01, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| –1 +/– |
> Видеодрайвера размазаны по трём компонентам: ядро, Mesa и драйвера Xorg.
Ну и наверное уже в этот список можно Wayland добавить.
| |
|
4.19, Аноним (-), 23:53, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Ну и наверное уже в этот список можно Wayland добавить.
Можно, только он где-то сбоку получается. Ну то-есть он юзает существующие подсистемы, но сам по себе - вроде бы не драйвер :)
| |
|
|
2.18, Аноним (-), 23:53, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Поясните, Mesa - софтверный растеризатор,
Кто вам это сказал? Меса умеет использовать GPU для акселерации 3D операций. Софтварный используется только если у вас GPU нету.
| |
|
3.20, Аноним (-), 23:58, 23/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +1 +/– |
Он просто пишет из прошлого и не в курсе, что Mesa ассимилировала Gallium.
| |
|
4.27, Аноним (-), 01:48, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +2 +/– |
Она и без галлиума аппаратно ускоряла 3D. Просто раньше драйверы были как сейчас Intel, вещь в себе. Gallium это просто более современный способ как написать эти самые драйверы.
| |
|
5.34, Аноним (-), 04:03, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Она и без галлиума аппаратно ускоряла 3D. Просто раньше драйверы были как
> сейчас Intel, вещь в себе. Gallium это просто более современный способ
Но также есть мнение что и менее эффективный в плане скорости. Собственно интел потому и кладет на него. У них и так GPU тормозные, так что еще и в дровах тупить они не могут себе позволить.
| |
|
6.38, Mihail Zenkov (ok), 14:05, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
>> Она и без галлиума аппаратно ускоряла 3D. Просто раньше драйверы были как
>> сейчас Intel, вещь в себе. Gallium это просто более современный способ
> Но также есть мнение что и менее эффективный в плане скорости. Собственно
> интел потому и кладет на него. У них и так GPU
> тормозные, так что еще и в дровах тупить они не могут
> себе позволить.
Насколько я помню, когда создавался gallium, то на некоторых железках был 2-3х кратный прирост скорости по сравнению с тем, что было.
| |
6.40, Аноним (-), 16:51, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Интел кладет на него только потому, что разработчики не хотят переписывать свой код. Скорость здесь ни при чем.
| |
|
7.41, Аноним (-), 17:54, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить] | +/– | Тем не менее, по нагрузке на CPU интеловский драйвер лучше А вот gallium до про... большой текст свёрнут, показать | |
|
|
|
|
|
|
1.14, BratSinot (ok), 23:13, 23/02/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]
| –1 +/– |
> поддержка OpenGL 3.1 и GLSL 1.40 теперь реализована и для карт AMD серий Radeon HD2000-HD6000 (драйвер R600g)
Дык софт же все равно? У меня под HD5xxx только softpipe/llvmpipe и собирается.
| |
|
2.24, ВовкаОсиист (ok), 00:16, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Чойта вдруг? Вполне хардварно. glxinfo должен говорить что-то типа: OpenGL 3.1 on R600 - то это полностью хардварно ускоренный OpenGL.
| |
|
3.25, BratSinot (ok), 01:23, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Я и говорю, что оно все софтверно. А теже шейдеры для r600g ускоряются только экспериментальным llvm рекомпилятором.
P.S. Я курил сайт Mesa и ./configure --help
| |
|
4.26, ВовкаОсиист (ok), 01:40, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
Ну, это как бы технически не возможно, чтобы шойдеры были софварные, а OpenGL не совтварный.
Тащем-то компилятор шейдеров там и без llvm есть, и компилирует вполне gpu-инструкции.
| |
|
5.33, Аноним (-), 04:01, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Тащем-то компилятор шейдеров там и без llvm есть, и компилирует вполне gpu-инструкции.
Ну да. Глючит гражданина по черному. LLVM амдшникам интересен т.к. к немy OpenCL проще привинтить. Но код для VLIW он пока-что генерит отвратительнейше.
| |
|
4.28, Аноним (-), 01:50, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Я и говорю, что оно все софтверно. А теже шейдеры для r600g
> ускоряются только экспериментальным llvm рекомпилятором.
> P.S. Я курил сайт Mesa и ./configure --help
Для разных видеокарт по разному. У кого то llvm, у кого то самописные решения.
| |
|
5.31, Аноним (-), 03:55, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить] | +/– | С LLVM пока не все гладко В Galluim драйвере R600g он себя пока показал, скажем... большой текст свёрнут, показать | |
|
4.32, Аноним (-), 03:59, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> Я и говорю, что оно все софтверно.
Вас глючит - большинство операций таки спихано в конечном итоге на GPU.
> А теже шейдеры для r600g ускоряются только экспериментальным llvm рекомпилятором.
И еще раз вас глючит, там есть и свой местечковый кодогенератор. LLVM генерит более паршивый код нынче, кстати. Потому как вообще не в курсах кто такие VLIW-ы и все это потребовало адовых костылей для LLVM. По мнению некоторых разработчиков (см. другое сообщение), местечковый кодогенератор проще допинывается при более хороших результатах.
| |
|
|
|
1.21, Аноним (-), 00:00, 24/02/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]
| +/– |
Меса становится всё круче. Фичи третьего OpenGL это прежде всего упор на фрагментные шейдеры, что позволяет существенно улучшить реализм трёхмерных сцен.
| |
|
2.30, Аноним (-), 03:50, 24/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +1 +/– |
> Меса становится всё круче. Фичи третьего OpenGL
Они, кстати, почти добили третий. По большому счету им осталось геометрические шейдеры для 3.2 дожать (при том, сырая реализация уже есть, хоть и сырая) и GLSL 1.5. И вроде как все.
| |
|
1.22, Аноним (-), 00:03, 24/02/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]
| +/– |
автор, посмотри внимательно в ссылке на вики упоминание о nv50
в этом тексте его нет и это название нигде не фигурировало на официальных бумагах
| |
|
|
3.46, Аноним (-), 00:06, 25/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
оно изначально так называлось ДО выхода, такая же ситуация с gt200, который был изначально обозван g100
давайте везде g100 писать тогда?
| |
|
4.49, Аноним (-), 13:06, 25/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> оно изначально так называлось ДО выхода, такая же ситуация с gt200, который был изначально обозван g100
> давайте везде g100 писать тогда?
_Драйвер_ назывался и называется NV50. Вам даже ссылки на код указали, а вы всё на своём. Ну не переименуют разработчики nouveau драйвер, как бы вам этого не хотелось.
В новости все написано абсолютно верно, так как речь там про драйвер: "...в драйверах Softpipe, Nouveau NVC0 .... и NV50 (GPU GeForce 8)...".
| |
|
5.51, Аноним (-), 15:05, 25/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
претензии снимаются, но в новости совершенно неочевидно что под nv50 понимается именно драйвер нуво, к тому-же приведена ссылка на вики, указывающая на g80 и переправленная с nv50 :\
| |
|
|
|
|
|
2.52, Аноним (-), 20:00, 25/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
> У меня под этим самым e17 наблюдается некоторая регрессия с отрисовкой окон
Честно говоря не понимаю при чем тут e17 и почему тесты месы надо начинать с какой-то хардкорной экзотики.
| |
|
3.53, Michael Shigorin (ok), 20:03, 25/02/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]
| +/– |
>> У меня под этим самым e17 наблюдается некоторая регрессия с отрисовкой окон
> Честно говоря не понимаю при чем тут e17
Композитный менеджер.
> и почему тесты месы надо начинать с какой-то хардкорной экзотики.
Так заметил вскоре после service dm restart... ну и не вижу тут никакой особой экзотики.
| |
|
|
|