Маттиас Класен (Matthias Clasen), лидер Fedora Desktop Team и участник GNOME Release Team, сообщил (https://blogs.gnome.org/mclasen/2016/03/04/why-wayland-anyway/) о решении не поставлять в Fedora 24 по умолчанию рабочий стол GNOME на базе Wayland. Несмотря на усиленную работу по стабилизации Wayland в репозитории Rawhide и значительный прогресс в достижении паритета в функциональности сеансов на базе X.org и Wayland, не все проблемы удалось решить.Внедрение Wayland по умолчанию сдвигается на Fedora 25, что даёт разработчикам дополнительное время на оттачивание работы. При этом, предложенный пользователям Fedora 24 сеанс GNOME на базе Wayland реализован на необыкновенно высоком уровне - разница между сеансами на базе X11 и Wayland уже почти не заметна. Из основных причин перехода на Wayland называется изоляция клиентских приложений (отсутствие совместно используемых ресурсов и полное разделение событие ввода), современный протокол, лишенный недостатков X11, и простота разработки расширений.
URL: https://blogs.gnome.org/mclasen/2016/03/04/why-wayland-anyway/
Новость: http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=43991
А нельзя просто сделать одну новость, когда перейдут?
С таким подходом главная опеннета будет пуста
нет проблем. ведь можно включать опеннет только на пару дней, чтобы осветить только самое полезное. а во всё остальное время - выключать, чтобы сэкономить электричество!
> чтобы осветить
> только самое полезное. а во всё остальное время - выключать, чтобы
> сэкономить электричество!Самое полезное? А сюда разве не ходят в первую очередь покидаться <этим самым> друг в дружку, покачать ЧСВ, поучить всех желающих (и не очень) как надо _правильно_ писать код, выбирать лицензию, ЯП, систему контроля версий, дистрибутив, ядро, версию ядра, звуковой сервер, браузер, версию браузера, плагины и дополнения и т.д и т.п. и почему неверный выбор версии ядра скорее всего являетсе следствием кривизны рук и места крепления оных к туловищу o_O
> А сюда разве не ходят в первую очередь покидаться этим самым друг в дружку, покачать ЧСВ, поучить всех желающих (и не
> очень) как надо _правильно_ писать код, выбирать лицензию, ЯП, систему
> контроля версий, дистрибутив, ядро, версию ядра, звуковой сервер, браузер, версию браузера,
> плагины и дополнения и т.д и т.п. и почему неверный выбор
> версии ядра скорее всего являетсе следствием кривизны рук и места крепления
> оных к туловищу o_Oиз всех мест, где любят покидаться этим самым друг в дружку, я выбираю opennet.
сам не знаю почему.
> покачать ЧСВЕго не качают, а почёсывают и даже чешут.
А доход как получать?
Я лично очень слежу за вейландом, федорой и вулкан апи и стим для линукс и стоимость, мне даже выход убунты не лтс ветки не так интересен будет. Так что норм новость, но мало очень конкретики почему так.Хотя и ожиданно.. У них полно работы с новым gcc 6
> разница между сеансами на базе X11 и Wayland уже почти не заметнаВот поэтому и не нужно переходить на Вейланд,
ибо РАЗНИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАМЕТНА, и она должна быть в пользу Вейланд!Имхо, юзер в линуксе должен получить профит в отзывчивости - иначе все эти "вейланды" и "майры" не нужны: либо давайте быстрый интерфейс, либо ПНХО!
На самом деле разница есть, и не малая. У вейленда огромные регрессии.
Ставил на Intel Atom при всех тех же X11 не шевелился почти, а вот Wiland шустр почти как Windows арбуз.
Когда велосипедисты его закончат, он тоже будет тормозной. Так всегда, сначала сделали чтобы летало, потом начали делать чтобы работало у всех и всё встало колом. Концепт отличается от готового продукта именно этим.
Какая именно часть функциональности Wayland является узким местом по производительности?
Отсутствие sna/exa. На слабых/интегрированных gpu будет существенный проигрыш по производительности, на мощных gpu - низкая энергоэффективность. Хотя есть еще надежда на vulkan - возможно с его помощью можно организовать более эффективное 2d ускорение.
> Отсутствие sna/exaбоюсь вы не понимаете смысл этих терминов. И да 2D композитор например в Weston не обязан использовать EGL.
> Отсутствие sna/exa.И зачем оно в wayland'е? Что именно оно по твоему должно там ускорять?
> На слабых/интегрированных gpu будет существенный проигрыш по производительности, на мощных gpu - низкая энергоэффективность.
А это что за бред?
>> Отсутствие sna/exa.
> И зачем оно в wayland'е? Что именно оно по твоему должно там
> ускорять?Отрисовку 2d примитивов.
>> На слабых/интегрированных gpu будет существенный проигрыш по производительности, на мощных gpu - низкая энергоэффективность.
> А это что за бред?Посмотрите сравнение sna vs glamor. Учитывая, что wayland предлагает аналогично glamor отрисовывать все через opengl (или вообще на cpu), эффективность/производительность будет примерно такая же.
> wayland предлагает аналогично glamor отрисовывать все через opengl (или вообще на cpu)он не может ничего предлагать - отрисовкой занимаются сами клиенты. Повторюсь - композитор может использовать и 2D GPU.
> композитор может использовать и 2D GPU.А клиент-то сможет использовать 2D gpu? Ваше предложение означает, что клиент должен уметь работать с 2D графикой сам. Учитывая, что уровень стандартизации там никакой... Придется поддержку видеодрайверов внедрять уже на уровне тулкита.
Кроме того не забываем, что в 2D режима от Wayland пользы почти никакой, а вот оверхед появляется...
> А клиент-то сможет использовать 2D gpu? Ваше предложение означает, что клиент должен
> уметь работать с 2D графикой сам.Сейчас клиенты и 3D сами умеют. Жирный плюс - если клиент активно рендерит, в хучшем случае тормозит только он. А не вообще вся графика в системе, как с иксами.
Так какие по-вашему у клиента остаются варианты для 2d акселерации? У wayland изначальная идея на этом и строилась - отказ от DDX(exa/sna) в пользу KMS/DRM и opengl для акселерации. Тогда это казалось интересным решением - меньше кода, быстрые 3d блоки. А на практике вышло - отрисовка 2d через opengl медленнее специализированного 2d блока, да еще и памяти ест (mesa+llvm) больше, чем весь xorg в несколько раз.
> Так какие по-вашему у клиента остаются варианты для 2d акселерации?OpenVG ?
> У wayland изначальная идея на этом и строилась - отказ от DDX(exa/sna) в пользу KMS/DRM и opengl для акселерации
отсебятину не надо выдавать за истину и как раз именно Intel был инициатором новой графической подсистемы в ядре и поддержал развитие протокола для композитных серверов
> А на практике вышло - отрисовка 2d через opengl медленнее специализированного 2d блока
специализированное решение будет меньше отжирает ресурсов на аналогичных операциях
>> Так какие по-вашему у клиента остаются варианты для 2d акселерации?
> OpenVG ?Так он тоже строится поверх opengl/gallium, поддержки 2d блоков для intel/nvidia/amd там нет и не предвидится.
>> У wayland изначальная идея на этом и строилась - отказ от DDX(exa/sna) в пользу KMS/DRM и opengl для акселерации
> отсебятину не надо выдавать за истину и как раз именно Intel был
> инициатором новой графической подсистемы в ядреПереход от UMS к KMS - да, но не замена sna на drm+opengl.
> и поддержал развитие протокола для композитных серверов
Intel много чего делает - он и родоначальником glamor был, потом забил из-за низкой эффективности.
>> А на практике вышло - отрисовка 2d через opengl медленнее специализированного 2d блока
> специализированное решение будет меньше отжирает ресурсов на аналогичных операцияхВот и я о том же - у opengl нет специального 2d режима и все операции рассматриваются как трехмерные. Да и с pixel perfect есть проблемы. Вся надежда на vulkan - может хоть он поможет свести overhead на 2d операциях к минимуму.
> Так он тоже строится поверх opengl/galliumвы наверно хотели сказать Mesa3D/gallium, у вас каша похоже конкретная в голове
> поддержки 2d блоков для intel/nvidia/amd там нет и не предвидится
как будто это проблема стандарта/реализации а не производителей GPU
> Вот и я о том же - у opengl нет специального 2d режима
привыкайте назыввать все своими именами, еще раз: Wayland за отрисовку не отвечает - зачем вы все время говорите про OpenGL ? ему вообще EGL нужен. Для клиентов есть OpenVG для 2D/векторной графики, композитор может использовать аппатаный композитор (блиттер) с кастомными биндингами от производителя. Для примера посмотрите i.mx6
https://github.com/etnaviv/etna_viv
> Freescale i.MX6 Quad and Dual have a GC2000 + GC320 + GC355
GC2000 - 3D корка, OpenGL ES 3.0
GC320 - 2D композитор (блиттер)
GC355 - 2D векторный процессор OpenVG 1.1
>> Так он тоже строится поверх opengl/gallium
> вы наверно хотели сказать Mesa3D/gallium, у вас каша похоже конкретная в головеНет, я сказал то, что хотел: есть много реализаций openvg через opengl и есть отдельная реализация через gallium (mesa).
>> поддержки 2d блоков для intel/nvidia/amd там нет и не предвидится
> как будто это проблема стандарта/реализации а не производителей GPUВ данном случае - да. Данный стандарт не получил широкого распространения на *nix, да и "Stable release: 1.1 / December 3, 2008" говорит об отсутствии интереса к нему.
>> Вот и я о том же - у opengl нет специального 2d режима
> привыкайте назыввать все своими именами, еще раз: Wayland за отрисовку не отвечает
> - зачем вы все время говорите про OpenGL ?Потому, что нельзя спрятать голову в песок: мы выкинули поддержу 2d акселерации, а клиенты пусть делают, что хотят.
> Для клиентов есть OpenVG для 2D/векторной графики, композитор может
> использовать аппатаный композитор (блиттер) с кастомными биндингами от производителя.
> Для примера посмотрите i.mx6Просто ответьте: какая будет производительность приложений в wayland в сравнении с xorg на 2d операциях для обычного десктопа/ноутбука?
> Просто ответьте: какая будет производительность приложений в wayland в сравнении с xorg на 2d операциях для обычного десктопа/ноутбука?обычная
>> Просто ответьте: какая будет производительность приложений в wayland в сравнении с xorg на 2d операциях для обычного десктопа/ноутбука?
> обычнаяЧто значит обычная? Как sna или как glamor?
>>> для обычного десктопа/ноутбука?
>> обычная
> Что значит обычная?задай этот вопрос своему сердцу, брат
> Потому, что нельзя спрятать голову в песок: мы выкинули поддержу 2d акселерации,
> а клиенты пусть делают, что хотят.Вроде бы поддержку в вайланде библиотеки Каир не отменяли .А Каир может использовать расширение Render для аппаратной акселерации .Вроде это расширение некто не выкидовал,хотя сейчас по умолчанию Каир тоже использует open gl .
> Вроде бы поддержку в вайланде библиотеки Каир не отменяли .А
> Каир может использовать расширение Render для аппаратной акселерации .Вроде это расширение
> некто не выкидовалРасширение XRender - доступно только для xorg и опирается на ddx драйвера.
>хотя сейчас по умолчанию Каир тоже использует open gl
Насколько я знаю - нет, для xorg по умолчанию используется xlib/xcb. Возможно для wayland там действительно opengl по умолчанию.
> Расширение XRender - доступно только для xorg и опирается на ddx драйвера.Сейчас уже пора забыть про "ускорение 2D" и если кому-то что-то надо - считать или GPGPU или как частный случай 3D. Эмуляция этого через DDX драйвер - криво, сложно и сильно медленнее чем то же самое через OpenGL сделать, например.
>> Расширение XRender - доступно только для xorg и опирается на ddx драйвера.
> Сейчас уже пора забыть про "ускорение 2D"И что делать, когда нужно заполнить прямоугольник цветом или картинкой? Раскочегаривать весь 3d pipe?
> и если кому-то что-то надо
> - считать или GPGPU или как частный случай 3D.использовать GPGPU для заливки прямоугольников?
> Эмуляция этого
> через DDX драйвер - криво, сложно и сильно медленнее чем то
> же самое через OpenGL сделать, например.Сколько операций будет сделано на CPU и GPU для заливки одного прямоугольника? Сколько энергии при этом будет затрачено? Что будет на слабых видеокартах, где половина opengl - эмуляция на cpu?
> И что делать, когда нужно заполнить прямоугольник цветом или картинкой? Раскочегаривать весь 3d pipe?В лучшем случае DDX драйвер генерирует шейдеры, которыми и рисуется закрашенный прямоугольник. Иначе это делается на CPU, т.е. без ускорения. В современных GPU нет аппаратных блоков для 2D операций.
Самому вызвать draw call с теми же шейдерами но без иксов (например, средствами тулкита) в несколько раз быстрее и гибче. Можно покрасить восьмиугольник. Текстурой шкуры леопарда. Или particle effect обсчитать. Выписывать все это в DDX можно, но он сильно раздуется и все-равно кого-то не устроит.
Кстати, если вы не знаете, rasterizer делает 2D из 3D аппаратно, дешево и быстро, а в этом случае вообще отображение 1 в 1.
> использовать GPGPU для заливки прямоугольников?
Ему все-равно что считать. Можно посчитать сложную заливку на основе входных данных, не нагружая системный процессор. Хотя в данном случае хватит просто-GPU, с вершинными и фрагментными шейдерами.
> Сколько операций будет сделано на CPU и GPU для заливки одного прямоугольника?
Меньше чем на CPU, у GPU архитектура лучше для этого приспособлена. Покрасить 2 треугольника для GPU не работа: в играх это делается многими тысячами в секунду, а с хорошими моделями и миллионами.
> Сколько энергии при этом будет затрачено?
Мало.
Что будет на слабых видеокартах,
> где половина opengl - эмуляция на cpu?
>> где половина opengl - эмуляция на cpu?Vertex и fragment shaders и текстуры - есть со времен OpenGL 2, OpenGL ES 1 и т.п., и в вашем случае - надо создать и покрасить 2 треугольника. Даже самые старые и медленные мобилочные GPU оперируют тысячами или десятками тысяч треугольников в секунду. Два крашеныъ треугольника им вообще не сцена.
>>> где половина opengl - эмуляция на cpu?
> Vertex и fragment shaders и текстуры - есть со времен OpenGL 2,
> OpenGL ES 1 и т.п., и в вашем случае - надо
> создать и покрасить 2 треугольника. Даже самые старые и медленные мобилочные
> GPU оперируют тысячами или десятками тысяч треугольников в секунду. Два крашеныъ
> треугольника им вообще не сцена.Относительно новые младшие APU AMD используют glamor: скорость там на порядок ниже, чем у древнего 945gm.
>> И что делать, когда нужно заполнить прямоугольник цветом или картинкой? Раскочегаривать весь 3d pipe?
> В лучшем случае DDX драйвер генерирует шейдеры, которыми и рисуется закрашенный прямоугольник.
> Иначе это делается на CPU, т.е. без ускорения. В современных GPU
> нет аппаратных блоков для 2D операций.Посмотрите на список тестируемых плат phoronix: http://www.phoronix.com/scan.php?page=article&item=30way_lin...
Ему почти два года, но все это железо до сих пор актуально и только одна плата не имеет 2d блока. И что характерно: intel hd4600 sna делает всех, хоть с шейдерами, хоть без.
> Самому вызвать draw call с теми же шейдерами но без иксов (например,
> средствами тулкита) в несколько раз быстрее и гибче. Можно покрасить восьмиугольник.
> Текстурой шкуры леопарда. Или particle effect обсчитать. Выписывать все это в
> DDX можно, но он сильно раздуется и все-равно кого-то не устроит.А нужно реально - прямоугольники (плоский или градиент) и битмапы для шрифтов.
> Кстати, если вы не знаете, rasterizer делает 2D из 3D аппаратно, дешево
> и быстро, а в этом случае вообще отображение 1 в 1.Нет не знаю. Хотелось бы подробнее. Я сам пишу GUI и toolkit на OpenGL. Так что можете писать со всеми техническими подробностями. Особенно интересует, как простым способом получить pixel perfect - без смещения линий на 0.5px (в добавок точное значение от драйвера может зависеть) относительно полигонов.
>> использовать GPGPU для заливки прямоугольников?
> Ему все-равно что считать. Можно посчитать сложную заливку на основе входных данных,
> не нагружая системный процессор. Хотя в данном случае хватит просто-GPU, с
> вершинными и фрагментными шейдерами.Вы серьезно? Что там считать? Нужно тупо область видеопамяти заполнить одним значением. Это должно делаться за одной аппаратной функцией 2d акселерации.
>> Сколько операций будет сделано на CPU и GPU для заливки одного прямоугольника?
> Меньше чем на CPU, у GPU архитектура лучше для этого приспособлена. Покрасить
> 2 треугольника для GPU не работа: в играх это делается многими
> тысячами в секунду, а с хорошими моделями и миллионами.Вот именно: GPU (OpenGL) ориентирован на вывод большой массы треугольников с тремя координатами. Каждый из них он будет прогонять через ряд матриц и другие преобразования, в том числе и сплавляющей точкой.
>> Сколько энергии при этом будет затрачено?
> Мало.Но существенно больше, чем надо что бы просто заполнить память.
> Просто ответьте: какая будет производительность приложений в wayland в сравнении с xorg
> на 2d операциях для обычного десктопа/ноутбука?В случаях с активным выводом вычисляемой графики, wayland довольно сильно делает иксы. Я проверял.
> В случаях с активным выводом вычисляемой графики, wayland довольно сильно делает иксы.
> Я проверял.Было бы интересно услышать подробности тестирования.
> Было бы интересно услышать подробности тестирования.Запустил rebecca black на компьютере с слабым CPU и никаким GPU. Athlon XP 1300, который H.264 baseline на грани в 480P. GeForce 440MX, умеет максимум OpenGL 1.x - wayland вообще через vesafb пришлось.
Waylan сделал иксы даже через vesafb. Xorg нагружал слабый процессор, это критично если CPU при декодировании видео укладывается "на грани". Wayland - штиль, mpv получил практически 100% времени CPU. Поэтому и игралось намного лучше. Вывод видео через OpenGL на OpenGL 1.x hardware не работает вообще. Чистейшая победа wayland - он через VESA быстрее чем xorg через DDX.
А вам не кажется что занятие вот этим - "Athlon XP 1300, который H.264 baseline на грани в 480P. GeForce 440MX, умеет максимум OpenGL 1.x" - сродни онанизму? Может в этом тесте вы ещё к телевизору каскад тюльпаньчиком подключали, вместо монитора?
>> Было бы интересно услышать подробности тестирования.
> Запустил rebecca black на компьютере с слабым CPU и никаким GPU. Athlon
> XP 1300, который H.264 baseline на грани в 480P. GeForce 440MX,
> умеет максимум OpenGL 1.x - wayland вообще через vesafb пришлось.
> Waylan сделал иксы даже через vesafb.Не знаю, что у вас за система, но в те времена когда у меня был 440mx, на нем была вполне приличная 2d производительность с закрытым драйвером. Даже не знаю, что нужно сделать, чтобы vesafb стала быстрее полноценной 2d акселерации.
> Так он тоже строится поверх opengl/gallium, поддержки 2d блоков для intel/nvidia/amd там
> нет и не предвидится.Так сейчас в железе никто не делает блоки ускорения 2D. Самый максимум - page flipping какой-нибудь делают, если вы понимаете что это и зачем.
> Так сейчас в железе никто не делает блоки ускорения 2D. Самый максимум
> - page flipping какой-нибудь делают, если вы понимаете что это и
> зачем.Intel SNA?
AMD - да отказалась, в итоге - на младших процах 2d в 10-20 раз медленнее, чем на древнем 945gm :(
> AMD - да отказалась,И nvidia. И intel.
> в итоге - на младших процах 2d в 10-20 раз медленнее, чем на древнем 945gm :(
Во первых, где у Intel блоки аппаратного 2D? Покажете? В терминах интеловских GPU, как они это в сорцах называют. Я из 2D блоков навскидку могу вспомнить разве что overlays, но они заточены под видео и кроме вывода видео поверх другой картинки мало для чего годятся и вообще очень ограничены в возможностях и форматах.
Во вторых, у AMD сейчас довольно быстрая 2D графика как раз, по крайней мере в открытом radeon. Который сейчас умеет DRI3, pageflip, tear-free, ускорение 2D через шейдеры и прочие приятности, при том что это не заглушки для слота как 945gm когда вопрос заходит о 3D и вычислениях.
>> AMD - да отказалась,
> И nvidia. И intel.Начиная с каких железок?
>> в итоге - на младших процах 2d в 10-20 раз медленнее, чем на древнем 945gm :(
> Во первых, где у Intel блоки аппаратного 2D? Покажете? В терминах интеловских
> GPU, как они это в сорцах называют. Я из 2D блоков
> навскидку могу вспомнить разве что overlays, но они заточены под видео
> и кроме вывода видео поверх другой картинки мало для чего годятся
> и вообще очень ограничены в возможностях и форматах.AFAIK сейчас не выделяют отдельный 2d блок из gpu. При отрисовки 3d последняя стадия и есть 2d блок. Тут больше важен вопрос: произойдет отрисовка прямоугольников сразу на последней 2d стадии, как это делает sna/exa, Или будет задействован весь 3d pipe, как это делает glamor.
Проблема тут в том, что wayland в целях унификации предлагает отказаться от sna/exa и гнать все через 3d pipe.
> Во вторых, у AMD сейчас довольно быстрая 2D графика как раз, по
> крайней мере в открытом radeon. Который сейчас умеет DRI3, pageflip, tear-free,
> ускорение 2D через шейдеры и прочие приятности, при том что это
> не заглушки для слота как 945gm когда вопрос заходит о 3D
> и вычислениях.При всем уважении к amd, с 2d у них всегда были серьезные проблемы, даже exa они толком реализовать не сумели. Как драйвер с отключенной акселерацией может показать более высокую производительность, чем с включенной?
Местами у них вообще сумасшедшие провалы в производительности:
https://bugs.freedesktop.org/show_bug.cgi?id=55296
Современные либы gtk, qt тащат одеяло по отрисовке себя. Так что запуская на атоме вы потестили не работу иксов против вайленда, а работу либы.Ради эксперимента поставьте на атом КДЕ. И удивитесь как интерыейс на qt может летать даже на атоме.
У меня на атоме он жутко лагал, правда то были кеды 4, в пятых лучше?
> Современные либы gtk, qt тащат одеяло по отрисовке себя. Так что запуская
> на атоме вы потестили не работу иксов против вайленда, а работу либы.Они в любом случае рендерят битмап. Работают они так. Но иксы этот битмап потом выводят очень медленно и это сильно грузит процессор, хотя операция простая и обыденная. Вэйланд с этим справляется намного лучше.
> Они в любом случае рендерят битмап. Работают они так. Но иксы этот
> битмап потом выводят очень медленно и это сильно грузит процессор, хотя
> операция простая и обыденная. Вэйланд с этим справляется намного лучше.Только вот по результатам с тестирования phoronix пока все в точности на оборот: wayland тормозит даже при выводе opengl, что уж там о 2d говорить.
http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=Fedora-23...
> оборот: wayland тормозит даже при выводе opengl,Если вы напросились вещать о 2D - вот и давайте 2D тестировать, не надо выкручиваться.
> что уж там о 2d говорить.
> http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=Fedora-23...И где там тормоза wayland и победа иксов? К тому же игры пока управляют окнами через GLX и поэтому по пути появляется еще и xwayland. Но мы вернемся к этому вопросу, когда GLX заменит управление плоскостями через протокол Wayland.
:) Имелось в виду, что почти нет сбоев/шероховатостей и пр. Кстати сетевая прозрачность ерунда. ЕМНИП кроме всего прочего после разрыва соединения приложение закрывается.
> Имхо, юзер в линуксе должен получить профит в отзывчивостиА не в линуксе? Экие вы единоличники. На другие системы наплевать?
Сначала испоганили X'ы своими кривущими поделиями под управлениями Intel, забросили, взялись городить новый огород на Wayland, и опять "чего-то не выходитЪ"!
>> Имхо, юзер в линуксе должен получить профит в отзывчивости
> А не в линуксе? Экие вы единоличники. На другие системы наплевать?
> Сначала испоганили X'ы своими кривущими поделиями под управлениями Intel, забросили, взялись
> городить новый огород на Wayland, и опять "чего-то не выходитЪ"!сиди в консоли, зачем тебе иксы, тебе же нравятся трудности
> сиди в консоли, зачем тебе иксы, тебе же нравятся трудностиДа, сделать все линукс-онли, это труЪ!
Правда, потом не стоит удивлятся, когда перейдут на поддержку "тру-дистр-онли", ведь намного проще и эффективней поддерживать только "правильный_дистр+версию ядра и системд" вместо кучи маргинальных поделок! А кому не нравится – компилятор и нано в зубы и пусть отдирает гвозди и доделывает поддержку сам!
Вряд ли это был аргумент в поддержку какого-либо из вариантов FreeBSD.
> Сначала испоганили X'ы своими кривущими поделиями под управлениями Intel, забросили,Справедливости ради, стоит отметить, что у intel самый нормальный 2d драйвер и sna они активно пилят.
> взялись городить новый огород на Wayland, и опять "чего-то не выходитЪ"!
И сделали dri3, лишив wayland каких либо потенциальных преимуществ в производительности.
> у intel самый нормальный 2d драйвер и sna они активно пилят.Только видео вечно с тирингом и нагрузка от xorg на проц 30% в любой 2D игре или видеоплеере, даже с DRI3.
> И сделали dri3, лишив wayland каких либо потенциальных преимуществ в производительности.
Который не активен по умолчанию, т.к. глючит. У wayland протокол - только управление. Bulk data через него не гонят, только переговоры как и куда, что намного умнее. Запустил тут rebecca black на старом компе. Чихает, глючит, но mpv с нативным выводом через wayland выдает FPS раза в полтора выше. Потому что xorg не отъедает треть проца.
А как же XShm?
> Только видео вечно с тирингомmpv -vo xv - нет тиринга
mpv -vo gl - только в оконном режиме, специально ничего не настраивал - возможно его и там можно было устранить> и нагрузка от xorg на проц 30%
> в любой 2D игрене знаю, не играю
> или видеоплеере, даже с DRI3.
mpv -vo xv или mpv -vo gl и даже без dri3 на древнем 945gm - xorg: 0.5-0.25% cpu ;)
> - возможно его и там можно было устранитьСейчас телефон за $50 показывает видео быстро и без тиринга. Без всяких "устранять".
> не знаю, не играю
И видео наверное смотрите 360P, на мелком экране ноутбука.
> древнем 945gm - xorg: 0.5-0.25% cpu ;)
Есть тут gen 4, через xv с mpv при 1080P нагрузка на CPU 20%! GL мимо иксов идет, на то и Direct Rendering что картинка через mesa и libdrm в ядро и GPU отправляется. Но там много проблем с синхронизацией. Иксы изначально на такое не расчитаны, там даже окошко повозить активно - и видишь наплывы и зазубрины. Какого черта?!
Итого: огромные усилия на разработку, при результате хуже чем у 50-долларового китайского телефона. У гугля нет команд сравнимых с xorg занимающихся графикой. Это волоебство надо прекращать.
>> - возможно его и там можно было устранить
> Сейчас телефон за $50 показывает видео быстро и без тиринга. Без всяких
> "устранять".В оконном режиме? :)
>> не знаю, не играю
> И видео наверное смотрите 360P, на мелком экране ноутбука.720P
>> древнем 945gm - xorg: 0.5-0.25% cpu ;)
> Есть тут gen 4, через xv с mpv при 1080P нагрузка на
> CPU 20%!именно xorg съедает 20% cpu, а не mpv? Если так - то пишите багрепорт.
> GL мимо иксов идет, на то и Direct Rendering
> что картинка через mesa и libdrm в ядро и GPU отправляется.Если так все просто, то почему wayland медленнее xorg даже при выводе opengl?
> Но там много проблем с синхронизацией. Иксы изначально на такое не
> расчитаны, там даже окошко повозить активно - и видишь наплывы и
> зазубрины. Какого черта?!
> Итого: огромные усилия на разработку, при результате хуже чем у 50-долларового китайского
> телефона. У гугля нет команд сравнимых с xorg занимающихся графикой. Это
> волоебство надо прекращать.Нет окон - нет тиринга, вот и все волшебство :)
> В оконном режиме? :)На андроиде обычно используются "hardware overlays". Overlay - отдельный plane (в терминах интел). Туда и рисуется видео, аппаратный декодер может рисовать напрямую, но можно и программно. Не важно что в основном plane, окна или нет. Overlay можно программировать и на весь экран, и на часть. Менеджер окон/поверхностей может поддерживать иллюзию что оверлей - часть окна. Контроллер дисплея делает композитинг plane'ов, выдавая результат на экран. Это не поможет быстро закрасить прямоугольник. И формат данных дополнительных planes чаще всего yuv.
Wayland с его поверхностями и прочие surface flinger на такую логику хорошо укладываются. Иксы притягивают за уши, получается сложно и криво и работает кое-как.
> 720P
Наверное на достаточно мощном процессоре. И неплохо бы посмотреть сколько процентов Idle у системы и как это согласуется с CPU use плеера. Особенно в оконном режиме. Об этом ниже.
> именно xorg съедает 20% cpu, а не mpv? Если так - то пишите багрепорт.
Горбатого могила исправит. Xorg никто лишний раз трогать не хочет, а если произнести слово "tearing" - спецы Intel грустнеют. Всей толпой. И так уже много лет. Думаю понятно почему они в wayland заинтересованы.
> Если так все просто, то почему wayland медленнее xorg даже при выводе opengl?
Не очень понятно где эта медленность проявляется, на форониксе не видно.
Теоретически, если у нас GL, direct rendering и полноэкранное окно, а в иксах композитора нет или он достаточно умен для того чтобы уйти с дороги, в GL разница должна быть минимальной. В direct rendering ни xorg, ни wayland не участвуют. Запросы отправляются в MESA, та делает высокоуровневую работу (шейдеры, ...) и отправляет все в ядро через libdrm, а ядро - в GPU. Wayland и glx как-то задействуются только для задания параметров окна и/или выбора видеорежима и в этом случае они не основная статья расходов.
Если это НЕ fullscreen и/или композитор не отвалил, так что уже не чистый direct rendering - возможно множество вариантов. Это другая ситуация. Картинки надо так или иначе объединять. Иксы на это не заточены и скорее мешаются.
Вы, кстати, ваш плеер как запускали? Разница по загрузке процессора сильно ощущается в оконном режиме. Полноэкранный OpenGL мимо иксов и wayland пойдет, в GL стэк и DRI-инфраструктуру напрямую. А вот в оконном режиме иксы сильно тормозят.
> Нет окон - нет тиринга, вот и все волшебство :)
Ну еще бы, весь смысл direct rendering и был в том чтобы иксы вытряхнуть с пути. То-есть вы сами же и подтвердили что выкидывание иксов с пути потока команд рещает проблемы с тирингом. Я в этом и не сомневался - в самом DRI все по уму сделано, проблемы начинаются когда по пути оказываются иксы.
>> В оконном режиме? :)
> На андроиде обычно используются "hardware overlays". Overlay - отдельный plane (в терминах интел).И чем он принципиально отличается от xv (который и в окне без тиринга)?
>> 720P
> Наверное на достаточно мощном процессоре.Мобильный 1.66MHz x 2.
> И неплохо бы посмотреть сколько процентов Idle
> у системы и как это согласуется с CPU use плеера. Особенно
> в оконном режиме. Об этом ниже.19-25% в mpv 720p h264. Не зависит от типа вывода (xv или gl) и от оконного или полноэкранного вывода.
>> именно xorg съедает 20% cpu, а не mpv? Если так - то пишите багрепорт.
> Горбатого могила исправит. Xorg никто лишний раз трогать не хочет, а если
> произнести слово "tearing" - спецы Intel грустнеют. Всей толпой. И так
> уже много лет.Не надо на интеловцев гнать - sna по сей день активно пилят, пишите багрепорт, Chris Wilson очень трепетно относится к производительности, подобный случай должен его заинтриговать.
> Думаю понятно почему они в wayland заинтересованы.
А кто из команды интела активно в wayland участвует?
>> Если так все просто, то почему wayland медленнее xorg даже при выводе opengl?
> Не очень понятно где эта медленность проявляется, на форониксе не видно.OK. Пока нет прямых замеров. Xorg vs XWayland учитывать не будем.
>> Нет окон - нет тиринга, вот и все волшебство :)
> Ну еще бы, весь смысл direct rendering и был в том чтобы
> иксы вытряхнуть с пути. То-есть вы сами же и подтвердили что
> выкидывание иксов с пути потока команд рещает проблемы с тирингом. Я
> в этом и не сомневался - в самом DRI все по
> уму сделано, проблемы начинаются когда по пути оказываются иксы.Нет, не подтвердил: как раз при выводе xv в любом режим нет тиринга, а есть он только в OpenGL в оконном режиме, да и то как я уже сказал - для меня он не принципиален и я не разбирался где косяк - в xorg, драйвере или mpv. Возможно у меня тупо отключена синхронизация для OpenGL.
> Итого: огромные усилия на разработку, при результате хуже чем у 50-долларового китайского
> телефона. У гугля нет команд сравнимых с xorg занимающихся графикой.Вот это и плохо: запустите любой секундомер выводящий с точностью до сотых секунды и посмотрите нагрузку на процессор (adb shell top -m 5), узнаете много нового о скорости андройда и почему нужно восемь ядер, чтоб он не тормозил :)
> Вот это и плохо: запустите любой секундомер выводящий с точностью до сотых
> секунды и посмотрите нагрузку на процессор (adb shell top -m 5),
> узнаете много нового о скорости андройда и почему нужно восемь ядер,
> чтоб он не тормозил :)Вы лучше посмотрите что иксы вытворяют в оконном режиме. Потому что при -vo=gl на полный экран - иксы вообще не используются, все через DRI напрямую. То что тормозливые иксы в этом частном случае можно целиком выбросить с дороги, сделав все через DRI без участия иксов - не заслуга иксов.
> Вот поэтому и не нужно переходить на Вейланд,
> ибо РАЗНИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАМЕТНА, и она должна быть в пользу Вейланд!Написали в чем разница - wayland более защищен. Если тебя не стремает работать в иксах, которые в плане безопасности хуже винды, то и сиди на них. А я хочу нормальную систему, где произвольной проге не дозволено быть кейлоггером.
А можно ссылочку на глобальные фейлы из-за таких вот несекурных иксов?
Практичных фейлов нет, ибо принцип неуловимого Джо
А так вот http://theinvisiblethings.blogspot.ru/2011/04/linux-security...
> А можно ссылочку на глобальные фейлы из-за таких вот несекурных иксов?В багтрекере мозиллы есть штук пять картинок роняющих xorg. Идите и проверьте какие из них работают до сих пор.
Это вот те самые глобальные фейлы, которые по твоему мнению круче виндовых??
И что, много через эти мозило-картинки приватных данных утекло?Классная у тебя статсисьтика.
Естественно практического применения не было - неуловимый Джо.
Но а так да. Практически любой краш - это потенциальная уязвимость.
И если бы разом линукс поставить во всём мире вместо венды, то чёрные исследователи это бы отымели во все дыры.
А так никому особо дела нет, как атакующим, так и защищающимся.
PS: Рутковская (человек-легенда уже) правильно писала, о том что у линуксоидов к сожалению много фанатиков - далеко не все могут нормально и объективно смотреть на реальность.
> Естественно практического применения не было - неуловимый Джо.
> Но а так да. Практически любой краш - это потенциальная уязвимость.
> И если бы разом линукс поставить во всём мире вместо венды, то
> чёрные исследователи это бы отымели во все дыры.
> А так никому особо дела нет, как атакующим, так и защищающимся.Во всем мере принято ставить окна (xorg) в дом/квартиру (ноутбук/десктоп) и это потенциально самое незащищенное место для проникновения. Вы лично ставите себе бронированные окна и твердосплавные решетки? В тоже время очевидно, что ставить окно (xorg) в сейфе банка (data server) никому в здравом уме не придет.
При принятии каждого технического решения нужно исходить в первую очередь из задачи и целесообразности. Упомянутая Рутковская сама отчасти фанатик безопасности и не учитывает что для многих накладные расходы (производительность, переусложненность системы в целом и программ) для поддержания повышенной безопасности могу быть не приемлемыми.
P.S. Все ИМХО, сижу 15 лет под рутом, без разделения прав в системе, жду когда же наконец меня взломают ...
> системе, жду когда же наконец меня взломают ...Как показал 0-day в файрфоксе в просмотрщике pdf, у таких обычно сливают приватные ключи ssh/ssl/gpg, пока Джо хорохорятся. Забыв прислать уведомление. Нет разделения прав? Очень хорошо, атакующие заберут все что их интересовало и соберут максимум сведений о системе.
В интернете в вас не стреляют только если на вас жаль тратить патроны. Это такой повод для гордости теперь?
>> системе, жду когда же наконец меня взломают ...
> Как показал 0-day в файрфоксе в просмотрщике pdf, у таких обычно сливают
> приватные ключи ssh/ssl/gpg,У таких как я, нет pdf.js. Возможно в этом и есть часть секрета долголетия :)
> В интернете в вас не стреляют только если на вас жаль тратить
> патроны. Это такой повод для гордости теперь?Да нет, это не повод для гордости, просто повод задуматься, а не преувеличена ли опасность?
ИМХО проблема безопасности сейчас очень модный тренд и ее культивируют по поводу и без.Признайтесь, вы ходите в бронежилете или уповаете на то, что патронов на вас жалко? ;)
> Это вот те самые глобальные фейлы, которые по твоему мнению круче виндовых??Когда у людей падает вся графическая система - это близко к виндовым фэйлам. Хотя там повеселее было, большой картинкой можно было драйвер в BSOD вышибить, еще забавнее.
> И что, много через эти мозило-картинки приватных данных утекло?Мне достаточно падения графической подсистемы system-wide. Времена win95 закончились и такая стабильность системы никуда не годится.
> Мне достаточно падения графической подсистемы system-wide. Времена win95 закончились и такая стабильность системы никуда не годится.Ясно. 8 лет ты уже не пускаешь иксы и ждешь вяленный. Ясно.
четырестодвадцатый, ты же зарекался сюда заходить?
Нельзя только в самом Вейланде нажатия другого окна получать, а например LD_PRELOAD работает в любом случае - перехватывай сколько угодно.
https://github.com/MaartenBaert/wayland-keyloggerА при целенаправленной атаке, там у рута получат и модуль в ядро подпихнут.
> ибо РАЗНИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАМЕТНА, и она должна быть в пользу Вейланд!Попробовал февральский rebecca black на очень старой машине. Глючный дистр, собран криво, i686 команды в некоторых библиотеках вызывали на старой машине крахи. Но mpv через wayland играет там видео гораздо лучше чем любые другие варианты. В отличие от иксов нет нагрузки на CPU, поэтому FPS раза в полтора выше.
Кто бы мог подумать!
Здесь должен быть мем с Джином Уайлдером.
Да не, старая федора могла бы зафигачить несмотря ни на что и рассчитывать, чтобы юзеры терпели. Так что это положительный знак.
Да кто его знает… По мне как раз старая Федора была вполне приличным и стабильным дистром. А вот со времён KDE4.0 такое чувство, что забили разом и на всё. «Теперь можно», ага.
Core времена по нынешним мерками - это уже древняя федора.
Коммунизм переноситься на завтра?
Переставляю что будет когда школьники узнают что их любимый Wayland однопоточный, да и ещё больше одной видеокарты использовать (из-за DRM\TTM) не может и всё это с подачи их обожаемого интела которому безразлична судьба систем с несколькими GPU, у них то один всего.
Зачем тебе больше одной видеокарты, а тем более в линуксе? Игрун дофига? Тем более это же опенсорс, берёшь и дописываешь поддержку второй видеокарты.
> Зачем тебе больше одной видеокарты, а тем более в линуксе? Игрун дофига?Почему сразу в линуксе вообще в *nix.
И вы серьезно думаете, что видеокарты нужны лишь для игр? Сами-то в это верите?
Или просто не понимаете что с видеокартами можно делать что угодно от редактирования изображения и видео, до ускорения правил firewall'а, майнинга, VPS и прочих тяжеловесной математики и потокоёмких операций.
Забавно было бы понаблюдать за вашей реакций когда вы увидите видеокарту без единого видеовыхода.
> Тем более это же опенсорс, берёшь и дописываешь поддержку второй видеокарты.Вам знакомо слово спецификация? Ну так вот когда ей что-то не соответствует оно обычно перестаёт работать или вовсе создаёт б`ольшие проблемы, чем при её отсутствии. И в случае данной архитектуры требуется переписать около 99% кода, а это эквивалентно сознание новой архитектуры и новой концепции, потому как практически ничего из старой работать не будет.
Через вяленый майнить собрались?
> Через вяленый майнить собрались?Сейчас майнить можно через что хотите, даже без ничего. В Linux это теперь называется render nodes, чтобы посчитать теперь графика вообще не требуется - render node может быть хоть headless.
>Зачем тебе больше одной видеокарты, а тем более в линуксе?Деточка не в курсе на счёт рендеринга на GPU?
Или на счёт многоэкранных приложений, которые запускаются на (6 — 8) x FullHD?
Или на счёт виртуализации?
Твоим десктопиком области применения GNU/Linux не исчерпываются.>Тем более это же опенсорс, берёшь и дописываешь поддержку второй видеокарты.
Удивляясь, с кого это, собственно, перепуга на этот самый опенсорс забивают в пользу проприетарщиков. Потому как можно потратить год на дописывание, тратя деньги на зарплату программистам, или сразу купить готовое решение. Вот именно такой подход — «мы наваяем какую-то неюзабельную фигню, а кому не нравится — пусть пишут сами», — вот он как раз способен угробить опенсорс гораздо надёжней, чем любые действия корпорастов.
>> Деточка не в курсе на счёт рендеринга на GPU?
>> Или на счёт многоэкранных приложений, которые запускаются на (6 — 8) x FullHD?
>> Или на счёт виртуализации?Вот пусть владельцы экранов за 30-100к и заморачиваются их поддержкой.
За небольшую доплату к цене экрана можно нанять хорошего администратора и все настроить.Линукс - это в первый очередь добровольный вклад в сообщество. Кому фича больше всего нужна - тот ее и пилит.
>Вот пусть владельцы экранов за 30-100к и заморачиваются их поддержкой.
>За небольшую доплату к цене экрана можно нанять хорошего администратора и все настроить.Или заплатить проприетарщику. Что, кстати говоря, обычно и делают. И кстати, что сможет сделать администратор в случае, если требуемые изменения не предусмотрены архитектурой протокола/софтиной, к примеру?
>Линукс - это в первый очередь добровольный вклад в сообщество. Кому фича больше всего нужна - тот ее и пилит.
Вот только если с фичами совсем уж плохо, много ли найдётся желающих переть напролом, а не искать более простых путей, направляя свои усилия туда, где отдача будет раньше?
Вы для меня сделали открытие. А то я до этого играл в xonitic на вейленде с дискретной видеокартой указав DRI_PRIME=1. Спасибо, больше делать так не буду, а то ведь нельзя
> их любимый Wayland однопоточныйчто бы это значило... это же протокол ?
> больше одной видеокарты использовать (из-за DRM\TTM) не может
а это пример так называемого вранья - хоть 100500, какая ему разница как отрисовывает клиент и на каком аппаратном ядре ?
> Переставляю что будет когда школьники узнают что их любимый Wayland однопоточный,Это ж не иксы. Протокол wayland простой и быстрый и используется только для начального согласования кто, куда и чего будет рисовать. Данные через него не передаются, рендерят программы сами, а вывод через shared memory. Wayland только координатором выступает. Иксы то же самое пытаются делать, но криво, опционально и в десятки раз больше кода.
Протокол отдельный существует для использования нескольких видеокарт https://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=44526
"linux-dmabuf" - совместное использование нескольких видеокарт при помощи технологии DMABuff;
И да, wayland оперирует с уже отрисованными клиентами окнами, зачем ему многопоточность?
Да лааадна?
>Wayland реализован на необыкновенно высоком уровне - разница между сеансами на базе X11 и Wayland уже почти не заметна.Пока что очень заметна. Тест "Fedora 23 vs. Rawhide Performance Tests, Xorg vs. Wayland & More" http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=Fedora-23...
Хотя могут и в Федоре 24 успеть сделать Wayland по умолчанию, все равно релиз откладывается на пару месяцев из-за перепаковке пакетной базы на gcc6. Что заслуживает уважения.
Ожидаемо. А Мир тем временем уже работает.
> Ожидаемо. А Мир тем временем уже работает.Так же как wayland - ещё пилить этак годик точно.
Убунтофоны работают уже сейчас
> Убунтофоны работают уже сейчасЯ какбэ про десктоп, где всё сложнее в разы.
А убунтофоном я уже как год пользуюсь.
Sailfish OS на jollaфонах работает и того дольше, что не делает Wayland/Weston пригодными к употреблению на обычных дистрах.
Это в Sailfish Wayland "уже работает" давно.
только от вяленого салофиш внезапно обанкротился
Пруф что это из-за вяленого или не было
Подобное уже давно практикуется. http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=34547
Как и в Fedora. http://www.opennet.me/opennews/art.shtml?num=41496
Так приложения не будут использовать общие ресурсы иксов или будут действительно изолироваться? (с контролем доступа к фс, устройствам, сети и т д)
Откуда же вы беретесь такие ламеры? Какое отношение имеет сеть к графической подсистеме?
>Откуда же вы беретесь такие ламеры?Оттуда, «неламер», что проброс через сеть окон отдельно взятого приложения — вполне себе востребованная функция. И работу этой функции, на платформах, где она есть, обеспечивает как раз-таки графическая подсистема.
> вполне себе востребованная функция.А по коммитам в иксы и не скажешь. Через пару лет делом будешь доказывать что там и насколько востребовано. Корпоарции устали это рыгало поддерживать и взяли курс на избавление от него, так что скоро халява закончится.
> Корпоарции устали это рыгало
> поддерживать и взяли курс на избавление от него, так что скоро
> халява закончится.Да да!
http://www.x.org/wiki/XorgFoundation/
> X.Org Foundation (or X.Org for short) is a non-profit corporation chartered to develop and execute
> effective strategies that provide worldwide stewardship and encouragement of the X Window System and
> related projects (Mesa, DRI, Wayland, etc.).копрорации, они такие!
> копрорации, они такие!Они такие - от xorg там одно название. По иронии, в Xorg и ddx драйвера уже попадает наименьшее количество изменений из всего что касается графики в Linux. На них все забили и никто не хочет трогать руками эту гадость.
Да да. Поэтому сейчас в корпорациях терминальные серверы разворачивают в полный рост. Обычно там цитрикс или винда. Но таким как ты понятно что это не надо. Вместо того что бы допилить в иксах сетевую работу до нормального уровня, выкинем их совсем и 10 лет будем вяленого теребить.
> Да да. Поэтому сейчас в корпорациях терминальные серверы разворачивают в полный ростВ копрорациях. Удачи вам в допиливании иксов. Вы их код посмотрите хотя-бы разок и насколько это соответствует тому что всем сейчас надо от компьютеров и тому какое железо сейчас выпускают. И как все это согласуется. Удачи вам в допиливании. Можете свою копрорацию организовать. Типа цитрикса или майкрософта.
Да мне плевать что там будет. Пока винда страдала фигней у иксов был шанс взлететь. Но вот таким как ты это было не надо. Потом пришел цитрикс и понеслось. Сейчас есть только два варианта которые можно разворачивать в вменяемом виде - цитриксовая шляпа или чисто мсовские средства. Поэтому на работе у нас цитрикс в хвост и гриву. Удачи в просмотре прайсиков и выборе нового локалхоста.
> Откуда же вы беретесь такие ламеры? Какое отношение имеет сеть к графической
> подсистеме?SSH -Y vasyan@192.168.1.337
Печальная новость. С другой стороны, пусть иксы не идеальны - но пользоваться ими можно. Надеюсь, они его всё-таки допилят до того, как кто-то придумает что-то новое, и Wayland станет не нужным.
4-е KDE на иксах работает идеально. Подождем, пока отточат KDE 5 на Wayland.
>>такое чувство, что забили разом и на всё. «Теперь можно», ага.Забили еще давно, когда я сидел на дистре ASPLinux 11.2 . Именно в 2009 году стали активно пилить Wayland, если верить Wiki. После 2009 я с удивлением обнаружил, что в моем дистре (тогда еще ASPLinux 11.2) уже не было графического окружения X.org
Порой кажется, что все эти новости об "переходе на вяленого/Mir-а по-умолчанию в новой версии дистрибутива" и последующие "переносы" делаются *исключительно* ради пиара.
> Порой кажется, что все эти новости об "переходе на вяленого/Mir-а по-умолчанию в
> новой версии дистрибутива" и последующие "переносы" делаются *исключительно* ради пиара.ВСЕ новости "ради пиара".
ибо новости И ЕСТЬ "пиар".
а по текста конкретике - уже почти вендокапец. на вяленого перешли, осталось системд в пользу апстарта или опенрц порубить и ляпота ;)