После трёх месяцев разработки представлен (http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-announce/2015-Sep...) релиз свободной реализации OpenGL API - Mesa 11.0 (http://mesa3d.org/), примечательный реализацией OpenGL 4.1 в драйверах RadeonSI и Nouveau (nvc0) для видеокарт AMD на основе архитектуры GCN (HD 7700-7900, HD 8000, Rx 240-290, Rx 300) и NVIDIA на базе GPU Fermi и Kepler (GeForce 400/500/600). В драйвере Intel i965 полностью обеспечена (http://mesamatrix.net/) поддержка специфичных расширений OpenGL 4.2, но пока остаются нереализованными несколько расширений OpenGL 4.0 и 4.1. Первый выпуск ветки Mesa 11.0.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 11.0.1.
Кроме поддержки OpenGL 4 в новом выпуске можно отметить следующие (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/log/) изменения (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/tree/docs/relnotes/11....):
- Поддержка EGL 1.5 в драйверах r600, radeonsi, Nouveau nv50 и Nouveau nvc0. Представлена новая платформа EGL - surfaceless;- Поддержка GPU AMD на базе архитектуры GCN 1.2: Tonga, Iceland, Carrizo, Fiji;
- Поддержка OpenGL ES 3.0 в драйвере freedreno для графической подсистемы чипов Qualcomm Snapdragon с GPU Adreno A3xx/A4xx;
- Продолжена работа по реализации OpenGLES 3.1 и вычислительных шейдеров;
- В драйвере i965 продолжена реализация бэкенда NIR (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=41802) и offline-компиляции, проведена большая работа по переработке внутренних компонентов для обеспечения поддержки новых расширений OpenGL;
- В драйверах r300/r600/radeonsi добавлена поддержка модуля ядра Linux AMDGPU (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42078), развиваемого в рамках новой стратегии (https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=40798) продвижения драйверов для графических процессоров компании AMD;
- В трекер состояний Clover c реализацией OpenCL и поддерживающий его драйвер radeonsi добавлены средства для организации обработки изображений на стороне GPU;
- В драйвере radeonsi проведена большая работа по поддержки аппаратных средств ускорения кодирования (VCE) и декодирования (UVD) видео. Добавлена поддержка декодирования HEVC/H.265;
- В драйвере nouveau добавлена поддержка определения произвольных VRAM-доменов (http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2014-November...);
- В VDPAU добавлена поддержка формата кодирования видео HEVC/H.265;- Поддержка новых расширений OpenGL, определённых в стандартах OpenGL 4.x:
- GL_AMD_vertex_shader_viewport_index в драйвере radeonsi- GL_ARB_conditional_render_inverted в r600, radeonsi
- GL_ARB_depth_buffer_float во freedreno a4xx
- GL_ARB_derivative_control в radeonsi
- GL_ARB_draw_buffers, GL_ARB_draw_buffers_blend в a4xx
- GL_ARB_fragment_layer_viewport в radeonsi
- GL_ARB_framebuffer_no_attachments в i965
- GL_ARB_get_texture_sub_image во всех драйверах
- GL_ARB_gpu_shader5 в radeonsi
- GL_ARB_gpu_shader_fp64 в llvmpipe, radeonsi
- GL_ARB_shader_image_load_store в i965
- GL_ARB_shader_precision в radeonsi, nvc0
- GL_ARB_shader_image_size в i965
- GL_ARB_shader_stencil_export в llvmpipe
- GL_ARB_shader_subroutine во всех драйверах
- GL_ARB_tessellation_shader в nvc0, radeonsi
- GL_ARB_transform_feedback2, GL_ARB_transform_feedback_instanced, GL_EXT_transform_feedback в a3xx, a4xx
- GL_ARB_vertex_attrib_64bit в llvmpipe, radeonsi
- GL_ARB_viewport_array в radeonsi
- GL_EXT_depth_bounds_test в radeonsi, nv30, nv50, nvc0
- GL_EXT_texture_compression_s3tc вfreedreno (a3xx)
- GL_NV_read_depth (GLES) во всех драйверах
- GL_NV_read_depth_stencil (GLES) во всех драйверах
- GL_NV_read_stencil (GLES) во всех драйверах
- GL_OES_texture_float в r300, r600, radeonsi, nv30, nv50, nvc0, softpipe, llvmpipe
- GL_OES_texture_half_float в r300, r600, radeonsi, nv30, nv50, nvc0, softpipe, llvmpipe
- GL_OES_texture_float_linear в r300, r600, radeonsi, nv30, nv50, nvc0, softpipe, llvmpipe
- GL_OES_texture_half_float_linear в r300, r600, radeonsi, nv30, nv50, nvc0, softpipe, llvmpipe
- GL_EXT_draw_buffers2 вa4xx
- GLX_ARB_create_context_robustness в r600, radeonsi
- EGL_EXT_create_context_robustness в r600, radeonsi
- EGL_KHR_gl_colorspace в r600, radeonsi, nv50, nvc0
- EGL_KHR_gl_texture_3D_image в r600, radeonsi, nv50, nvc0
- Устранены проблемы со сборкой на платформах Android, Darwin, Haiku, Solaris и Windows;
URL: http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-announce/2015-Sep...
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=42950
> * Устранены проблемы со сборкой на платформах Android, Darwin, Haiku,
> Solaris и Windows;Ух ты, а на DOS ещё не портировали? :)
Жди в ReactOS лучше. Долго жди. :D
красиво, поняшка, ты этого сноба отделал
Ахахаха, прям в точку!
> Жди в ReactOS лучше. Долго жди. :DДа мне-то на обнокновенном линуксе надо, здесь и так работает -- удивился просто :) Не стоило так ботов пугать, у них нынче и так времена нервные, а пол бетонный...
> Да мне-то на обнокновенном линуксе надо, здесь и так работает -- удивился
> просто :)Мда? Вроде ж код драйвера для AMDGPU только в ядре 4.2 обещали, нет? У меня вот нету модуля такого, вроде. Или у тебя что-то не об этом работает?
> Мда? Вроде ж код драйвера для AMDGPU только в ядре 4.2 обещали, нет?А у меня интел на ноуте. Для amdgpu на неделе обновлял linux-firmware, впрочем, вслед за вот этим анонсом: https://lists.unsafe.ru/pipermail/kernels/2015-September/000...
>> Мда? Вроде ж код драйвера для AMDGPU только в ядре 4.2 обещали, нет?
> А у меня интел на ноуте.И у меня Intel — HD4000. Но есть и дискретка, Radeon HD7670.
> Мда? Вроде ж код драйвера для AMDGPU только в ядре 4.2 обещали,Ну да, он прилетел только в 4.2, так что если у тебя ядро древнее - у тебя для начала не будет никакого KMS/DRM на этих карточках. А когда у тебя есть только гольный VGA адаптер, то как ты понимаешь и OpenGL у тебя не будет. И вычислений. Не получится у тебя шейдеры в VGA вгружать - в те поры не было таких понятий.
> У меня вот нету модуля такого, вроде.
Ну так если у тебя нет модуля - то и видяха не заведется. До MESA очередь просто не дойдет. Как максимум получишь LLVMPIPE поверх VGA адаптера, измеряя скорость рендера в кадрах в минуту :)
Я гляжу, грибной сезон открылся...
> Я гляжу, грибной сезон открылся...Ну тебе виднее. А так, надеюсь, подобное поведение аудитории опеннета очень хорошо объясняет почему я со своей стороны закончил с написанием сюда новостей про радеоны. У вас тут очень конструктивное обсуждение и очень вежливое комьюнити, чо.
> Ну тебе виднее. А так, надеюсь, подобное поведение аудитории опеннета очень хорошо
> объясняет почему я со своей стороны закончил с написанием сюда новостей про радеоны.Часом не когда железка под сайтом упала?
> У вас тут очень конструктивное обсуждение и очень вежливое комьюнити, чо.
А это и от Вас зависит.
Коллеги, давайте всё-таки не обостряться почём зря.
> Часом не когда железка под сайтом упала?Мое терпение лопнуло, когда меня в очередной раз жестко отмодерастили, в новости про реактос. Бессмысленно и беспощадно. А вот когда меня всеми сортами гyaно поливают - это почему-то не модерят. Ну я и сделал логичный вывод: пусть жедитоб новости на опеннет и пишет.
А так - в мире есть достаточно сообществ, где меня не считают "врагом народа", даже если моя точка зрения по каким-то вопросам не совпала. Не отказывают мне в праве на мое собственное мнение. Не поливают помоями при удобном случае. И вообще, рады тому что я бесплатно делаю ту или иную работу и даже говорят за это спасибо. Наверное, логично, что я предпочитаю взаимодействовать в именно таких форматах.
> А это и от Вас зависит.
На моем счету тоже есть ряд ошибок. Но в целом проблема, видимо, в том что я на данный момент просто не ощущаю себя частью комьюнити оепннета. У меня, имхо, иные предпочтения, ценности и приоритеты чем то что в почете у местных посетителей. Мне жаль, если я поспособствовал появлению того что образовалось.
> Коллеги, давайте всё-таки не обостряться почём зря.
Ну... по крайней мере это довольно интересный набор эмоций, когда тебя грубо посылают в собственную же новость. И, к сожалению, это показатель состояния комьюнити. Ака перекос в сторону зашкаливающего ламерства при адовом ЧСВ. Я не понимаю как так можно.
> Мое терпение лопнуло, когда меня в очередной раз жестко отмодерастили,
> в новости про реактос. Бессмысленно и беспощадно. А вот когда меня всеми
> сортами гyaно поливают - это почему-то не модерят.Смутно припоминаю в новости про реактос какой-то локальный беспредел, который пришлось удалить в режиме эмуляции rm -r, так что это мог быть и я... а поскольку адрес, с которого сейчас уходит опеннетовская почта, не бэкрезолвится -- то до прошедшей недели я её попросту не видел (ну и сами понимаете, насколько "эффективен" поллинг).
> Ну я и сделал логичный вывод: пусть жедитоб новости на опеннет и пишет.
Кто? :)
> А так - в мире есть достаточно сообществ, где меня не считают
> "врагом народа", даже если моя точка зрения по каким-то вопросам не
> совпала. Не отказывают мне в праве на мое собственное мнение.Знаете, моя точка зрения много где не вписывается или была "маргинальной". Например, в альте такое было как-то высказано коллегой не далее как этим летом после весьма неудобного вопроса, на который другого ответа не нашлось (коллега хороший и добрый, просто, оказывается, и его можно вывести из себя таким макаром). И что же теперь -- бросить лопатку и уйти в свою песочницу только потому, что все люди разные и на чём-то порой сталкиваются лбами до искр из глаз, при этом в главном-то _делая_ одно дело и друг дружку любя такими, какие уж есть?
>> А это и от Вас зависит.
> На моем счету тоже есть ряд ошибок. Но в целом проблема, видимо,
> в том что я на данный момент просто не ощущаю себя частью комьюнити оепннета.Это уж Вам видней, насильно мил не будешь. Мне вот досадно такое читать, потому как в большой мере получилась и моя вина.
> У меня, имхо, иные предпочтения, ценности и приоритеты чем то что в почете
> у местных посетителей. Мне жаль, если я поспособствовал появлению того что
> образовалось.Да, Вы тоже поспособствовали (как и каждый из нас в своей мере). Причём, возможно, тоже в изрядной мере с моей подачи в период, когда поливал BSD-шников всех оптом за лицемеров вроде пресловутого never@, а оказалось, что тут есть специалисты, у которых есть чему научиться (и уж тем более о чём расспросить). Т.е. у меня после общения с такими потихоньку прошло, а через какое-то время как в зеркале увидел в Вас такое. Был, надо сказать, озадачен. Помнится, пытался пару раз это донести. Но не навязывать же -- на то нам свободая воля с рассудком и даны, чтоб каждый сам разобрался, что к чему.
Ещё один момент: насколько понимаю, уровень общения _здесь_ сильно понизился тогда, когда на ЛОРе запретили анонимов и сюда хлынула по крайней мере часть тех, кто возможность писать анонимно применял вовсе не из скромности или лени. Бороться с таким можно легко и просто -- организовав ещё один садик с оградкой, а то и привнеся вес плюсикам-минусикам. Насколько понимаю Максима (а я как-то спрашивал, но запомнилась более суть ответа, чем вопроса), он как раз хочет по возможности сохранять ресурс доступным _всем_. Плата за это -- неизбежные эксцессы и дополнительно угробленное время комодераторов.
Мне почему-то кажется, что если б Вы не отказались от применения своего ника User294 (поскольку сами помните, порой и я путался в почерках) -- то меньше было бы вариантов, когда за какой-нить пассаж приняли за "забеглого"; при этом как ни крути, а с любой объективностью люди субъективны и я, например, потратил уйму времени на обсуждения нетехнического плана с Вами в том числе и понимая, что человек-то толковый и незлонамеренный, судя по статьям и комментариям; а если б не понимал этого, то много когда попросту не нашёл бы того получаса на ответ по существу.
Поэтому предлагаю "взять отпуск", а если и когда опять захотите писать -- так пишите псевдонимно, а не анонимно; если же решитесь помочь своим временем как комодератор (вне зависимости от авторства), чтобы одни люди и дальше могли писать анонимно, а другие не слишком страдать от злонамеренных вбросов -- моя рекомендация Максиму, если она вообще понадобится, у Вас есть.
Не примите за снобизм какой -- пишу, как писал бы другу.
>> Коллеги, давайте всё-таки не обостряться почём зря.
> Ну... по крайней мере это довольно интересный набор эмоций,
> когда тебя грубо посылают в собственную же новость.Если хотите -- черкните почтой или жабером (такой же), расскажу забавное перекликающееся (ни разу не секретное, просто ещё политоты здесь не хватало); теперь поймёте и на своём опыте :)
PS: и да, в любом случае СПАСИБО за труды!
> Смутно припоминаю в новости про реактос какой-то локальный беспределВ новостях про это убожество всегда так было, есть и будет. Так что ничего удивительного.
Там либо стоит делать послабление в модерации, либо просто не аппрувить новости о каждой пьянке разрабов ReactOS. На мой скромный взгляд.
> В новостях про это убожество всегда так было, есть и будет.Я в курсе что мне никто ничего не должен. А еще я в курсе что у меня есть опция "проголосовать ногами". Так что пусть себе будет.
Я в курсе что меня звали в модераторы. Но есть некоторые нюансы. Идея гасить тех кто на меня наезжает - видится мне фундаментально кривой, из-за высокого риска необъективных действий. ИМХО, арбитраж между 2 сторонами должна делать 3-я сторона, не участвующая в конфликте и не заинтересованная в том или ином исходе. А вот с этим на опеннете как-то не задалось.
> Там либо стоит делать послабление в модерации, либо просто не аппрувить новости
> о каждой пьянке разрабов ReactOS. На мой скромный взгляд.Whatever. Я, имхо, наелся и не буду сильно настаивать на добавке. Как-то так я уже не ощущаю себя здесь частью комьюнити. Тут весьма досадное комьюнити образовалось.
> Я в курсе что меня звали в модераторы. Но есть некоторые нюансы.
> Идея гасить тех кто на меня наезжает - видится мне фундаментально кривойРазумеется. А сказано было к "появлению того, что образовалось".
> из-за высокого риска необъективных действий. ИМХО, арбитраж между 2 сторонами
> должна делать 3-я сторона, не участвующая в конфликте и не заинтересованная
> в том или ином исходе. А вот с этим на опеннете как-то не задалось.Вот и могли бы иной раз такой стороной оказаться. Но дело личное.
То есть ты сперва сам написал новость о том, что ядерный код для AMDGPU будет в релизе ядра 4.2, а теперь в ответ на моё об этом упоминание начал мести пургу про отсутствие KMS/DRM, которая уже с головой замела.
Молодец. =)
> на моё об этом упоминание начал мести пургу про отсутствие KMS/DRM,В чем пурга то? Если ядро древнее 4.2 - там нет ядерного драйвера, который вывесил бы KMS/DRM для упомянутых GPU. Ядерный драйвер AMDGPU (отдельный модуль) действительно только в 4.2 появился, а некоторые экспонаты (Fiji, etc) - вообще только в 4.3 начали поддерживаться. Ну а если ядерного драйвера нет - уже все-равно, что там MESA умела. Там кстати до сих пор поддержка не полная: DPM нет. А работа на бутовой частоте - позволит ощутить себя пользователем нуво, на радеоне.
> которая уже с головой замела.
Наверное я тyпой но я упорно не понимаю где я соврал.
> Молодец. =)
Да вообще. Полили помоями на ровном месте. Послали на...й. В свою же новость. Ммм... это опеннет, детка. Тут могут послать. Уж послать, так послать.
> В чем пурга то? Если ядро древнее 4.2 - там нет ядерного
> драйвера, который вывесил бы KMS/DRM для упомянутых GPU. Ядерный драйвер AMDGPU
> (отдельный модуль) действительно только в 4.2 появился, а некоторые экспонаты (Fiji,
> etc) - вообще только в 4.3 начали поддерживаться. Ну а если
> ядерного драйвера нет - уже все-равно, что там MESA умела. Там
> кстати до сих пор поддержка не полная: DPM нет. А работа
> на бутовой частоте - позволит ощутить себя пользователем нуво, на радеоне.То есть предыдущее твоё сообщение не было наполнено сарказмам и ядом? Если так, и мне показалось, я извинюсь.
> Послали на...й.
Ну это ты уже точно гонишь. =)
> То есть предыдущее твоё сообщение не было наполнено сарказмам и ядом? Если
> так, и мне показалось, я извинюсь.Не очень понимаю, где ты там сарказм и яд разглядел. Вроде, капитанинг обычный.
> Ну это ты уже точно гонишь. =)
А хрен его знает. Когда автора новости так убедительно посылают читать свою же новость - я даже и не знаю на что это похоже - впервые вижу такой отжиг. Поэтому могу и ошибаться в трактовке этого посыла.
Вадим, если человек не может/не хочет адекватно выразить свое мнение, то не стоит с ним вести диалог. Тут хватает толковых людей, есть конечно и неадекватные. Меня тут недавно дернуло с одним поговорить: я знал, что все его за неадеквата держат, но думаю, может если с ним по-нормальному, то и в нем человек окажется. И даже два или три поста все адекватно было, а потом ...У нас разные точки зрения по многим вопросам, но тем не менее, было много интересных диалогов, которые помогли составить более общую картину по обсуждаемой проблеме. Так что заведи себе ник - все же приятнее общаться, когда точно понимаешь, кому отвечаешь (avr vs stm с тобой обсуждали?)
> Меня тут недавно дернуло с одним поговорить: я знал,
> что все его за неадеквата держат, но думаю, может если
> с ним по-нормальному, то и в нем человек окажется.Человеков есть смысл искать, но порой они старательно прячутся...
PS: не знаю, как зовут User294, но тот разработчик radeon по имени Вадим -- другой человек, насколько могу судить.
По-моему атмосферу портят вендузятники которые со своим уставом лезут в чужой монастырь и это при том что как они утверждают у линукса полпроцента пользователей.
> По-моему атмосферу портят вендузятники которые со своим уставом лезут в чужой монастырь
> и это при том что как они утверждают у линукса полпроцента
> пользователей.А кто тут ярый виндузятник, кроме фанатичного клоуна?
Так каждый под подозрением. Чуть что не совсем хорошее сказал (даже пускай это и отображает реальное положение вещей) - всё ты уже студент за бабки пропагандирующий компанию <censored>
Потому что про студентов так и есть. Это отображает реальное положение вещей.
Как крысы в подвале.
> Вадим -- другой человек, насколько могу судить.Абсолютно. Я не являюсь активным коммитером. Но это не мешает мне гонять кучу всяких разных тестов, попинывать причастных по части багов в их хозяйстве и прочая. А при нужде я могу сделать bisect или что там еще. Но нас таких много, я в этом не уникален. Этим мне и нравится комьюнити пользователей амдшных открытых дров.
Комьюнити как и везде - разное. В основном не любят проприерастов и виндузятников, но различные кружки хейтеров в наличии. Если нет желания завести и попинать очередного апологета кружка хейтеров можно просто писать новости.
> можно просто писать новости.Можно, но если не ощущаешь частью этого комьюнити - какой в этом смысл? К тому же, это время можно взамен потратить на более приятное и результативное взаимодействие с иными опенсорсными комьюнити. Качественный перевод новости может потребовать несколько часов, на то чтобы въехать во все непонятные моменты, разобраться во всех деталях, etc. А на опеннете потом все-равно придут и расскажут какой автор лох и дилетант, расскажут как я должен жить, что делать, обзовут русофобской мрaзью, и вообще, старательно покажут что бесплатное выполнение работ для таких комьюнити - напрасная и неблагодарная трата моего времени.
насколько я могу судить, портирование на другие ОС (также как и на другие платформы) может выявить скрытые баги (которые не проявляются на целевой) и повысить качество кода. пусть даже никто и не будет этим пользоваться. если есть силы и средства (а судя по ускорению проекта в последние годы они есть), почему бы и нет? ждём 11.0.1 в репозитории X11:XOrg
Ну так если они не проявляются на целевой, то их исправление - вопрос исключительно эстетический.
> Ну так если они не проявляются на целевой, то их исправление -
> вопрос исключительно эстетический.Почему не проявляются? Проявляются, но в определённых редковыполнимых условиях.
Ну вот тогда это и должно быть в основном проблемой тех, у кого оно таки выстреливает - сделать отладку и т.п. А портировать ради отлова экзотики - это из пушки по воробьям.Впрочем, я вообще здорово предвзят против кроссплатформенности - IMHO она даёт слишком мало бенефитов и накладывает слишком много ограничений, выливающихся как в лишнюю возню для разработчика, так и в лишние затраты ресурсов на дополнительные слои абстракции, отказ от максимально эффективных реализаций в пользу наиболее распространённх и т.п.
> Впрочем, я вообще здорово предвзят против кроссплатформенности - IMHO она даёт слишком
> мало бенефитов и накладывает слишком много ограничений, выливающихся как в лишнюю
> возню для разработчика, так и в лишние затраты ресурсов на дополнительные
> слои абстракции, отказ от максимально эффективных реализаций в пользу наиболее распространённх
> и т.п.Зависит от задачи и того как кросплатформенность реализуется. Например: связка glfw + opengl позволяет получить графическое приложение фактически не зависящие от платформы. Накладные расходы фактически нулевые.
ИМХО софт по возможности не должен цепляться за одну платформу, иначе не будет свободы выбора платформы.
Я с glfw не знаком совершенно, но что я знаю точно - что мне очень редко нужно просто "графическое приложение". Если уж говорить о графике - обычно нужно приложение, которое будет иметь набор привычных на данной платформе виджетов, будет максимально интегрироваться с доступными на данной платформе средствами, будет вести себя максимально предсказуемо для пользователя на данной платформе.Ну и да, лично мне выбор платформы не интересен - если есть свободная платформа - читай Линукс - то этого достаточно. На проприетарщине нужен выбор, чтобы в vendor lock-in не влипнуть. Но если исходники всего доступны - проблем особых нет.
> о графике - обычно нужно приложение, которое будет иметь набор привычных
> на данной платформе виджетов,OpenGL как таковой в этом мало чем поможет. Он - апи для отрисовки 3D. Никаких виджетов сам по себе он не предоставляет и в целом это больше ориентировано на отрисовку кастомных сцен в 3D, а-ля игры или какой навигатор карт в 3D view, etc.
В обоих случаях никакого стандартного гуя и виджетов не подразумевается - они или соответствуют оформлению игры, или ориентированы на специфичную задачу. И, соответственно, за виджетами - не к OpenGL и не к MESA.
> будет максимально интегрироваться с доступными на данной платформе средствами,
> будет вести себя максимально предсказуемо для пользователя на данной платформе.У OpenGL несколько иные приоритеты: это апи для акселерированной отрисовки 3D сцен. Через это можно вывести и 2D и виджеты, но это как-то совсем не основное назначение этого апи.
> Ну и да, лично мне выбор платформы не интересен - если есть
> свободная платформа - читай Линукс - то этого достаточно. На проприетарщине
> нужен выбор, чтобы в vendor lock-in не влипнуть.Как завендорлочиться на линукс? Выплюнуть GL через DRI напрямую. Весело же когда 3D прямо в чем-то типа фреймбуфера, без иксов. Хотя те кто KMS+DRM передрал - так постепенно тоже смогут по идее.
> Через это можно вывести и 2D и виджеты, но это как-то
> совсем не основное назначение этого апи.Скоро можно будет сказать, что это было давно и не правда ;)
Android, Wayland, Mir, Xorg (glamor). Не говоря уж о куче gui библиотек, которые умеют рисовать через OpenGL.
> Скоро можно будет сказать, что это было давно и не правда ;)А там все просто: никто не считает нужным делать какие-то хардварные фичи для 2D. Кром всего прочего вполне нормально работает представление 2D как частного случая 3D. Но все-таки, есть апи отрисовки, а есть либы виджетов и дисплейные сервера. Либы и дисплейные сервера могут рендерить через разные бэкэнды, но это не значит что "opengl что-то знает о виджетах". Для него это такие же примитивы в сценах как и все остальное, а для програмера - он как и раньше дергает фичи GTK или Qt.
> Я с glfw не знаком совершенно, но что я знаю точно -
> что мне очень редко нужно просто "графическое приложение". Если уж говорить
> о графике - обычно нужно приложение, которое будет иметь набор привычных
> на данной платформе виджетов, будет максимально интегрироваться с доступными на данной
> платформе средствами, будет вести себя максимально предсказуемо для пользователя на данной
> платформе.Вроде оно так, но ...
1. что считать стандартом для линукса: gtk2/gtk3/qt4/qt5 ?
2. многие приложения имеют свой интерфейс - blender, разный графический и музыкальный софт, плееры - и все это пользуется большой популярностью. Да и пользователи сами любят приложения со сменными темами.
3. ИМХО люди привыкли к частой смене интерфейсов - многие играют в игры, пользуются смартфонами, постоянно пользуются сайтами с различным ui. Так что, если программа имеет удобный и продуманный ui, то вряд ли пользователя будет сильно беспокоить отсутствие "стандартных" виджетов.> Ну и да, лично мне выбор платформы не интересен - если есть
> свободная платформа - читай Линукс - то этого достаточно. На проприетарщине
> нужен выбор, чтобы в vendor lock-in не влипнуть. Но если исходники
> всего доступны - проблем особых нет.На данный момент - мне тоже. Но для тех, кто сейчас сидит на закрытых системах, первый шаг - переход на открытые аналоги. И наличие lo/ff/blender/inkscape/etc для других платформ, помогает переходу на открытые форматы и делает переход на открытые системы менее болезненным и более реальным.
1) Что считать стандартом - не знаю. Но любой из них - лучше, чем самопал.2) У блендера - свой интерфейс, так как он сам себе среда. У остального - обычно что-то стандартное, но раскрашенное. Суть-то не в цветах, а в особенностях поведения - чтобы подхватились системные хоткеи, чтобы контрол в нюансах вёл себя привычным образом - допустим, что происходит, когда начинаешь вводить текст в выпадающем списке - идет только по первой букве или по всему введенному? - и таких мелочей масса, а отличия в них раздражают страшно.
3) Люди привыкли иметь экзотические интерфейсы в том, что, как blender, не увязано в workflow со всем остальным - вроде игр или тяжёлых редакторов. И то если там всё стандартно - жизнь облегчается. А вот если, скажем, в почтовике клавиши для копипаста будут отличаться от привычных - спасибо вряд ли скажут.И вообще - я изначально говорил, что портирование месы - странная идея. Ну просто потому, что других живых платформ для неё, кроме линукса,и нет. В перечисленном списке либо покойники вроде Haiku и Solaris либо Windows, где смысл существования месы совершенно непонятен.
А борьбу с закрытыми десктопными платформами му проиграли закрытому вебу, там можно вообще не волноваться. И в этом плане открытый ff или закрытый Chrome - разница невелика.
> Ну вот тогда это и должно быть в основном проблемой тех, у
> кого оно таки выстреливает - сделать отладку и т.п. А портировать
> ради отлова экзотики - это из пушки по воробьям.Это способ околобесплатно узнать много плохого о своей программе (на протяжении всей оставшейся жизни проекта, если не планируется в дальнейшем лишиться поддержки этой дополнительной платформы) ещё до потери её репутации. Аналогичный способ (но ещё более бесплатный) — это попробовать скомпилировать другим компилятором (и ещё прогнать после этого все тесты). В средних и больших проектах зачастую всплывают интересные косяки, которые не выстреливали лишь из-за каких-то невероятных обстоятельств.
Не понимаю чего плохого в том, чтобы улучшить тестирование своего продукта, если это сопровождается расширением технических свобод в его использовании.
Например, вы же запускаете своё приложение в valgrind (если оно Сишное), даже если оно работает, на первый взгляд? Нужели это напрасная трата времени с вашей точки зрения? Я вот ещё иногда пробую всякие анализировалки, вроде того же Infer-а (который не так давно тут рекламировали).
Не забывайте, что многие неполадки связаны с проблемами безопасности…
Ну и кроме всего сказанного, подобные портирования дают возможность увидеть определённые чисто архитектурные ошибки в своей программе. Дополнительные требования по проекту включают творчество у исполнителя, IMHO. Во всяком случае, лично на мне это работает.
Haiku --
http://os-haiku.blogspot.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=g7_cmk5xHOo
http://www.youtube.com/channel/UC3EpWm_Dzw0DjhIfrm7eocw?view...
благодарю за ссылки :)
В r600 плинируют вообще OpenGL 4 реализовывать, или на это забили? У меня Radeon HD7670, она, как и некоторые другие карты семейства Southern Islands, поддерживает OpenGL до 4.2 включительно, но при этом на архитектуре VLIW5.
> В драйверах r300/r600/radeonsi добавлена поддержка модуля ядра Linux AMDGPU, развиваемого в рамках новой стратегии продвижения драйверов для графических процессоров компании AMDА вот это хорошо. Посмотрим, что оно нам даст. Если конечно в Сусе начнут собирать этот модуль. )
Осталось не долго. Всего четыре расширение в OpenGL 4.0, а и ноль в OpenGL 4.1. Так что сразу будет 4.1.
> Осталось не долго. Всего четыре расширение в OpenGL 4.0, а и ноль
> в OpenGL 4.1. Так что сразу будет 4.1.Отлично. Спасибо, что обнадёжил!
>> в OpenGL 4.1. Так что сразу будет 4.1.
> Отлично. Спасибо, что обнадёжил!Там довольно сложные расширения. И кроме того - например, одно из расширений требовало поддержку double-ов. Я вижу что ее запилили для тех пары железок, которые это умели в железе. А какая участь постигнет по этому поводу остальные - из коммита не совсем понятно.
Замечательный релиз! Жду когда сделают OpenGL 2015, Vulcan, а потом, когда высвободятся силы - крутой игровой движок! Эти ребята же знают спецификации видеокарт в совершенстве, раз пишут функции OpenGL поверх ничего! Могут вообще сделать шедевр поверх вызовов видеокарт, без всяких там OpenGL-ей! Миру нужен второй Кармак!
> Миру нужен второй Кармак!А Кармак имеет какое-то отношение к открытому ПО?
> А Кармак имеет какое-то отношение к открытому ПО?Ну например, он релизил через некоторое время движки своих игр под GPL. Это дало старт туевой хуче открытых игр.
> А Кармак имеет какое-то отношение к открытому ПО?Ну например, он релизил через некоторое время движки своих игр под GPL. Это дало старт туевой хуче открытых игр.
Кто-нибудь может рассказать про NIR подробнее? Оно intel-only, или потом остальные драйверы на него переведут?
Ага, мне вот тоже интересно, как оно с Gallium'ом и TGSI соотносится? Заменяет или дополняет?
> Ага, мне вот тоже интересно, как оно с Gallium'ом и TGSI соотносится?Интель не пользуется Gallium и посчитал что для их целей NIR лучше всего.
Во фридрено, который на архитектуре галиума, нир используется в качестве компилятора шейдеров. так что прикрутить можно не только в интел, было бы желание.
На phoronix есть много статей/новостей о NIR:
http://www.phoronix.com/scan.php?page=search&q=NIR+Здесь наглядно показана разница между NIR и GLSL:
http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=NIR-GLSL-...
Потестил, производительность RadeonSI 95% от каталиста.
На моей машине (r9 280x) в unigine valley около 65% от каталиста (В винде, правда. Да, я дуалбутчик).
врёшь, от винды 90%
> врёшь, от винды 90%Так быть не может. Должно быть 146% от Винды, как минимум.
> На моей машине (r9 280x) в unigine valley около 65% от каталиста
> (В винде, правда. Да, я дуалбутчик).Какой смысл сравинивать открытый драйвер в Linux с проприетарным в Windows? Это какой-то особый шаманский тест? )
Каталист на линуксе в части случаев проигрывает виндовому аналогу. Зачем хотеть меньшего, когда нужно стремится к лучшему(в плане производительности)?
> когда нужно стремится к лучшему(в плане производительности)?Нужно. А еще нужно стремиться например к открытию исходников и отсутствию вендорлока. Только в винде с этим никак.
> Каталист на линуксе в части случаев проигрывает виндовому аналогу.Но ты-то не каталисты сравнивал.
> В драйверах r300/r600/radeonsi добавлена поддержка модуля ядра Linux AMDGPU, развиваемого в рамках новой стратегии продвижения драйверов для графических процессоров компании AMD;Это значит, я смогу пользовать amdgpu на своей HD7790?
Да, BONAIRE поддерживается. Но драйвер еще недоделан (даже реклокинг не проддерживается, насколько я знаю), производительность мизерная.Только в новости (точнее, в оригинальном ченджлоге) ошибка. К r300/r600 AMDGPU не имеет никакого отношения, да и из radeonsi поддерживаются только самые новые чипы (Sea Islands).
если шарите в теме - исправьте новость, она вводит в заблуждение
если не знаешь то лучше не писать, BONAIRE поддерживается нормально уже года полтора, и имеет ряд плюшек таких как vce 2.0 и возможность нормально работать как с radeon так и с amdgpu, так что это наверно одна из лучших карт под отрытые драйвера.
Всё это, конечно, хорошо, но на популярных линуксах это появится в лучшем случае через полгода, а на Debian через год-полтора. У кого сейчас Mesa 10.6.7?
> Всё это, конечно, хорошо, но на популярных линуксах это появится в лучшем
> случае через полгодаТак сейчас и состояние _разработки_, а не "годится для пользователя".
Но если кому интересно, то опять же вот анонс LiveCD: https://lists.unsafe.ru/pipermail/kernels/2015-September/000...
> Так сейчас и состояние _разработки_, а не "годится для пользователя".Де факто - с точки зрения пользователя еще бабушка надвое сказала чем лучше пользоваться - 10.6.* или 11.0. В 10.6.х бэкпортированы далеко не все фиксы и оптимизации, а багов в софте такой сложности априори есть всегда.
>> Так сейчас и состояние _разработки_, а не "годится для пользователя".
> Де факто - с точки зрения пользователя еще бабушка надвое сказала чем
> лучше пользоваться - 10.6.* или 11.0.Заметьте, на дворе пока не 11.0, а конкретно 11.0.0. :)
> Заметьте, на дворе пока не 11.0, а конкретно 11.0.0. :)Говоря за лично себя - я пользуюсь 11.0.0 и на 10.6.х как-то совсем не рвусь. Правда с уточнением: я GL 4.1 пока активно не мучал. А остальное вроде не испортили, как минимум на моих конфигах я никаких особых проблем не вижу. Разумеется, что-то где-то могло и регрессировать, но я бы больше боялся багов в GL 4.x. А поскольку раньше с GL4.x все было не плохо, а очень плохо - я даже и не знаю какой смысл за 10.6.х цепляться.
Ну то-есть 11.0.0 конечно логично первым делом обкатать майнтайнерам и продвинутым пользователям, но вот честно, я отказываюсь его считать хуже любого 10.6.х.
> Так сейчас и состояние _разработки_, а не "годится для пользователя".Так у кого сейчас исправленная и полностью готовая Mesa 10.6.7? Почему так долго для GNU/Linux дистрибутивов надо ждать исправлений в базовых компонентах графической подсистемы, в которых новая функциональность не вносится, а лишь исправляются выявленные баги, а?
> Так у кого сейчас исправленная и полностью готовая Mesa 10.6.7?У меня так в убунте 15.04 и вполне себе 11.0 прицеплена. Так можно, да.
А насчет долгости внесений - так из какого там ядра в бзде код надерган? Всего трехлетней давности, говоришь? Походу, даже дебиан можно перетормозить :)
> А насчет долгости внесений - так из какого там ядра в бзде код надерган? Всего трехлетней давности, говоришь?А зачем вы стрелки на бзду переводите? KMS/DRI/Mesa делается по калькам Intel и AMD для ядра Linux прежде всего, а уже потом распространяется на остальные Open Source системы.
> Походу, даже дебиан можно перетормозить :)
В Debian, даже в -testing, всё ПО старее, чем в портах FreeBSD - это факт.
> А зачем вы стрелки на бзду переводите?Ну наверное тем что ты пытаешься похвастаться новой MESA, при том что код DRM/KMS архаичный. А архаичность ядерного кода всю эту радость может прилично испортить.
Скажем, с кодом из 3.8 никакого OpenGL 4.1 не будет - потому что с этой архаикой GCN вообше в пролете.
> KMS/DRI/Mesa делается по калькам Intel и AMD для ядра Linux прежде всего,
Они делаются разработчиками ядра Linux. Там и Intel, и AMD, и разработчики нуво, и много кто еще. Линуксоиды как-то не пожелали распевать мантры про "все устраивает", в отличие от некотрых. И сделали куда более приличный графический бэкэнд. Куда более соответствовавший фактическим реалиям в железе сегодняшнего дня.
> а уже потом распространяется на остальные Open Source системы.
А эти остальные - устранились из процесса разработки и/или старательно пытались играть роль балласта. Логично что балласт - за борт.
> В Debian, даже в -testing, всё ПО старее, чем в портах FreeBSD - это факт.
Debian не гоняется за свежаком. Они на стабильную эксплуатацию ориентируются, а не bleeding edge. Иногда, с некоторыми программами, это работает хреново, а в случае с MESA это просто особенно феерично. Ну так мир вообще не идеален.
404 Not Found
> 404 Not FoundКостик вчера обновил: https://lists.unsafe.ru/pipermail/kernels/2015-September/000... :-)
PS: и ещё раз: https://lists.unsafe.ru/pipermail/kernels/2015-September/000... -- так что лучше сошлюсь на каталог -- http://www.unsafe.ru/lakostis/RPMS/ALTLinux/testing/kernel-4.2/
Arch Linux не популярный дистрибутив?
> Arch Linux не популярный дистрибутив?Разве что в узком кругу.
Из твоих уст это звучит особенно прикольно.
Шиндузятники знают это на порядок лучше арчеров.
У меня Mesa 10.6.7 и вам советую версию не ниже.
У меня, сижу на одном из "популярных линуксов".
> Всё это, конечно, хорошо, но на популярных линуксах это появится в лучшем
> случае через полгода, а на Debian через год-полтора. У кого сейчас
> Mesa 10.6.7?я конечно понимаю, что "в самой лучше ОС для десктопа" не слышали про qa, так что пакеты собираются в тот же день и тестируются не фабрикой автотестов а "счастливыми" и "успешными" пользователями, но про "полгода" - откровенный же бред. в течении недели точно завезут, пока перетерплю на 10.6.6 (как вариант можно хоть 11.1-git поставить, да, у нас есть возможность выбрать, я выбираю стабильную версию)
p.s сижу на очень популярном по меркам FreeBDSM линуксе - openSUSE 13.2
> p.s сижу на очень популярном по меркам FreeBDSM линуксе - openSUSE 13.2По меркам FreeBSD любой Linux — популярный Linux. )
>> p.s сижу на очень популярном по меркам FreeBDSM линуксе - openSUSE 13.2
> По меркам FreeBSD любой Linux — популярный Linux. )По меркам FreeBSD самый популярный Linux это CentOS 6.6. Все остальные дистрибутивы "для домохозяинов".
Это скорее мерки вантузятнега с pussy.exe
> Всё это, конечно, хорошо, но на популярных линуксах это появится в лучшем
> случае через полгода, а на Debian через год-полтора.Какие-нибудь убунтуи могут успеть включить сие в 15.10, пожалуй. А в дебиан с MESA по жизни большие грабли "out of the box". Особенно на новом железе. Запросто может быть стабилизец в виде "а я, типа, VGA адаптер, потому что древнее ядро меня не знает". Или просто злостный багодром с архаичной версией месы, поддерживавшей новую железку "без пяти минут". Не говоря о том что новая меса может показать производительность в 2 раза выше и при этом не ронять GPU. Ну в общем у дебиана много хороших фич. Но годным десктопом из коробки дебиан все-таки не является. Обычный general purpose.
>Всё это, конечно, хорошо, но на популярных линуксах это появится в лучшем случае через полгода, а на Debian через год-полтора.Из экспериментальной ветки установи.
> на популярных линуксах это появится в лучшем случае через полгодаВ федоре очень быстро появляется, даже в релизной ветке. Федора - это такой полуроллинг в разумных дозах.
И 5 лет не прошло! А нет прошло...
подскажите, а что щас лучшее для ATI radeon HD 4550?
Лучшее из чего?
Пофигу, она OpenGL старше 3.3 не поддерживает.
> подскажите, а что щас лучшее для ATI radeon HD 4550?Ему мало что поможет:
- Затычка для слота по позиционированию
- Эта штука просто древняя....но в современной MESA он должен работать как минимум не хуже чем раньше.
Процессор Core i3 530. Видео встроенное.
И есть Radeon HD 4650
Если взять 11 MESA, есть ли смысл втыкать HD 4650?
Комп для интернета, видео, в том числе 1080, просмотра фотографий и офиса.
Не играю, может раз в год редактирую видео.
Так пока всё устраивает. Ну разве что иногда бывают артефакты при просмотре видео, перешёл на VLC, вроде нормально.
4650 раньше втыкал, чего-то не заметил разницы.
> Если взять 11 MESA, есть ли смысл втыкать HD 4650?Не особо:
- 4650 во первых просто старый.
- Во вторых, это по позиционированию первая карта после совсем уж затычек для слота. Это на момент выпуска была младшая карта из mid-range.
- Там старая и медленная память. В хучшем случае еще и на узкой 64-битной шине.Итого, с учетом того что с тех пор амд сменили штук 5 поколений видях, это замена одной затычки для слота на другую. Вот воткнуть вместо интеграта хотя-бы что-то уровня 6770 - это уже будет убедительная демонстрация отличий (при условии что VRAM для сцен хватает).
На самом деле даже самая устаревшая "затычка для слота" вместо интегрированной - это добро, поскольку хорошо так разгружает системную память на развёртке изображения и местами проц на эмуляции до беспредела обкоцанных функций.
Тест OpenGL:http://webglsamples.org/aquarium/aquarium.html
(у меня на 50 рыбках 33-43fps на разных сценах в Midori на полном экране 1920x1200, драйвер nvidia-driver-346.96, dri-10.6.8, загрузка процессора AMD Phenom II X4 810 50-70% по всем ядрам, если что.)
Ну, вот: на FreeBSD портировали Mesa 11.0.6.% pkg info -x libgl
libGL-11.0.6
libGLU-9.0.0_2
libglade2-2.6.4_8
libglapi-11.0.6
libglesv2-11.0.6
libgltf-0.0.2
% pkg info -x dri
dri-11.0.6_1,2
О, уже Mesa 11.0.7 в портах:
% pkg info -x libgl
libGL-11.0.7
libGLU-9.0.0_2
libglade2-2.6.4_8
libglapi-11.0.7
libglesv2-11.0.7
libgltf-0.0.2_1
На FreeBSD портировали Mesa 11.1.2:
% glxinfo | grep OpenGL
OpenGL vendor string: X.Org
OpenGL renderer string: Gallium 0.4 on AMD RS880 (DRM 2.29.0, LLVM 3.7.1)
OpenGL version string: 2.1 Mesa 11.1.2
OpenGL shading language version string: 1.30
OpenGL extensions:
OpenGL ES profile version string: OpenGL ES 2.0 Mesa 11.1.2
OpenGL ES profile shading language version string: OpenGL ES GLSL ES 1.0.16
OpenGL ES profile extensions:
- вывод на машине с интегрирвоанной графикой AMD 785G (RS880).