The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Компания Imagination использовала драйвер Zink для поддержки OpenGL 4.6 в своих GPU

07.07.2023 09:14

Компания Imagination Technologies объявила об обеспечении поддержки графического API OpenGL 4.6 в своих GPU, реализованной при помощи открытого драйвера Zink, развиваемого в репозитории проекта Mesa. Zink предоставляет реализацию OpenGL поверх Vulkan, позволяющую получить аппаратно ускоренный OpenGL на устройствах, поддерживающих только API Vulkan. Производительность Zink близка к производительности родных реализаций OpenGL, что даёт возможность производителям аппаратного обеспечения не тратить ресурсы на реализацию OpenGL в своих GPU и ограничиться поддержкой в них только API Vulkan, а OpenGL реализовать через прослойку. Компания Imagination Technologies стала первым производителям, воспользовавшимся подобной схемой.

Подготовленное решение успешно прошло проверку в тестовом наборе CTS (Khronos Conformance Test Suite) и признано полностью совместимым со спецификацией OpenGL 4.6. Это первый продукт на базе Zink, официально сертифицированный организацией Khronos. В соответствии с критериями Khronos в случае сертификации ещё одной реализации на базе Zink сам драйвер Zink как универсальная прослойка будет признан официально совместимым с OpenGL 4.6. Получение сертификата даёт возможность официально заявлять о совместимости с графическими стандартами и использовать связанные с ними торговые марки Khronos.

Из других работ отмечается развитие компаний Imagination Technologies открытого набора драйверов к своим GPU на базе архитектуры Rogue. В наборе предложен DRM-драйвер (Direct Rendering Manager) для ядра Linux, драйвер с начальной реализацией Vulkan 1.0 и набор прошивок для GPU. Vulkan-драйвер уже передан в основной состав Mesa, а DRM-драйвер находится на стадии подготовки к включению в основной состав ядра Linux. В дальнейшем в данный набор можно будет добавить поддержку Zink и получить полностью открытый графический стек для оборудования Imagination, поддерживающий OpenGL и Vulkan.

  1. Главная ссылка к новости (https://www.collabora.com/news...)
  2. OpenNews: Существенное увеличение производительности Zink, реализации OpenGL поверх API Vulkan
  3. OpenNews: Компания Collabora развивает Zink, реализацию OpenGL поверх API Vulkan
  4. OpenNews: Выпуск PortableGL 0.97, реализации OpenGL 3 на языке Си
  5. OpenNews: Представлен NVK, открытый Vulkan-драйвер для видеокарт NVIDIA
  6. OpenNews: Релиз Mesa 23.1, свободной реализации OpenGL и Vulkan
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/59394-zink
Ключевые слова: zink, opengl, gpu
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (52) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, svsd_val (ok), 09:46, 07/07/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +6 +/
    Неплохо, с одной стороны это хороший ход что бы разгрузить ГПУ но с другой стороны все начнут ставить прослойки на прослойки и прослойками погонять ...
     
     
  • 2.2, Аноним (2), 10:14, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    С другой стороны прослоект не так чтоб уж и много. OpenGL, DirectX, в худшем случае Metal<Vulkan<OpenGl, что всё же лучше, чем рисовать програмно. Да и делается это всё для обратной совместимости.
     
     
  • 3.10, pavlinux (ok), 11:46, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >  что всё же лучше, чем рисовать програмно.

    Imagination в коме ножками дёргает, уже никому нахрен не нужны Fabless-фантазёры.
    Могли бы денег срубить перед смертью, продались бы Qualcomm.
    Но нет, гордость не позволяет, хотят умереть в муках. :)

     
     
  • 4.20, Аноним (20), 12:31, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > уже никому нахрен не нужны Fabless-фантазёры.

    То-то нвидия из кожи вон лезла чтобы скупить соседних фаблесс фантазеров из ARM.

     
     
  • 5.24, pavlinux (ok), 12:52, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >> уже никому нахрен не нужны Fabless-фантазёры.
    > То-то нвидия из кожи вон лезла чтобы скупить соседних фаблесс фантазеров из ARM.

    Дык, это устранение вероятной конкуренции.

     
     
  • 6.25, Аноним (25), 12:59, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Дык, это устранение вероятной конкуренции.

    Это как? Там вон на гитхабе "вероятный конкурент" из T-Head часть своих ядер зарелизил - ну и как ты их устранять собираешься? Вон уже и накопипастили ЭТО - тот же allwinner например радостно скопипастил в свои чипы. ЧСХ сам T-head не интересовался совсем мелочевкой. Да и вообще весь гитхаб этим уже забит доверху.

    А imagination - уже довольно мелкая сошка, будет +1 фирмой делающей RISCV ядра, IP вокруг и SoC. Такого добра уже дофига по всему глобусу, они не уникальны и хитрый план "немного" опоздал.

     
     
  • 7.27, pavlinux (ok), 13:08, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Это как?

    "из кожи вон лезла"

    >  Такого добра уже дофига по всему глобусу,

    Это ты сам с собой? :) Моё изначальное сообщение было именно об этом.

     
  • 4.38, Аноним (38), 16:45, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну-ка, ну-ка
    И кто сейчас не fabless? Кроме Intel разве что.
     
  • 2.7, commiethebeastie (ok), 10:54, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    А вулкан не сильно от gallium отличается. Разницы между текущими реализациями opengl драйверов особой нет. У меня вообще подозрение, что mantle содрали с него.
     
     
  • 3.12, Аноним2 (?), 12:10, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Ничего не понял, все намешано.
    Gallium это же прослойка месы чтобы спрятать аппаратнозависимые штуки (читай для дров).
    И зинк часть месы.
    А вулкан это апи для разрабов.
    А мантли мертворожденное апи от амд ставшее вулканом.
    Как что-то из этого можно сравнивать?
    Это же тёплое с мягким.
     
     
  • 4.42, commiethebeastie (ok), 16:59, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    В случае с цинком аппаратно-зависимые штуки спрятаны в вулкане.
     
     
  • 5.45, НяшМяш (ok), 18:51, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Значит в будущем смогут выкинуть Gallium как отпадёт в нём надобность.
     
  • 4.52, maxis11 (ok), 22:02, 11/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Gallium сделали чтобы хоть какой-то был statless API для OpenGL драйверов. Zink устроен так, что после перевода statefull в stateless состояние он вызывает Vulkan'овский API, так как сам Vulkan уже bindless API и в нем убрали машину состояний как страшный сон. Не по намешано так как все это (и gallium, и vulkan, и mantle) сводится к IOCTL вызовам, генерация IR и управление dma-памятью устройства.
     
  • 2.19, Аноним (20), 12:29, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > с другой стороны все начнут ставить прослойки на прослойки и прослойками погонять ...

    Драйвер вулкана накодить проще. А opengl после появления вулкана по сути на правах легаси. Ну вот и решили что отличный способ и на елку влезть, и зад не ободран, и дешево и сердито.

     
     
  • 3.46, Аноним (46), 00:26, 08/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    О да, мы катимся в прошлое) Скоро опять у каждого приложения будет свой подход к графике и все будут с нуля кодить свои подходы для обращения к видеокарте.
     
     
  • 4.50, Аноним (-), 13:22, 10/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > О да, мы катимся в прошлое) Скоро опять у каждого приложения будет
    > свой подход к графике

    Игровые движки все как один - кастомные штуки и были такими всегда. Так что OpenGL им скорее мешался.

    > и все будут с нуля кодить свои подходы для обращения к видеокарте.

    Для чего-то такого и создан Vulkan.

     

  • 1.3, Getfor (?), 10:24, 07/07/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –19 +/
    Почему бы не выпускать устройства с поддержкой Directx а остальное пускать через прослойки? Глупости какие то, по мне так DLSS и все вот это вот якобы аппаратно программное как и все эти прослойки все от нежелания тратить время и делать хорошую реализацию. Уберите Direcx поддержку пилите ее через прослойки почему бы и нет?
     
     
  • 2.4, Аноним (4), 10:47, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Потому что DX и его стопицот кривых реализаций не догонят Vulkan примерно никогда, ни по скорости, ни по надёжности, ни по удобству разработки?
     
  • 2.13, Аноним2 (?), 12:11, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вот спроси у мелкософта почему они в 90ых сделали свой директикс, когда был божественный и во всем лучший opengl2?
     
     
  • 3.18, Аноним (38), 12:29, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Никакого OpenGL2 в 90-х в помине не было.
     
  • 3.26, Аноним (25), 13:02, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Вот спроси у мелкософта почему они в 90ых сделали свой директикс

    Потому что вендорлок, лолка. К x86-32 only и win-only надо было еще DX-only добавить чтобы совсем хорошо. Правда, сейчас они за это так отдуваются что сами не рады поди уже тем решениям.

    Ну как, на вулкане вы можете накодить гамезу которая будет работать на вон тех ведроидах. Теперь попробуйте так с DX... и кто тут лох оказался? :)

     
     
  • 4.34, НяшМяш (ok), 15:12, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    С DX у них уже есть винда и иксящик. Может ещё для плойки они будут напрягаться, потому что купили ту же беседку. А не лохи пилят dxvk и vkd3d, да.
     
     
  • 5.40, Аноним (40), 16:52, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > С DX у них уже есть винда и иксящик. Может ещё для
    > плойки они будут напрягаться, потому что купили ту же беседку. А
    > не лохи пилят dxvk и vkd3d, да.

    А не лохи разучивают вулкан. Который есть на много чем, а там где нету (e.g. mac) делается относительно тонкой трансляцией. В этом месте MS несколько пролетел с своим directx, их в мобильном сегменте вообще нет.

     
     
  • 6.44, НяшМяш (ok), 18:50, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > А не лохи разучивают вулкан.

    Не лохи берут готовый движок и лепят секстипл-эй проекты с качеством хуже инди и рубят бабло. И да, линукс билды тоже делать не обязательно.

    > там где нету (e.g. mac) делается относительно тонкой трансляцией

    MoltenVK настолько хорошо работает, что проще сразу Metal ковырять. Который опять же есть в готовых движках.

    > их в мобильном сегменте вообще нет

    Так страдают, что покупают крупные игровые студии направо и налево.

     
     
  • 7.51, Аноним (-), 13:28, 10/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Насколько они там не лохи вопрос открытый, большая часть индюшатины безблагодатн... большой текст свёрнут, показать
     
  • 4.35, Аноним (35), 15:12, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Есть нативные directx либы для linux. вайн необязателен.
     
     
  • 5.39, Аноним (40), 16:50, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Есть нативные directx либы для linux. вайн необязателен.

    Для новых проектов Vulkan имеет сильно больше смысла...

     
  • 2.22, GhostX (?), 12:35, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Кто пилить-то будет? Дизайнеры из майкрософт?
     
     
  • 3.32, НяшМяш (ok), 15:09, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Так они и пилят https://docs.mesa3d.org/drivers/d3d12.html
     

  • 1.5, Аноним (5), 10:52, 07/07/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –2 +/
    Всё правильно сделали. Индустрия уходит от фрагментации и конкуренции к кооперации и коммунизму.
     
     
  • 2.8, Аноним (8), 11:08, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Не обольщайтесь, индустрия легко и непринужденно переходит к чему угодно, если это приносит или позволяет сэкономить деньги. И так же быстро возвращается обратно, когда это становится невыгодно.
     
     
  • 3.9, Брат Анон (ok), 11:35, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    При чём тут обольщение? Кооперация всегда позволяет сократить расходы. И максимальной эффективности капиталистическое производство достигнет тогда, когда придёт к глобальной монополизации. Т.е. останется одно предприятие-государство. А поскольку прибыль предприятия-государства распространяется на всех его членов (нет никакой резервной валюты, не с кем больше торговать) -- получается извлекать прибыль из такого предприятия-государства -- бесполезно.
    Таким образом цель существования такого коммерческого предприятия ("прибыль") -- теряет всякий смысл. Внезапно, это и есть экономика коммунизма.
     
     
  • 4.15, Аноним (15), 12:22, 07/07/2023 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • +1 +/
     
     
  • 5.29, lucentcode (ok), 14:22, 07/07/2023 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • +3 +/
     
     
  • 6.41, Аноним (40), 16:54, 07/07/2023 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • –2 +/
     
  • 6.43, Аноним (43), 17:37, 07/07/2023 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • –2 +/
     
  • 5.33, Аноним (33), 15:10, 07/07/2023 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • –1 +/
     
  • 4.30, Аноним (30), 14:56, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    О нет. Если останется классовое деление на владельцев средств производства и капитала и на трудящихся, то первые, в случае наступления этой убер-монополии, просто нафиг свернут остатки буржуазных свобод и попытаются устроить феодализм с новыми технологическими методами контроля и принуждения. Вархаммер 40к, короче.
     
  • 3.23, Vivaswan (ok), 12:42, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Индустрия уже давно не только лишь зарабатывание денег. На данный момент она призвана затормозить технологический рост общества, законсервировать текущий уровень развития, продать устаревшее г@@но, наклепанное за предыдущие десятилетия (совковый механизм по разгрузке складов) под видом новизны (оставив техновшества для правящей элитки и для порабощения рабочего класса), а также унифицировать рабочие места и список профессий (ярмо на законных основаниях). Бизнес, промышленность и политика давно поменялись местами.
     
     
  • 4.28, Аноним (8), 13:44, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > [...много скипнуто...] Бизнес, промышленность и политика давно поменялись местами.

    Always have been. От перемены мест ничего не меняется.

     
  • 2.21, Vivaswan (ok), 12:32, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    К корпоративному фашизму она ведет. Пересмотрите первого Робокопа, там показ мир будущего, которое нас ожидает.
     
  • 2.47, Neon (??), 02:41, 09/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Что то успехов коммунизма не видать со времен бородатого Маркса.)))
     

  • 1.6, Аноним (6), 10:53, 07/07/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    Осталось ещё CUDA и rocm поверх вулкана выпустить, и будет nvidiaкапец.
     
     
  • 2.11, Аноним (11), 12:03, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Nvidiaнорм Vulkan поддерживает начиная с 600 серии.
     
  • 2.14, Аноним2 (?), 12:14, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это кстати главная причина почему приходится держать проприетарные дрова. Я б даже задонатил тем кто cudu в месе организует не хуже rocm и без пыток с патчами и пересборками. Но вероятно и моей зарплаты на этот проект не хватит.
     
     
  • 3.16, Аноним (15), 12:23, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Даже если их когда-то и сделает. Нвидия опять в новых картах всё поменяет что не будет работать. Так что можешь не обольщаться.
     
     
  • 4.17, Аноним (17), 12:26, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Что не будет работать? Как же она совместимость 10 лет держит?
     
     
  • 5.37, Аноним (38), 15:18, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Обратную совместимость — да, а вот новые версии со старыми несовместимы.
     
  • 5.48, Aniomin (?), 09:53, 10/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нет никакой обратной совместимости у CUDA, апаратно каждая версия не совместима с предыдущей
     
     
  • 6.49, Аноним (17), 11:02, 10/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Нет никакой обратной совместимости у CUDA, апаратно каждая версия не совместима с
    > предыдущей

    Во всяком случае, код старых точно линкуется с новыми. Вот прямо сейчас в драйвере 12, а стоит 11. Приложуха вообще под 8 писалась. Работает на всех картах любого поколения, на старых картах просто возможностей в железе поменьше. Т.е. как минимум в софте она есть, а то что ядра под каждую архитектуру отдельно компилировать, ну извините уж, это не цп с заложенной в железе совместимостью, где ничего не меняется по 60 лет. У opencl, кстати, не лучше.

     
  • 4.31, Аноним (33), 15:09, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    API поменяет? Тут ей и капец придёт.
     
  • 3.36, Аноним (38), 15:17, 07/07/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это будут вечные догонялки, как с Wine. Только если там модель «на полшишечки» — «вот здесь у нас вылетает, а здесь артефакты, а здесь дроп производительности на 80%, а здесь хитроумный твик применить надо, а в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо» — приемлем, то с CUDA этот номер не пройдёт.
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру