Subj : по звуковым картам Sound Blaster AWE
Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы)
по звуковым картам Sound Blaster AWE
Создан: 22.11.97
Последняя модификация: 23.09.98
Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko)
2:5000/14@FidoNet, [email protected]
Copyright (C) 1996-99, Eugene V. Muzychenko
Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При воспроиз-
ведении текста или его части сохранение Copyright обязательно. Коммер-
ческое использование допускается только с письменного разрешения авто-
ра.
При наличии изменений с момента последней публикации они отмечаются
знаком ">-".
----------------------------------------------------------------------
- Какие звуковые карты называются Sound Blaster?
Так называются только карты производства Creative - фирмы, состоящей
из основной - Creative Labs, и научно-исследовательской - Creative
Technology. Sound Blaster - одна из торговых марок Creative. Для всех
остальных карт используется обозначение "Sound Blaster Compatible" -
"Совместимая с SB". Везде, где речь идет о Sound Blaster, должна под-
разумеваться только продукция Creative, иначе используется обозначение
Sound Card.
----------------------------------------------------------------------
- Что обозначает аббревиатура AWE?
Advanced Wave Effects (передовые волновые эффекты) - технологию синте-
за звука, используемую в таблично-волновом синтезаторе EMU8000. Аббре-
виатурой AWE принято обозначать группу карт, в состав которых входит
EMU8000 - в виде отдельной микросхемы или интегрированный в общую мик-
росхему, однако AWE32 или AWE64 - часть обозначения конкретной серии
карт, имеющих общее название "Sound Blaster AWE32", "Sound Blaster
AWE64". Например, карта SB 32 PnP версии 3670, содержащая интегриро-
ванный с системой управления EMU8000, на микросхеме которого написано
"AWE", не является картой AWE32 или AWE64, а имеет собственное обозна-
чение - "Sound Blaster 32 PnP".
В группу AWE входит три серии карт: SB AWE32, SB 32 и SB AWE64.
Цифры в названиях AWE32 и SB 32 происходят от количества голосов син-
тезатора EMU8000; цифра в названии AWE64 происходит от добавления к
ним еще 32 голосов программного синтезатора WaveSynth/WaveGuide, кото-
рый представляет собой эмулятор, работающий через цифровой тракт кар-
ты. Аппаратных голосов в AWE64 по-прежнему 32. Все карты группы AWE -
16-разрядные, с интерфейсом ISA.
----------------------------------------------------------------------
- Какие существуют основные разновидности AWE-карт?
SB AWE32 - первая модель карты этого типа. Содержит синтезатор EMU8000
(микросхема CT1971), ОЗУ на 512 кб, разъемы для установки SIMM, разъем
для дочерней платы и сигнальный процессор CSP (Creative Sound
Processor), называемый также ASP (микросхема CT1748), облегчающий сжа-
тие звука и распознавание речи. Роль центрального процессора карты ис-
полняет микроконтроллер CT1741.
SB AWE32 Value - упрощенный и удешевленный вариант AWE32. Не имеет
CSP, разъемов для SIMM и дочерней платы.
SB 32 - модель, выпущенная вместо Value. Не имеет CSP, ОЗУ и разъема
для дочерней платы, однако имеет разъемы для SIMM. Поздние модели SB
32 (с 1997 г.) выпускались на основе набора микросхем AWE64.
SB AWE64 Value (вначале - просто AWE64) - переработанный вариант SB
32. Центральный процессор и синтезатор EMU8000 объединены в одной мик-
росхеме CT8903 или CT8920. Содержит ОЗУ на 512 кб, расширяемое специ-
альными модулями памяти. Разъема для дочерней платы также не имеет.
Все модели, кроме CT4380, не имеют IDE-интерфейса.
SB AWE64 Gold - улучшенный вариант AWE64. Содержит ОЗУ на 4 Мб, качес-
твенные 18-разрядный ЦАП, 20-разрядный выход S/PDIF и усилитель (толь-
ко линейный выход). Не имеет разъема для дочерней платы и IDE-интер-
фейса.
Каждая карта Creative Labs выпускаются в нескольких модификациях, от-
раженных в коде модели (CTxxxx), нанесенном краской на саму плату:
CT2760 - AWE32, интерфейс MultiCD, микросхемы 1741/1745.
CT3900 - AWE32, интерфейсы IDE и Panasonic, микросхемы 1741/1745.
Субъективно - лучшая модель в серии AWE32.
CT3910 - AWE32 Value, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745.
CT3990 - AWE32 PnP, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745.
CT3930 - SB 32, первый вариант (не PnP), на микросхеме Vibra16 (2501).
Партии выпуска весны-лета 1995 могут иметь дефект - громкие раскатис-
тые щелчки в канале EMU8000.
CT3600 - SB 32 PnP, на микросхеме 2502. Субъективно считается лучшей
по звучанию в серии SB 32.
CT3620 - SB 32 PnP, на классическом наборе микросхем 1741/1745.
CT3670 - SB 32 PnP, разработанный на основе AWE64 (микросхемы
8903/1745T).
CT4380, CT4381 - AWE64 до переименования в Value (микросхемы
8903/1745T).
CT4390 - AWE64 Gold, первый вариант (микросхема 8903).
CT4500, CT4501 - AWE64 Value, первый вариант (микросхемы 8903/1745T).
CT4520 - AWE64 Value, второй вариант (микросхема 8920).
Во всех версиях карт установлено одно и то же ПЗУ с базовым набором
самплов (General MIDI) объемом 1 Мб.
----------------------------------------------------------------------
- Каковы структура и возможности синтезатора EMU8000?
Микросхема EMU8000 (CT1971) разработана фирмой E-mu Systems, впослед-
ствии вошедшей в состав Creative, и применяется также в популярной мо-
дульной рабочей станции E-mu Emulator 4x.
EMU8000 представляет собой специализированный DSP, имеющий 32 вирту-
альных звуковых канала (голоса). Каждый канал состоит из генератора
звука, выбирающего отсчеты самплов из ПЗУ или ОЗУ, двух 6-стадийных
генераторов огибающей (delay, attack, hold, decay, sustain, release),
двух генераторов низкой частоты (LFO), управляемого резонансного филь-
тра и блока эффектов reverb/chorus. Для модуляции сигнала по амплитуде
могут использоваться LFO1 и Env2, по частоте - Env1 и оба LFO, для уп-
равления частотой среза фильтра - Env1 и LFO1. Тип эффекта (reverb,
chorus, delay) устанавливается общим для всех, глубина каждого из эф-
фектов устанавливается отдельно для каждого голоса.
В EMU8000 используется адресное пространство 16-разрядных слов общим
объемом 32 Мб; первые 4 Мб зарезервированы для ПЗУ, поэтому ОЗУ может
иметь объем не более 28 Мб. В памяти хранятся монофонические 16-раз-
рядные самплы в формате Intel (младшие байты имеют меньший адрес).
Для каждого сампла задан основной тон - высота, на которой он звучит
при дискретизации с частотой 44.1 кГц. Если сампл записан на этой же
частоте - его основной тон совпадает с естественной высотой, в против-
ном случае основной тон задается ниже или выше собственной высоты,
позволяя использовать самплы с большей или меньшей частотой дискрети-
зации.
Генератор звука последовательно считывает отсчеты сампла из ПЗУ или
ОЗУ с фиксированной скоростью 44100 отсчета в секунду. Для воспроизве-
дения самплов на высоте, отличной от основного тона, изменяется шаг
выборки с применением 4-точечной интерполяции для вычисления промежу-
точных значений отсчетов.
Шестистадийные генераторы Env работают следующим образом (параметр
Sustain имеет размерность уровня, остальные - времени):
- после старта ноты на протяжении стадии Delay значение равно нулю;
- в стадии Attack значение возрастает до максимума;
- в стадии Hold значение не изменяется;
- в стадии Decay значение спадает до уровня Sustain;
- до момента отпускания ноты значение сохраняет уровень Sustain;
- с момента отпускания - в стадии Release - значение спадает до нуля.
Генераторы LFO выдают синусоидальный выходной сигнал. Работа каждого
генератора начинается с момента старта ноты, с возможной задержкой от
момента старта.
Все виды модуляции могут быть реализованы одновременно - Env1/Env2 и
LFO1/LFO2 работают независимо друг от друга, и для каждого из них мо-
гут быть заданы независимые коэффициенты воздействия на частоту и ам-
плитуду сигнала, а также на частоту среза фильтра.
Физически 32 канала, как и в других микросхемах этого типа, реализова-
ны попросту в виде наборов данных, описывающих состояния генераторов и
фильтров, которые последовательно обрабатываются DSP. За один период
вывода звука (1/44100 с) процессор последовательно обрабатывает все
каналы с помощью необходимых математических операций и формирует для
каждого голоса очередное цифровое значение амплитуды.
Полученные в каждом такте выходные отсчеты всех 32 каналов суммируются
и подаются на выходной ЦАП. Для снижения вероятности переполнения вы-
ходного сумматора самплы в ОЗУ/ПЗУ перед загрузкой должны быть обрабо-
таны эквалайзером с ослаблением частот 3..4 кГц; в стандартном ком-
плекте программного обеспечения под Windows эти функции выполняет AWE
Manager (aweman.dll). Цифровой эквалайзер EMU8000 выполняет обратное
преобразование.
----------------------------------------------------------------------
- Какие модули памяти устанавливаются в карты AWE?
В AWE32 и SB 32 устанавливаются пары одинаковых 30-контактных SIMM
объемом 256 кб, 1, 4 или 16 Мб каждый, со временем выборки не более 70
нс (модели выпуска до 1995 года допускают 80 нс). Некоторые модели не-
явно поддерживают SIMM объемом по 512 кб и 2 Мб. В AWE64 устанавлива-
ются специальные модули памяти Creative.
При установке памяти в AWE32 необходимо переставить перемычку DRAM_EN,
которая находится возле разъемов SIMM - эта перемычка переключает
встроенную микросхему объемом 512 кб и дополнительные SIMM; вместе их
использовать невозможно. В AWE64 Gold объем устанавливаемых модулей
добавляется к внутреннему 4-мегабайтному ОЗУ.
Поскольку объем ОЗУ EMU8000 не может превышать 28 Мб - при установке
32 Мб последние четыре из них не используются. Модули меньшего объема
используются полностью.
Владимиром Барчуковым из Москвы разработаны переходники для установки
вместо 30-контактных SIMM и специальных модулей более распространенных
72-контактных SIMM (FPM/EDO) объемом до 32 Мб:
2:5020/47.202@FidoNet
[email protected]
www.orc.ru/~micron
Игорем Ивановым из Твери разработана альтернативная схема переходника,
найти которую можно по адресу:
ftp://spider.nrcde.ru/pub/sound/awe/docs/awe_sch.zip. Там же в файле
awe_pcb.zip находится разводка печатной платы, разработанная Alex
Kokaiko (Ужгород).
----------------------------------------------------------------------
- Для чего нужен выход S/PDIF?
Это выход звука в цифровом виде с эквалайзера EMU8000 (в AWE64 Gold -
также с общего цифрового канала) - в 20-разрядном (для AWE64 Gold) или
18-разрядном (для остальных моделей) формате на частоте 44.1 кГц, ко-
торый можно подать на вход внешнего ЦАП или усилителя со входом
S/PDIF, получив более качественный звук с WT-синтезатора. На картах
AWE32 с этого выхода снимается также сигнал FM-синтезатора.
Сигнал S/PDIF есть только на микросхеме CT1971; с микросхем CT8903 и
CT8920 цифровой сигнал снимается во внутреннем формате, а в AWE64 Gold
для формирования S/PDIF-выхода имеется специальный преобразователь.
Таким образом, на картах AWE64 Value и поздних SB 32, не содержащих
микросхемы CT1971, сигнал S/PDIF недоступен. В последних моделях SB 32
на CT1971 разъем S/PDIF не впаян, однако есть разводка для него.
В большинстве моделей AWE выход сделан в виде двухконтактного внутрен-
него разъема (сигнальный + общий) с амплитудой ТТЛ (5 В). В AWE64 Gold
амплитуда сигнала приведена к стандарту (0.5 В) и в комплект включена
дополнительная планка с разъемом типа RCA.
При наличии ТТЛ-выхода его можно нагрузить на инфракрасный или красный
светодиод (например, АЛ307БМ, АЛ336) через токоограничительный резис-
тор порядка 300 Ом, получив таким образом излучатель, вставляемый в
оптический цифровой вход бытовой или студийной аппаратуры.
----------------------------------------------------------------------
- Что такое SoundFont?
Архитектура и формат банков загружаемых инструментов для EMU8000. Раз-
личаются две разновидности:
SoundFont 1: Три уровня - Sample, Layer и Instrument. Sample - сампл с
собственной частотой дискретизации, основным тоном и точками зацикли-
вания; Layer (слой) - сампл, воспроизводимый в заданном диапазоне нот,
с собственными установками модуляторов (Env/LFO, высота/амплиту-
да/фильтр) Instrument - совокупность слоев, которые могут как стыко-
ваться по высоте нот, так и перекрываться для одной ноты. При запуске
звучания ноты запускаются все слои, относящиеся к данной ноте - каждый
на своем голосе, с собственными параметрами звучания и модуляции. Уро-
вень Instrument непосредственно "виден" по MIDI в виде номеров прог-
рамм, или патчей. Тип файла - SBK.
SoundFont 2: Уровень Sample остался без изменения, уровням Layer и
Instrument соответствуют Instrument и Preset, для которых введен до-
полнительный уровень Zone - совокупность самплов (для Instrument) или
инструментов (для Preset) в пределах диапазона нот или скоростей уда-
ра, с индивидуальными характеристиками звучания и модуляции для каждо-
го сампла. Соответственно, Instrument состоит из набора зон с сампла-
ми, а Preset - из набора зон с инструментами; плюс каждый из наборов
зон может содержать глобальную зону, определяющую параметры по умолча-
нию для остальных зон. При задании параметров для уровня, уже имеющего
подобный параметр, возможна как замена параметра нижнего уровня, так и
его относительное изменение. Тип файла - SF2.
В SoundFont используются монофонические 16-разрядные самплы с частотой
дискретизации 44.1 кГц. Однако с целью экономии памяти в банк могут
включаться самплы с более низкими частотами дискретизации, принуди-
тельно описанные как 44.1, с последующим заданием более высокого ос-
новного тона.
Каждый файл SoundFont может содержать определения одного или более
банков инструментов, использующих как собственные самплы, так и ссылки
на стандартные самплы из ПЗУ.
Для создания и редактирования банков SoundFont служит программа Vienna
SoundFont Studio: версии 1.x - для SoundFont 1 и 2.x - для обеих вер-
сий SoundFont, а также программа EsBeeKay - для SoundFont 1.
----------------------------------------------------------------------
- Как загружаются банки SoundFont?
Загрузка банков SounFont выполняется при помощи AWE Control Panel из
стандартного комплекта программ, либо программ AWE Piano, AWEPC,
EsBeeKay и других, работающих с интерфейсом AWE Manager. В память
EMU8000 загружаются только сами самплы - все остальные параметры заг-
ружаются в системную память драйвера. В случае использования только
самплов из ПЗУ банк не занимает места в памяти EMU8000, и может загру-
жаться даже в карты без ОЗУ (SB 32).
Драйвер AWE32 различает два вида банков: основной, или банк синтезато-
ра (Synthesizer Bank) и дополнительные, или пользовательские банки
(User Banks). Это отвечает системе банков, принятой в MIDI: основной
банк имеет номер 0 и всегда должен быть загружен - он используется по
умолчанию, когда банк явно не указан; дополнительные банки имеют номе-
ра 1..127 и могут загружаться в любой момент, до фактического исполь-
зования. Для каждого загружаемого дополнительного банка нужно указать
номер, под которым он будет использоваться, и SBK/SF2-файл. При после-
дующих запусках Windows эти банки будут загружаться автоматически, по-
ка не будут очищены.
Чтобы подключить новый банк в качестве основного, нужно установить его
в закладке "Synth" AWE Control Panel, желательно - в режиме "User
Synth".
---------------------------------------------------------------------
- Как использовать банки SoundFont в MIDI-файлах?
Разместить в файле MIDI-команды смены банка и тембра (Bank/Patch
Change). Драйвер AWE использует для смены банка только контроллер 0
(опция Controller 0 only в Cakewalk).
Перед проигрыванием MIDI-файла нужно загрузить используемые им банки
любым доступным способом, соблюдая соответствие номеров загружаемых и
используемых в файле банков.
Cakewalk с версии 6.01 поддерживает закрепление за WRK-файлами для AWE
банков SoundFont, которые автоматически загружаются в нужные банки
синтезатора при открытии WRK-файла (меню File -> SoundFonts).
----------------------------------------------------------------------
- Как преобразовать банки других синтезаторов в SoundFont?
Это можно сделать с помощью программ Convert, AWave, EsBeeKay и нес-
кольких менее известных, однако после преобразования может понадобить-
ся ручное редактирование банка, поскольку из-за различий в архитекту-
рах синтезаторов точное преобразование в общем случае невозможно.
----------------------------------------------------------------------
- Возможно ли в AWE кэширование инструментов, как в GUS?
Стандартный драйвер этого не поддерживает. Существуют программы, поз-
воляющие выборочно загружать инструменты из банков: AWEVBank - общего
назначения, реализующая идею "виртуального банка", содержащего только
ссылки на инструменты в реальных банках, и AWEPC, самостоятельно про-
игрывающая MIDI-файл, предварительно загрузив в память нужные инстру-
менты. Сделать полную поддержку кэширования можно только доработкой
драйвера или созданием драйвера более высокого уровня.
----------------------------------------------------------------------
- Как работает MIDI-синтезатор AWE?
В AWE используется программная интерпретация MIDI-сообщений. Сообщения
получает драйвер, расшифровывает их и управляет работой EMU8000 для
достижения нужного эффекта. Например, при получении сообщения Note On
драйвер запускает по одному генератору EMU8000 на каждый слой ноты,
при Note Off - отключает все генераторы этой ноты, по сообщению Pitch
Bend - перестраивает частоту генераторов, и т.п. Программная интерпре-
тация MIDI позволяет сделать MIDI-синтезатор достаточно гибким, однако
затрудняет реализацию некоторых видов управления в реальном времени.
----------------------------------------------------------------------
- Как переадресовать вывод в MPU-401 на синтезатор EMU8000?
При работе под DOS для этого служит перемычка MFBEN (MIDI FeedBack
ENable - разрешение перехвата MIDI-сообщений). Кроме этого, нужно ре-
зидентно (с ключом /EM) загрузить MIDI-интерпретатор AWEUTIL, который
будет перехватывать сообщения, выводимые во внешний MIDI-порт (которые
в норме направляются на внешний MIDI-интерфейс и разъем для дочерней
платы), и отрабатывать их на синтезаторе EMU8000; при этом сообщения
уже не будут проходить ни на внешний выход, ни на дочернюю плату.
Под Windows 95 перехватом сообщений из DOS-сеансов занимается вирту-
альный драйвер (VxD), которому безразлично положение перемычки MFBEN.
Перехват управляется через AWE Control Panel -> Device -> Allow
MPU-401 Emulation. Этот пункт относится только к выводу в MPU-401 из
DOS-сеансов, и никак не влияет на вывод стандартными средствами
Windows.
----------------------------------------------------------------------
- Как управлять синтезом в EMU8000 по MIDI?
Для этого служат NRPN (Non Registered Parameter Number -
незарегистрированные номера параметров), передаваемые по MIDI при
помощи контроллеров 99, 98, 6 и 38:
99 (NRPN MSB) - 127
98 (NRPN LSB) - номер параметра
6 (Data Entry MSB) - старшая часть значения параметра
38 (Data Entry LSB) - младшая часть значения параметра
Значение параметра может быть в пределах от -8192 до 8191; старшая и
младшая части вычисляются следующим образом:
MSB = (V + 8192) / 128 (целое частное)
LSB = (V + 8192) % 128 (целый остаток)
Иначе говоря, старшая и младшая части представляют собой семь старших
и семь младших разрядов значения, увеличенного на 8192. Для значений в
диапазоне 0..127 старшая часть равна 64, а младшая - самому значению.
При изменении значения параметра достаточно передать только те
контроллеры, значения которых отличаются от предыдущей посылки.
Например, для начальной установки параметра 8 нужно передать все
четыре контроллера; для его последующего изменения достаточно
передавать только контроллер 38, пока не потребуется изменить другой
параметр. Контроллер 99 достаточно передать один раз в начале работы.
Параметры делятся на установочные и управляющие. Установочные
действуют только на ноты, взятые после установки параметра, а
управляющие - и на звучащие ноты. Управляющие параметры называются
также параметрами реального времени.
Ниже для каждого из параметров приведены его смысл, тип, диапазон и
единица изменения параметра.
Параметр 0 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO1,
установочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).
Параметр 1 - частота LFO1, управляющий. Диапазон - 0..127, единица -
0.084 Гц (0..10.72 Гц).
Параметр 2 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO2,
установочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).
Параметр 3 - частота LFO2, управляющий. Диапазон - 0..127, единица -
0.084 Гц (0..10.72 Гц).
Параметр 4 - длительность стадии Delay Env1, установочный. Диапазон -
0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).
Параметр 5 - длительность стадии Attack Env1, установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).
Параметр 6 - длительность стадии Hold Env1, установочный. Диапазон -
0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).
Параметр 7 - длительность стадии Decay Env1, установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 8 - уровень Sustain Env1, установочный. Диапазон - 0..127,
единица - 0.75dB.
Параметр 9 - длительность стадии Release Env1, установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 10 - длительность стадии Delay Env2, установочный. Диапазон -
0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).
Параметр 11 - длительность стадии Attack Env2, установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).
Параметр 12 - длительность стадии Hold Env2, установочный. Диапазон -
0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).
Параметр 13 - длительность стадии Decay Env2, установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 14 - уровень Sustain Env2, установочный. Диапазон - 0..127,
единица - 0.75dB.
Параметр 15 - длительность стадии Release Env2, установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 16 - смещение по высоте, управляющий. Диапазон - -8192..8191,
единица - 1 цент.
Параметр 17 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту, управляющий.
Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает
направление изменения частоты при старте LFO.
Параметр 18 - коэффициент воздействия LFO2 на частоту, управляющий.
Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает
направление изменения частоты при старте LFO.
Параметр 19 - коэффициент воздействия Env1 на частоту, установочный.
Диапазон - -127..127, Единица - 9.375 цента. Знак показывает
направление изменения частоты при старте Env.
Параметр 20 - коэффициент воздействия LFO1 на амплитуду, управляющий.
Диапазон - 0..127, единица - 0.1875 дБ. Значения 0..63 вызывают
положительную модуляцию (рост амплитуды с момента старта LFO), с
максимальной глубиной при 63; значения до 64..127 - отрицательную, с
максимальной глубиной при 64.
Параметр 21 - частота среза фильтра, управляющий. Диапазон - 0..127,
единица - 62 Гц (100..8000 Гц).
Параметр 22 - коэффициент резонанса фильтра, установочный. Диапазон -
0..127, три младших разряда не используются. Коэффициент задается
четырьмя старшими разрядами, из таблицы:
N НЧ НЧР ВЧ ВЧР КО
0 92 5 Нет 0 -0.0
1 93 6 8.5 0.5 -0.5
2 94 8 8.3 1 -1.2
3 95 10 8.2 2 -1.8
4 96 11 8.1 3 -2.5
5 97 13 8.0 4 -3.3
6 98 14 7.9 5 -4.1
7 99 16 7.8 6 -5.5
8 100 17 7.7 7 -6.0
9 100 19 7.5 9 -6.6
10 100 20 7.4 10 -7.2
11 100 22 7.3 11 -7.9
12 100 23 7.2 13 -8.5
13 100 25 7.1 15 -9.3
14 100 26 7.1 16 -10.1
15 100 28 7.0 18 -11.0
НЧ, ВЧ - нижняя и верхняя частоты "колокола", Гц; НЧР, ВЧР - глубина
резонанса на нижней и верхней частоте, дБ; КО - коэффициент ослабления
постоянной составляющей, дБ.
Параметр 23 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту среза фильтра,
управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 56.25 цента. Значения 0..63
вызывают положительную модуляцию (рост частоты среза с момента старта
LFO), с максимальной глубиной при 63; значения до 64..127 -
отрицательную, с максимальной глубиной при 64.
Параметр 24 - коэффициент воздействия Env1 на частоту среза фильтра,
установочный. Диапазон - -127..127, единица - 56.25 цента. Знак
определяет направление изменения частоты среза.
Параметр 25 - глубина хорового эффекта, установочный. Диапазон -
0..255.
Параметр 26 - глубина реверберации, установочный. Диапазон - 0..255.
При работе с банками SoundFont 2 некоторые из этих параметров могут не
поддерживаться.
Тип эффектов reverb/chorus устанавливается при помощи SysEx:
Reverb - F0 41 10 42 12 40 01 30 nn 00 F7
0 - Room 1
1 - Room 2
2 - Room 3
3 - Hall 1
4 - Hall 2 (стандартный)
5 - Plate
6 - Delay
7 - Panning delay
Chorus - F0 41 10 42 12 40 01 38 nn 00 F7
0 - Chorus 1
1 - Chorus 2
2 - Chorus 3 (стандартный)
3 - Chorus 4
4 - Feedback delay
5 - Flanger
6 - Short delay
7 - Short delay & feedback
----------------------------------------------------------------------
- Можно ли получить в EMU8000 другие типы эффектов?
В EMU8000 реализован микропрограммный эффект-процессор с загружаемой
извне микропрограммой, официальной документации на которую нет.
Отдельные поля программы управляют работой цифрового эквалайзера
EMU8000, однако подъем/ослабление по НЧ и ВЧ зависимы друг от друга и
не могут регулироваться раздельно. Эмпирическим путем можно подобрать
новые режимы работы эффект-процессора (программы AWEFX, AWE Piano).
----------------------------------------------------------------------
- На что действуют эффекты EMU8000?
Только на звук, синтезируемый в нем самом - обычно по MIDI-сообщениям.
В AWE32 два голоса EMU8000 были зарезервированы для регенерации его
ОЗУ и попутно вводили в EMU8000 сигналы левого и правого каналов
FM-синтезатора, на которые можно было накладывать эффекты. В SB 32 и
AWE64 регенерация делается независимо, и все 32 канала работают только
на синтез музыкальных звуков.
----------------------------------------------------------------------
- Какова реализация MIDI в драйвере AWE?
Драйвер AWE работает в Mode 3 (Omni off, Poly). Каналы 1..9 и 11..16 -
мелодические. 10 - ударный, изменение раскладки возможно только
загрузкой банков. Поддерживаются сообщения:
Note On/Note Off (нулевое значение Velocity в Note On аналогично Note
Off);
Channel Aftertouch (управление глубиной частотной модуляции от LFO1),
Key Aftertouch не поддерживается.
Pitch Bend, Program Change.
Контроллеры (значения по умолчанию):
0, 32 - смена банка (0, 0)
1 - глубина частотной модуляции от LFO1 (0)
6, 38 - ввод данных для RPN/NRPN (0, 0)
7 - общая громкость в канале (100)
10 - панорама (в некоторых версиях драйвера - статическая) (64)
11 - выразительность (множитель к общей громкости) (127)
64 - педаль Sustain (0)
91 - глубина реверберации (0)
93 - глубина хорового эффекта (0)
98 - младший байт NRPN (0)
99 - старший байт NRPN (0)
100 - младший байт RPN (0)
101 - старший байт RPN (0)
120 - сброс всех звуков канала
121 - сброс всех контроллеров канала (вместе с RPN/NRPN)
123 - сброс всех нот канала
Поддерживается также RPN 0 - чувствительность к сообщениям Pitch Bend:
101 (RPN MSB) = 0
100 (RPN LSB) = 0
6 (Data Entry MSB) = максимальное смещение в полутонах
38 (Data Entry LSB) = 0
----------------------------------------------------------------------
- Можно ли использовать EMU8000 для проигрывания модулей?
Многие современные проигрыватели модулей используют EMU8000, если на
карте установлено достаточное количество памяти - например, Cubic
Player 1.6 и выше, Omega Player, AMP, AWEMP, AWEMod, AWEPlay; они
позволяют также использовать эффект-процессор EMU8000. Однако все эти
проигрыватели непосредственно загружают самплы в ОЗУ синтезатора, не
делая предобработки эквалайзером, поэтому при проигрывании цифровой
эквалайзер EMU значительно поднимает частоты 3..4 кГц и звучание
заметно искажается.
----------------------------------------------------------------------
- Я поставил драйверы - почему у меня нет AWE Control Panel?
Стандартный набор для AWE в Win95 содержит только сами драйверы и DLL
поддержки; AWE Control Panel, Creative Mixer и прочее обеспечение
устанавливается отдельно и обычно поставляется в комплекте
Retail-упаковок. С OEM-упаковками может поставляться ограниченный
набор программ, либо только драйверы.
----------------------------------------------------------------------
- Как регулировать Output Gain и т.п. под Win95?
Эти параметры регулируются только в Creative Mixer, и находятся в
системном меню его окна, вызываемом щелчком левой кнопки на иконке
окна. Если окно отображено без заголовка - системное меню вызывается
щелчком правой кнопки на любом месте окна микшера, свободном от
органов управления.
Регулировка тембров и Input/Output Gain доступна только картах на мик-
росхемах CT1745 и CT2502.
----------------------------------------------------------------------
- Можно ли запустить WaveSynth на AWE32 или SB 32?
Сравнительно просто это можно сделать только на PnP-картах - для этого
нужно после установки комплекта обеспечения от AWE64 вручную заменить
в Win95 драйверы "Creative Sound Blaster 16 Plug and Play" и "Creative
Advanced Wave Effect Synthesis" на такие же, но "AWE64 ... (SB16/AWE32
Compatible), разрешив отображение полного списка устройств и выбрав
последние из списка под маркой "Creative". WS/WG рассчитан на работу
именно с этими драйверами (по PnP-коду модели и названию в Registry,
поскольку в любом случае используется один и тот же файл драйвера).
Для не-PnP карт проще установить специальную версию WS/WG, рассчитан-
ную на пользователей карт прежних выпусков.
----------------------------------------------------------------------
- Как отключить IDE-контроллер на PnP-карте?
Только путем перепрошивки EEPROM 93c66, в котором хранится PnP-конфи-
гурация карты. Сделать это можно при помощи пакета SB2AWE Юрия Вели-
ченко (2:4600/103) и Алексея Самсонова (2:4600/103.333), в котором
приведены примеры прошивок от AWE64 (метод требует отпайки микросхемы
EEPROM). После перепрошивки карта будет опознаваться как AWE64, что
позволит также напрямую установить WS/WG.
----------------------------------------------------------------------
- Где найти информацию по AWE?
Базовая информация по картам Creative приведена в Sound Card FAQ (рас-
пространяется в файле SNDHWFAQ.TXT, входящем в пакет emtcFAQS). Струк-
тура и функционирование MIDI описано в MIDIDESC.TXT.
Собственный сайт Creative Labs - [ftp/www].creaf.com. В подкаталогах
drivers и patches каталога /pub/creative можно найти свежие версии
драйверов (в частности - SBW95UP).
Любительские сайты поддержки AWE проще всего найти через поисковые
серверы (в первую очередь - Alta Vista) по ключевым словам "AWE*",
"Home*" и т.п.
Первичное описание EMU8000 содержится в пакете ADIP (AWE Developer's
Information Pack) версий 3.01 и выше. Также в этом пакете описан ин-
терфейс AWE Manager и примеры программ, работающих с ним:
ftp://ftp.cle.creaf.com/pub/creative/devinfo/adip.exe
Пример программирования AWE - проигрыватель трекерных модулей Omega
Player, распространяемый с исходными текстами:
ftp.cdrom.com/pub/demos/music/programs/players/omega060.zip
Прочие страницы, посвященные AWE:
EMU8000 Coding Secrets
http://frodo.hiof.no/~gislemm/tom/secrets.html
MAZ AWE32/64 Page
http://www.maz-sound.com/awe.html
Документация на SoundFont доступна на
ftp.creaf.com/emu/
----------------------------------------------------------------------
Большое спасибо всем приславшим ответы, рекомендации, замечания и со-
веты для этого FAQ.
Текст FAQ в альтернативной кодировке доступен для FReq на
2:5000/14@FidoNet по имени AWEFAQ, текст FAQ по звуковым картам -
SNDHWFAQ, текст описания MIDI-интерфейса на русском языке в этой же
кодировке - по имени MIDIDESC. Полный пакет FAQ и описаний доступен на
ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emtcfaqs.zip и через страницу FAQ
на http://spider.nrcde.ru. Пакет распространяется также по FIDO
fileecho XHRDDOCS.