The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

по звуковым компакт-дискам (CD-DA)


<< Предыдущая ИНДЕКС Поиск в статьях src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>
 Subj : по звуковым компакт-дискам (CD-DA)
 
         Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы)
                  по звуковым компакт-дискам (CD-DA)

Создан: 28.06.98

Последняя модификация: 08.03.99

Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko)
       2:5000/14@FidoNet, [email protected]

Copyright (C) 1996-99, Eugene V. Muzychenko

Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При воспроиз-
ведении текста или его части сохранение Copyright обязательно. Коммер-
ческое использование допускается только с письменного разрешения авто-
ра.

При  наличии  изменений с момента последней публикации они  отмечаются
знаком ">-".

----------------------------------------------------------------------

 - Как устроен компакт-диск?

Конструкция диска CD-DA  (Compact Disk - Digital Audio, компакт-диск -
цифровой звук) и способ записи звука  на  нем  описывается  стандартом
предложивших его фирм Sony и Philips, изданным в 1980 году  под назва-
нием Red Book (Красная Книга).

Стандартный компакт-диск (CD)  состоит  из трех слоев: основы, отража-
ющего и защитного.  Основа  выполнена из прозрачного поликарбоната, на
котором методом прессования сформирован информационный рельеф.  Поверх
рельефа напыляется  металлический  отражающий  слой (алюминий, золото,
серебро, другие металлы и сплавы). Отражающий  слой покрывается сверху
защитным слоем поликарбоната или нейтрального  лака  -  так, чтобы вся
металлическая поверхность была защищена от контакта со внешней средой.
Общая толщина диска - 1.2 мм.

Информационный рельеф диска представляет собой непрерывную  спиральную
дорожку, начинающуюся от центра и состоящую  из последовательности уг-
лублений - питов (pits). Промежутки между питами носят название lands.
Чередованием питов и промежутков различной длины на диске записывается
закодированный цифровой сигнал:  переход от промежутка к питу и наобо-
рот обозначает единицу, а длина пита или промежутка - длину  серии ну-
лей. Расстояние между  витками  дорожки выбирается  от  1.4 до 2  мкм,
стандарт определяет расстояние в 1.6 мкм.

----------------------------------------------------------------------

 - Каким образом на диске представляется звуковой сигнал?

Исходный  стереофонический  звуковой  сигнал подвергается оцифровке  в
16-разрядные отсчеты (линейное квантование)  с  частотой дискретизации
44.1 кГц. Полученный цифровой сигнал  носит  название  PCM (Pulse Code
Modulation - импульсно-кодовая модуляция, ИКМ), так как каждый импульс
исходного  сигнала  представляется отдельным  кодовым  словом.  Каждые
шесть отсчетов левого и правого каналов оформляются в первичные кадры,
или микрокадры, размером 24 байта (192 бита), поступающие со скоростью
7350 в секунду, которые подвергаются кодированию  при помощи двухуров-
невого кода CIRC (Cross Interleaved Reed-Solomon Code - избыточный код
Рида-Соломона с перекрестным перемежением) по схеме: перемежение с за-
держкой на 1  байт, кодирование уровнем C2, перекрестное перемежение с
переменной задержкой,  кодирование уровнем C1, перемежение с задержкой
на 2  байта. Уровень C1  предназначен для обнаружения и коррекции оди-
ночных ошибок, C2 - групповых. В результате получается блок длиной 256
бит, данные в  котором снабжены разрядами обнаружения и коррекции оши-
бок, и к тому  же "размазаны" до блоку, что приводит к  записи смежных
звуковых данных в физически несмежных областях диска и снижает влияние
ошибок на отдельные отсчеты.

Код Рида-Соломона имеет  избыточность  25% и позволяет обнаруживать до
четырех  ошибочных  байтов и корректировать до четырех потерянных  или
двух ошибочных  байтов. Максимальная длина полностью исправляемого па-
кета ошибок - около 4000 бит  (~2.5 мм длины дорожки), однако не любой
пакет такой длины может быть полностью исправлен.

После второго перемежения к каждому полученному блоку добавляются раз-
ряды субкодов  -  P,  Q, R, S, T, U, V, W; каждый блок получает восемь
субкодных битов. Затем каждые 98 блоков с субкодами оформляются в один
сверхкадр длительностью 1/75  сек (объем чистых звуковых данных - 2352
байта), называемый также  сектором, в котором субкоды первых двух бло-
ков служат признаком  синхронизации,  а оставшиеся 96 разрядов каждого
субкода образуют P-слово, Q-слово и  т.д.  На  протяжении всей дорожки
последовательность субкодных слов называют также субкодными каналами.

Слова или каналы субкодов используются для управления форматом записи,
индикации фрагментов фонограммы и т.п. - например, канал  P служит для
пометки  звуковых  дорожек  и пауз между ними (0 - пауза, 1 - звук), а
канал Q  - для пометки формата  дорожек и секторов,  записи оглавления
TOC (Table  Of Contents - таблица  содержимого) и временнЫх  меток, по
которым отслеживается  время  воспроизведения. Канал Q может использо-
ваться также  для  записи  информации  в  ISRC (International Standard
Recording Code  - международный стандартный код записи), предназначен-
ном для  представления  сведений  о  производителе,  времени выпуска и
т.п., а  также - для  разделения дорожки на отдельные фрагменты (всего
на звуковом диске может быть до 99 звуковых дорожек, каждая из которых
может включать до 99 фрагментов).

В конце концов оформленные таким образом кадры подвергаются канальному
кодированию в терминах "пит - промежуток" с использованием избыточного
кода 8/14 (Eight  to Fourteen Modulation  - EFM), в  котором  исходные
байты кодируются 14-битными словами, повышающими разборчивость  сигна-
ла. Между словами вставляется по три связующих бита для соблюдения ог-
раничений на количество  смежных нулей и единиц, что облегчает демоду-
ляцию и уменьшает постоянную составляющую  сигнала.  В  результате  из
каждого первичного микрокадра получается 588 канальных  битов, и полу-
ченный битовый  поток записываются на  диск со скоростью 4.3218 (588 x
7350) Мбит/с. EFM-кодирование дает цифровой  поток,  в  котором  нулей
больше, чем единиц - такой метод кодирования удобен для принятого в CD
представления единиц границами  пита  и промежутка, а количества нулей
между единицами - длиной пита или промежутка соответственно.

В  начале  диска располагается так называемая вводная (lead-in)  зона,
содержащая информацию  о  формате  диска, структуре звуковых программ,
адресах фрагментов, названиях произведений и т.п. В конце записывается
выводная (lead-out) зона (дорожка с номером AA), выполняющая роль гра-
ницы записанной области  диска; бит P-кода  в этой зоне  изменяется  с
частотой 2  Гц. Ряд бытовых  проигрывателей не может опознать диск без
этой зоны, однако многие могут обходиться без нее. Между вводной и вы-
водной зонами записывается программная область (Program  Memory Area -
PMA), содержащая собственно звуковые данные. Программная область отде-
лена от вводной зоны участком из 150 пустых блоков (2  секунды), игра-
ющим роль зазора (pre-gap).

Общая длительность записи на компакт-диске -  74  минуты,  однако  при
уменьшении стандартного шага  дорожки  и расстояния между питами можно
достичь увеличения времени записи - за счет снижения надежности считы-
вания в стандартном дисковом приводе.

----------------------------------------------------------------------

 - Как записываются и изготавливаются компакт-диски?

Основной способ изготовления дисков - прессование  с матрицы. Оригинал
формируется с исходной цифровой мастер-ленты, содержащей уже подготов-
ленный  и  закодированный цифровой  сигнал,  специальным  высокоточным
станком на стеклянном  диске,  покрытом слоем фоторезиста - материала,
изменяющего свою  растворимость  под  воздействием лазерного луча. При
обработке записанного оригинала растворителем на стекле возникает тре-
буемый рельеф, который методом гальванопластики переносится на никеле-
вый оригинал (негатив), который может служить матрицей при мелкосерий-
ном производстве, либо основой для снятия позитивных копий, с которых,
в свою очередь, снимаются негативы для массового тиражирования.

Штамповка выполняется методом литья под давлением: с негативной матри-
цы прессуется  поликарбонатная  подложка с рельефом, сверху напыляется
отражающий слой,  который  покрывается  лаком.  Поверх  защитного слоя
обычно наносятся информационные надписи и изображения.

Диски с  возможностью  записи (CD-R, "болванки") изготавливаются таким
же методом, но между основой и отражающим слоем располагается слой ор-
ганического вещества,  темнеющего при нагревании. В исходном состоянии
слой прозрачен, при воздействии лазерного луча образуются непрозрачные
участки, эквивалентные питам. Для облегчения слежения  за дорожкой при
записи на  диске  в  процессе изготовления формируется предварительный
рельеф  (разметка),  дорожка которого содержит метки кадров и  сигналы
синхронизации, записанные  со  сниженной амплитудой и впоследствии пе-
рекрываемые записываемым сигналом.

Записываемые диски  за  счет  наличия  органического фиксирующего слоя
имеют более низкий коэффициент отражения, чем штампованные, отчего не-
которые проигрыватели (Compact Disk Player  -  CDP),  рассчитанные  на
стандартные алюминиевые диски и  не  имеющие запаса по надежности чте-
ния, могут воспроизводить диски CD-R менее надежно, чем обычные.

----------------------------------------------------------------------

 - Как воспроизводятся компакт-диски?

При воспроизведении  звуковой  компакт-диск вращается с постоянной ли-
нейной скоростью (Constant Linear Velocuty  -  CLV),  при которой ско-
рость дорожки относительно воспроизводящей головки приблизительно рав-
на 1.25 м/с. Система стабилизации скорости вращения поддерживает ее на
таком уровне,  чтобы  обеспечить  скорость считанного цифрового потока
равной 4.3218 Мбит/с, поэтому в зависимости от длины питов и промежут-
ков действительная  скорость  может изменяться. Угловая скорость диска
при этом изменяется от 500 об/мин при чтении самых внутренних участков
дорожки до 200 об/м на самых внешних.

Для считывания информации с диска используется полупроводниковый лазер
с длиной волны около 780 нм (инфракрасный диапазон).  Луч лазера, про-
ходя через фокусирующую  линзу,  падает на отражающий слой, отраженный
луч попадает в фотоприемник, где происходит определение питов и проме-
жутков, а  также проверка качества  фокусировки пятна на дорожке и его
ориентации по центру дорожки. При нарушении фокусировки происходит пе-
ремещение  линзы,  работающей  по принципу диффузора  громкоговорителя
(voice coil  - звуковая катушка), при  отклонении от центра  дорожки -
перемещение всей головки  по радиусу диска. В сущности, системы управ-
ления линзой, головкой и шпиндельным  двигателем  в  приводе  являются
системами автоматической регулировки (САР) и находятся в режиме посто-
янного слежения за выбранной дорожкой.

Полученный от фотоприемника сигнал  в  коде 8/14 демодулируется, в ре-
зультате чего восстанавливается результат кодирования по CIRC с добав-
ленными субкодами. Затем производится отделение субкодных каналов, де-
перемежение и декодирование  CIRC  на двухступенчатом корректоре (C1 -
для одиночных ошибок и C2 - для групповых), в результате  чего обнару-
живается и  исправляется  большая  часть ошибок, внесенных нарушениями
при штамповке, дефектами и неоднородностью материалов диска, царапина-
ми на его поверхности, нечетким определением  пита/промежутка в фотоп-
риемнике и т.п.  В итоге поток "чистых" звуковых отсчетов направляется
на ЦАП для преобразования в аналоговую форму.

В звуковых  проигрывателях после корректора имеется также интерполятор
различной сложности, приближенно  восстанавливающий ошибочные отсчеты,
которые не удалось исправить  в  декодере. Интерполяция может быть ли-
нейной -  в  простейшем  случае,  полиномиальной  или с использованием
сложных гладких кривых.

Для выполнения деперемежения любое CD-читающее устройство имеет буфер-
ную память (стандартный объем - 2 кб), которая заодно используется для
стабилизации скорости  цифрового  потока.  Для декодирования может ис-
пользоваться несколько  различных стратегий, в которых вероятность об-
наружения групповых  ошибок обратно пропорциональна надежности их кор-
рекции; выбор  стратегии отдается на усмотрение разработчика декодера.
Например, для CD-проигрывателя с мощным интерполятором может выбирать-
ся стратегия с упором на максимальное обнаружение, а для CDP с простым
интерполятором или привода CD-ROM - на максимальную коррекцию.

----------------------------------------------------------------------

 - Каковы параметры звукового сигнала на CD?

Стандартные параметры оцифровки - частота  дискретизации  44.1  кГц  и
разрядность отсчета 16 - определяют следующие теоретически вычисленные
характеристики сигнала:

Диапазон частот - 0..22050 Гц
Динамический диапазон - 98 дБ
Уровень шума - -98 дБ
Коэффициент нелинейных  искажений  -  0.0015%  (на максимальном уровне
сигнала)

В реальных устройствах записи и воспроизведения CD верхние частоты не-
редко обрезаются на уровне 20 кГц для создания запаса по  крутизне АЧХ
фильтра. Уровень шума может быть  как  выше -98 дБ в случае  линейного
ЦАП и шумного выходного усилителя, так и ниже - в случае передискрети-
зации на более  высокой частоте с использованием ЦАП типа Delta-Sigma,
Bitstream или  MASH  и  малошумящих усилителей. Коэффициент нелинейных
искажений сильно зависит от применяемого ЦАП выходных цепей и качества
источника питания.

Динамический диапазон  в 98 дБ  определяется для CD, исходя из разницы
между минимальным и максимальным уровнем звукового  сигнала, однако на
малом сигнале значительно возрастает уровень нелинейных искажений, от-
чего реальный  динамический диапазон, внутри которого сохраняется при-
емлемый уровень искажений, обычно не превышает 50-60 дБ.

Коэффициент детонации в системе "компакт-диск" лишен смысла, поскольку
нестабильность скорости вращения диска напрямую  никак  не  связана  с
нестабильностью выходного сигнала, которая практически целиком опреде-
ляется задающими  генераторами.  Однако  "тонкая" зависимость звука от
работы механических и электронных систем CDP  может проявляться благо-
даря распространению помех по цепям питания, наводкам между сигнальны-
ми линиями, микрофонному эффекту отдельных деталей и прочим паразитным
воздействиям на звуковой тракт. В частности, помехи по питанию вызыва-
ют дрожание фазы  (jitter) опорных генераторов, приводящее к такому же
дрожанию фазы цифрового сигнала, поступающего на ЦАП, что  в итоге на-
рушает фазовые характеристики звукового сигнала, ощущаемые на слух как
"размывание" и потеря локализации источников звука в пространстве.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое jitter?

Джиттер - быстрое по отношению  к  длительности  периода дрожание фазы
цифрового сигнала, когда нарушается  строгая  равномерность следования
фронтов импульсов.  Такое дрожание возникает из-за нестабильности так-
товых генераторов, а также в  местах  выделения  синхросигнала из ком-
плексного сигнала  методом PLL (Phase Locked  Loop - петля  с захватом
фазы, или фазовая автоподстройка частоты - ФАПЧ). Такое выделение име-
ет место, например, в демодуляторе сигнала, считанного с  диска, в ре-
зультате чего образуется опорный синхросигнал, который путем коррекции
скорости вращения диска "подгоняется" к эталонной  частоте 4.3218 МГц.
Частота синхросигнала, а  следовательно - его фаза и фаза информацион-
ного сигнала - при этом  непрерывно  колеблются  с различной частотой.
Дополнительный вклад может вносить неравномерность расположения  питов
на диске,  порожденная, например, некачественным прессованием или нес-
табильной записью.

Джиттер, имеющийся в тактовом сигнале АЦП или ЦАП,  приводит к наруше-
нию равномерности  взятия  или  выдачи  отсчетов  аналогового сигнала,
из-за чего  сигнал менее точно  квантуется в АЦП и восстанавливается в
ЦАП. В  общем случае джиттер  приводит к увеличению шумов и искажениям
фазы в области высоких частот, делая звук "грязным" и "размытым".

Авторы многих публикаций, посвященных проблеме джиттера, ошибочно счи-
тают весь цифровой тракт от фотоприемника до ЦАП непрерывным во време-
ни, из  чего делают столь  же ошибочный вывод о неизбежности _прямого_
влияния фазовых  дрожаний  первичного  сигнала (неравномерность питов,
неровность диска, дрожания в PLL и т.п.) на оконечный цифровой сигнал,
подаваемый на ЦАП. На самом же деле движение цифровой информации в CDP
носит прерывистый, блочный характер, так как  любое устройство воспро-
изведения CD-DA  в  обязательном порядке содержит промежуточный буфер.
Без буфера невозможно декодирование CIRC, так как кодовые слова с дис-
ка поступают в  декодер перемешанными, и их необходимо где-то хранить,
чтобы восстановить исходный порядок  слов.  Технология предусматривает
запись  в  этот буфер под управлением "первичных" тактовых  импульсов,
выделенных в PLL,  а выборку декодированных отсчетов - под управлением
кварцевого генератора,  поэтому  в  правильно спроектированном CDP все
нестабильности информации на  диске  и во входном сигнале уничтожаются
буфером.

Тем не менее, любым генераторам тоже присуща определенная,  хотя и го-
раздо меньшая, нестабильность. В частности, она может быть вызвана по-
мехами по  цепям питания, которые, в  свою очередь, могут  возникать в
моменты срабатывания САР  и коррекции скорости диска или положения го-
ловки/линзы. На дисках низкого качества эти коррекции происходят чаще,
давая ряду  экспертов  повод напрямую связывать стабильность выходного
сигнала с  качеством диска, хотя на  самом деле в  большинстве случаев
причиной является недостаточно хорошая развязка систем CDP.

----------------------------------------------------------------------

 - Что означают аббревиатуры AAD, DDD, ADD?

Буквы этой аббревиатуры отражают формы звукового сигнала, использован-
ные при создании диска: первая - при исходной записи, вторая - при об-
работке и сведении, третья - конечный мастер-сигнал, с которого форми-
руется диск. "A"  обозначает аналоговую (analog) форму, "D" - цифровую
(digital).  Мастер-сигнал  для CD всегда существует только в  цифровой
форме, поэтому третья буква аббревиатуры всегда "D".

И аналоговая, и цифровая формы сигнала имеют свои достоинства и недос-
татки. При записи и обработке сигнала в аналоговой форме наиболее пол-
но сохраняются его  "тонкие элементы", в частности - высшие гармоники,
однако возрастает уровень шума и искажаются амплитудно-частотная и фа-
зо-частотная характеристики  (АЧХ/ФЧХ). При обработке в цифровой форме
высшие гармоники  принудительно обрезаются на половине частоты дискре-
тизации, а часто и еще ниже, однако все дальнейшие операции выполняют-
ся с предельно возможной для выбранного  разрешения точностью. Сигнал,
прошедший аналоговую  обработку,  ряд  экспертов  оценивает, как более
"теплый" и "живой", однако многие современные методы обработки сигнала
приемлемо реализуются только в цифровом варианте.

----------------------------------------------------------------------

 - Могут ли два одинаковых диска звучать по-разному?

Прежде всего,  необходимо  убедиться, что диски действительно содержат
идентичный цифровой  звуковой  сигнал. Полное двоичное совпадение двух
дисков на уровне  конфигурации  питов и промежутков практически невоз-
можно за счет мелких дефектов материала и искажений при обработке мат-
риц и  прессовании,  однако благодаря избыточному кодированию подавля-
ющее большинство этих ошибок исправляется при декодировании, обеспечи-
вая один и тот же цифровой поток "высокого уровня".

Сравнить цифровое содержимое дисков можно  путем  чтения  их в приводе
CD-ROM,  поддерживающем  режим  Read  Long или Raw Read  -  считывания
"длинных секторов", которые на самом деле  являются сверхкадрами CD-DA
объемом 2352 байта каждый. Подробнее об этом можно прочитать в  FAQ по
CD-ROM  или  в  руководстве  к  программам   считывания  звука  (CD-DA
Grabbers/Rippers). Сравнить диски можно также на студийной аппаратуре,
умеющей читать диски в цифровом виде на DAT-магнитофон.

Причин для возникновения цифровых различий между похожими на слух дис-
ками может быть  несколько. Некоторые приводы CD-ROM и другие аппараты
цифрового чтения CD-DA  могут  в целях недопущения прямого копирования
вносить  в  сигнал малозаметные на слух искажения (например,  применяя
сглаживающие полиномы), а большинство приводов, поддерживающих команды
чтения полных кадров, делают это неаккуратно и неточно. При изготовле-
нии копий  (перепечаток) звуковых дисков, особенно пиратским способом,
они нередко копируются с передискретизацией на  другую частоту (напри-
мер, 48 кГц в DAT) с последующей передискретизацией  на исходную, либо
вовсе через  аналоговый  тракт с двойным преобразованием цифра/аналог.
Ряд версий записывающих программ для CD-R также намеренно или случайно
искажает исходные данные, так что копия не совпадает с оригиналом.

Если цифровое содержимое двух дисков совпадает, они тем  не менее тоже
могут давать различное звучание на  одном  CDP.  Возможными  причинами
этого могут быть:

- Недостаточно надежная  система  считывания и декодирования во многих
дорогих CDP, преднамеренно рассчитанная  на  столь же редкие и дорогие
диски. Это косвенно  подтверждается тем, что нередко диски низкого ка-
чества, успешно считываемые дешевыми CDP, крайне плохо воспроизводятся
проигрывателями класса High End.

- Применение в декодере CIRC стратегий, ориентированных на обнаружение
ошибок, нежели на их исправление, в результате чего безошибочно считы-
ваются только очень качественные диски, а большая часть обычных порож-
дает ошибки, маскируемые интерполятором.

- Недостаточно полное подавление помех, создаваемых механической  сис-
темой CDP, которая  при  плохом качестве  сигнала  с диска работает  с
большей нагрузкой и создает помехи большей интенсивности.

- Различные коэффициенты отражения/преломления луча, глубина/форма пи-
тов, неровность дорожки,  а  также прочие особенности дисков, влияющие
на интенсивность отраженного луча  и  форму сигнала, создаваемого им в
фотоприемнике. Даже  если  восстановленный  при декодировании цифровой
сигнал в обоих случаях будет  одинаковым,  тем  не менее электрические
процессы, происходящие в CDP, в общем случае будут различны. Отголоски
этих процессов  в виде паразитных помех могут проникать  в схему ЦАП и
влиять на выдаваемый им звуковой сигнал.

Надо отметить, что даже  если  цифровое содержимое двух дисков совпало
при их сравнении  в  некоторой системе (CD-ROM, специальные устройства
для сравнения  оригинала/копии и т.п.),  это вовсе не означает, что на
том или ином CDP с них также будут  декодироваться идентичные цифровые
сигналы. Поэтому наиболее надежным способом выяснения причины различий
в звуке будет использование CDP с цифровым выходом, с которого во вре-
мя прослушивания обоих дисков ведется запись  на какое-либо устройство
хранения. Последующее цифровое сравнение полученных сигналограмм пока-
жет, в каком месте проигрывателя в сигнал вносятся слышимые ухом изме-
нения.

Разумеется, перед сравнением оригинала и копии  таким способом необхо-
димо убедиться  в  повторяемости  результатов многократного считывания
одних и тех же дисков. Различные цифровые сигналограммы  в этом случае
могут свидетельствовать о ненадежном считывании диска или плохой рабо-
те цифровых интерфейсов (приемник, передатчик, кабель, разъемы). Иден-
тичность  цифровых  данных  при повторных воспроизведениях  нескольких
дисков можно считать  достаточным  признаком надежности как самих дис-
ков, так и систем считывания, декодирования и межмодульной передачи.

Слуховое сравнение звучания  дисков  должно быть корректным - наиболее
признанным является двойной слепой тест (double-blind  test). Суть ме-
тода состоит в том, что эксперт (слушатель) не должен видеть манипуля-
ций с аппаратурой  и производящего их  человека, а сам  этот  человек,
произвольным образом меняющий  диски,  не должен знать особенностей их
содержимого. Таким  образом  максимально  исключаются любые влияния, в
том числе "тонкие" и неизученные, людей на аппаратуру и друг на друга,
а мнение эксперта считается предельно непредвзятым.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое HDCD?

High Definition Compatible Digital - "сверх-система" кодирования звука
на CD, использующая  стандартный формат CD-DA. Звуковой сигнал с более
высокой разрядностью  и  частотой  дискретизации подвергается цифровой
обработке, в результате которой из него выделяется основная часть, ко-
дируемая, как обычно, методом PCM, а  дополнительная информация, уточ-
няющая мелкие детали, кодируется в младших битах отсчетов (LSB) и мас-
кируемых спектральных областях. При проигрывании диска HDCD на обычном
CDP  используется  только основная часть сигнала, а при  использовании
специального CDP со  встроенным декодером и процессором HDCD из цифро-
вого кода извлекается вся информация о сигнале.

----------------------------------------------------------------------

 - Как обращаться с компакт-дисками?

Избегая механического  повреждения любой из поверхностей, попадания на
диск органических растворителей и прямого яркого света, ударов и пере-
гибов диска. Надписи на записываемых дисках  допускается делать только
карандашами или  специальными фломастерами, исключая нажим и использо-
вание шариковых или перьевых ручек.

При извлечении диска из коробки  следует  остерегаться  его  перегиба.
Один из удобных и безопасных методов требует участия двух рук  - боль-
шой палец  левой руки слегка нажимает на фиксатор,  ослабляя его, в то
время как другая рука снимает диск с фиксатора. Метод с использованием
одной руки, когда указательный  палец  ослабляет фиксатор, а большой и
средний снимают диск,  требует  более точного согласования усилий, без
которого легко перегнуть диск или сломать лепестки фиксатора.

Загрязненный диск можно мыть теплой  водой  с  мылом или неагрессивным
поверхностно-активным  веществом  (шампунь, стиральный  порошок), либо
специально выпускаемыми жидкостями. Неглубокие царапины на  прозрачном
слое можно заполировать - полирующими пастами,  не содержащими органи-
ческих растворителей и масел, или обычной зубной пастой.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое "зеленый фломастер" и зачем он нужен?

Это фломастер,  наполненный  специальным  составом, хорошо поглощающим
инфракрасное излучение. Им закрашивается внешняя кромка  диска с целью
ослабить отражения луча от ее внутренней поверхности, и тем самым сни-
зить помехи от паразитных отражений на основной луч.

Многие пользователи и эксперты утверждают, что  обработанный таким об-
разом диск дает более чистое звучание  в  аппаратах  высокого  класса,
приписывая это более  точному  считыванию цифровой информации с диска,
который в своем исходном виде якобы не может быть достоверно  считан в
большинстве приводов.  Однако  тщательно выполненная система (привод и
декодер) в состоянии правильно считывать не только необработанные дис-
ки, но и диски среднего качества, и даже слегка загрязненные и поцара-
панные, поэтому возможные причины улучшения звучания следует искать не
в диске. Наиболее вероятными объяснениями этого феномена представляют-
ся те же факторы, которые  создают  различное  звучание совпадающих по
цифровому содержимому экземпляров дисков.

----------------------------------------------------------------------

 - Где найти более подробную информацию по компакт-дискам?

П. Шкритек, Справочное  руководство  по  звуковой  схемотехнике. - М.,
"Мир", 1991.

Оптические дисковые системы. - М., "Радио и связь", 1991.

Compact  Disk  Terminology, Jim Fricks, Disc Manufacturing, Inc.  Рас-
пространяется в файле CD_Term.Doc.

CD-R FAQ, Andy McFadden, www.fadden.com/cdrfaq/

www.cd-info.com

www.ee.washington.edu/conselec/CE/kuhn/cdmulti/cdhome.htm -  структура
и принцип работы CDP

www.physics.udel.edu/wwwusers/watson/scen103 - курс лекций по электро-
нике, цифровому звуку, CD-технологии и т.п.

а  также с  помощью  поисковых систем по  ключевым  словам CD,  CD-DA,
Compact Disk, CDP, CIRC и т.п.

----------------------------------------------------------------------

Большое спасибо всем приславшим ответы, рекомендации,  замечания и со-
веты для этого FAQ.

Текст  FAQ   в   альтернативной   кодировке   доступен   для  FReq  на
2:5000/14@FidoNet по имени CDDAFAQ. Более подробные сведения по цифро-
вому звуку  можно найти в SOUNDFAQ, по  дискам и  приводам CD-ROM -  в
CDROMFAQ.    Полный    пакет    FAQ    и    описаний    доступен    на
ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emtcfaqs.zip и  через страницу FAQ
на  http://spider.nrcde.ru.  Пакет  распространяется  также  по   FIDO
fileecho XHRDDOCS.



<< Предыдущая ИНДЕКС Поиск в статьях src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>

Обсуждение [ RSS ]
  • 1, Александр (??), 09:31, 15/02/2007 [ответить]  
  • +/
    Господа помогите!!!
    Как происходит запись дисков, от центра к краю или от края к центру?
     
     
  • 2, Дмитрий (??), 19:53, 17/02/2007 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Александр, запись компакт-дисков происходит от центра к краю. А на грампластинках - наоборот: от края к центру.
     

  • 3, сергей (??), 09:43, 05/11/2010 [ответить]  
  • +/
    меня интересует такой вопрос.почему некоторые компакт диски воспроизводятся в одних проигрователях,а в некоторых нет.хотя оба поддерживают один и тот же формат.от чего это зависит?от проигрователя,или же все таки от компакт диска?
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Заголовок:
    Текст:




    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру