The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Выпуск свободной системы 3D-моделирования Blender 4.3

26.11.2024 10:23

Организация Blender Foundation опубликовала выпуск свободного пакета 3D-моделирования Blender 4.3, подходящего для решения различных задач, связанных с 3D-моделированием, 3D-графикой, разработкой компьютерных игр, симуляцией, рендерингом, композитингом, трекингом движений, скульптурным моделированием, созданием анимации и монтажом видео. Код распространяется под лицензией GPL. Готовые сборки сформированы для Linux, Windows и macOS. Одновременно подготовлены корректирующие выпуски Blender 4.2.4 и 3.6.18 в ветках с длительным сроком поддержки (LTS), обновления для которой будут формироваться до июля 2026 года и июня 2025 года.

Среди добавленных улучшений:

  • Предложен экспериментальный бэкенд для отрисовки интерфейса c использованием графического API Vulkan. Бэкенд доступен для платформ Linux и Windows, и включается в секции настроек "Interface/Developer Extras/Backend", в которых следует выбрать Vulkan вместо OpenGL.
  • Внесены изменения в интерфейс пользователя. Появилась поддержка закрепления и открепления областей, позволяющая выносить содержимое частей интерфейса в отдельные окна.

    Расширена информация, показываемая во всплывающих подсказках (например, для изображений показывается их разрешение и цветовое пространство, для видео - продолжительность, а для шрифтов - эскиз начертания). В темы оформления добавлена возможность подсветки области, над которой находится курсор мыши.

  • В движок рендеринга EEVEE, поддерживающий физически корректный рендеринг в реальном времени и использующего GPU для визуализации, добавлена функциональность привязки света и тени, которая ранее была доступна только в движке Cycles. Привязка света даёт возможность применить освещение только к выбранными объектами в сцене, а привязка тени позволяет управлять тем, какие объекты могут отбрасывать тень.

  • В редактор шейдеров добавлена новая нода "Metallic BSDF" для настройки параметров материалов из металла.
  • Добавлена новая нода "Gabor Texture" для создания текстур на основе функции Габора, которые могут имитировать различные шершавые поверхности, камни и ткани.
  • Добавлена поддержка интерактивного многопроходного (Multi-pass) композитинга, позволяющего создавать сложные нефотореалистичные (NPR) стили и эффекты, непосредственно в 3D-Вьюпорте.

  • В UV-редакторе предложен новый метод UV-развёртки "Минимальное Растяжение" (Minimum Stretch), который при развёртке органических форм, таких как персонажи и животные, позволяет снизить искажения за счёт повторяющегося уточнения результата. Метод основан на алгоритме SLIM (Scalable Local Injective Mappings).
  • Расширены возможности геометрических нод.
    • Добавлена зона "For Each Element", позволяющая параллельно раздельно обрабатывать элементы геометрии, например, можно организовать выполнение ноды для каждой грани полигональной сетки.
    • Реализована возможность привязки гизмо для манипуляции в трёхмерном пространстве группами нод, что позволяет редактировать входные параметры нод не переходя из 3D-вьюпорта в редактор нод.
    • Добавлена нода "Set Geometry Name" для упрощения назначения имён геометрическим элементам с возможностью автоматической инициализации на основе коллекции имён.
    • Добавлена поддержка бесшовной работы с данными, сгенерированными инструментом Grease Pencil, с возможностью их разбивки на слои с кривыми и атрибутами. Отдельно предложены возможности для преобразования данных Grease Pencil в кривые и наоборот, а также слияния слоёв Grease Pencil.
    • Добавлена нода "Hash Value" для формирования хэшей от произвольных данных.
    • Добавлена нода "Math" для выполнения математических операций над подаваемыми на вход целыми значениями.
    • Добавлена нода "Warning" для организации вывода собственных предупреждений в процессе работы с группами нод.


  • Полностью переписан движок, обеспечивающий работу системы двумерного рисования и анимации Grease Pencil, позволяющей создавать эскизы в 2D и затем использовать их в 3D-окружении как трёхмерные объекты (на основе нескольких плоских эскизов в разных ракурсах формируется 3D-модель). Новая реализация отличатся более высокой производительностью и исключением некоторых ограничений. Появилась возможность объединения слоёв в группы и манипуляции с группами как с одним объектом (например, можно разом изменить видимость всех слоёв, входящих в группу). Добавлена поддержка привязки к слоям цветных тегов. Инструмент "ластик" переработан для чистки более плавными штрихами с нормализацией пересечения края ластика с удаляемым содержимым. Добавлен инструмент для заливки с использованием градиентов.
  • Модернизирован процесс работы с кистями. В составе Blender предложено более сотни кистей и каждая кисть теперь представляет собой отдельный ассет, что позволяет использовать интерфейс Asset Browser для сохранения кистей, совместного использования в разных проектах и создания собственных библиотек.
  • Улучшен интерфейс нелинейного видеоредактора (Video Sequencer). Добавлена функция привязки клипов (strips) между собой для упрощения их выделения и преобразования. В режиме предварительного просмотра добавлена возможность привязки с выравниванием по центру, границам области предпросмотра или углам видимых клипов. На клипах и в области предпросмотра по умолчанию включено отображение миниатюр. Добавлена поддержка точной настройки звука на уровне субфреймов. Проведены значительные оптимизации производительности, например, функции "Цветовой баланс" и "Тоновая карта" ускорены в несколько раз, сокращено время отрисовки временной шкалы и миниатюр.

  • Проведён значительный внутренний рефакторинг и оптимизация режима скульптурного моделирования. Переключение в режим скульптинга ускорен в 5 раз, а работа с кистями в 8 раз.
  • В движке рендеринга Cycles для платформы Linux реализовано использование аппаратного ускорения трассировки лучей при помощи библиотеки HIP-RT, поддерживающей GPU AMD и NVIDIA. В панорамной камере появилась возможность использования цилиндрической проекции.
  • Улучшена поддержка импорта и экспорта в формате glTF, в том числе появилась поддержка импорта мэшей, сжатых при помощи библиотеки Draco. Добавлена поддержка экспорта облаков точек в формате USD (Universal Scene Description).


  1. Главная ссылка к новости (https://www.blender.org/press/...)
  2. OpenNews: Выпуск свободной системы 3D-моделирования Blender 4.2
  3. OpenNews: Выпуск свободной системы 3D-моделирования Blender 4.0
  4. OpenNews: BlenderGPT - плагин для управления Blender командами на естественном языке
  5. OpenNews: Позиция Blender по поводу свободного характера проекта и платных GPL-дополнений
  6. OpenNews: Сообщество Blender выпустило анимационный фильм Sprite Fright
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/62292-blender
Ключевые слова: blender, 3d
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (34) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Аноним (1), 10:44, 26/11/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    прям вот круто.
    серьезно

    но где новый мультик?

     
     
  • 2.3, Аноним (3), 10:45, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Пипл итак ест им теперь можно без мультика. Оптимизировали расходы эффективные менеджеры.
     
     
  • 3.4, Аноним (4), 10:50, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Project Gold же вышел.
     
     
  • 4.12, Аноним (3), 11:25, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Так с этого и надо было начинать.
     
  • 3.27, Эффективный менеджер (?), 12:15, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Что плохого в оптимизации расходов?
     
     
  • 4.39, Аноним (3), 13:31, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Мы уже выяснили что мультик в наличии. https://m.youtube.com/watch?v=nV_awXI9XJY
     

  • 1.2, Аноним (3), 10:45, 26/11/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Нормальный опенсорс это тот на который корпики выдели деньги.
     
     
  • 2.5, Archer73 (ok), 10:59, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Логическая ошибка: "Подмена причины и следствия". Может сложиться впечатление, что любое говно на которое добрые корпораты выделили деньги (по непонятной причине) вдруг становиться шедевром. На самом деле, деньги корпораты выделяют когда продукт уже годный, но им нужно допилить его под свои нужды. Кого лучше нанять на эту работу, как не изначальных разработчиков, отлично знающих кодовую базу?
     
     
  • 3.19, Аноним (19), 11:47, 26/11/2024 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • +8 +/
     
  • 2.6, Аноним (6), 11:08, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Корпы вкладываются, чтобы была альтернатива. Сабж кучу огороженных проприетарных продуктов успешно заменяет во многих применениях. Только для начала должен существовать конкурентоспособный опенсорный продукт, иначе выделять деньги не на что. Но в целом опенсорс не про продукты такого уровня (посмотри зависимости на досуге, откуда они взялись и посчитай альтернативы).
     
     
  • 3.11, Аноним (3), 11:25, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Первоначальное управление блендером было ужасным. Почти такое же плохое как во фрикаде. Но с версии 2.8 дело как будто бы стало выправляться.
     
     
  • 4.15, Аноним (15), 11:36, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Bforartists форк Блендера с интерфейсом здорового человека, а не интерфейсом курильщика как в ваниле.
     
     
  • 5.40, Аноним (3), 13:33, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    А это недурно.
     
  • 2.7, Аноним (7), 11:10, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Поправлю: нормальный опенсорс — это тот, на который выделили деньги. Но вы же не выделяете. У них сейчас баннер на пол-экрана висит, из которого всё понятно.
     
     
  • 3.9, Аноним (3), 11:18, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Понятно что сколько не выделяй будет мало. Это менеджер баннер повесил. Этот баннер там всегда будет потому что менеджер хочет быть эффективным.
     
     
  • 4.14, Аноним (7), 11:33, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Но ты ведь нисколько не выделил. Да и баннер не читал, наверное, там не про сколько выделено, а какой процент пользователей вообще выделяет хоть что-то.
     
     
  • 5.17, Аноним (3), 11:42, 26/11/2024 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • +2 +/
     
  • 3.13, Аноним (13), 11:26, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Он просто в тайне мечтает сам заняться эмиссией бабла, а оказалось, что его почти кто-то опередил. Вот он в состоянии аффекта и не понял как исправить ситуацию. И совершил информационно-энтропийное преступление!
     
  • 2.25, Аноним (19), 12:02, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Нормальный опенсорс это тот на который корпики выдели деньги.

    Да это вообще любого бизнеса касается. Но кто девушку платит, тот ее и танцует :-)

     

  • 1.16, нитгитлистер (?), 11:37, 26/11/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    да какая разница в конечном итоге откуда деньги у разрабов если продукт шедеврально мощный и максимально доступный всем желающим?
     
     
  • 2.18, Аноним (3), 11:45, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Тевкры тоже были рады троянскому коню. А индейцы заражённым оспой одеялам. И им было все равно откуда это и кто и зачем им выделил финансирование.
     
     
  • 3.22, prokoudine (ok), 11:54, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –9 +/
    Донаты не влияют на фокус разработки. Тон за этим следит.
     
  • 3.24, Аноним (19), 11:59, 26/11/2024 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • +/
     
  • 2.21, Аноним (19), 11:53, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну, как сказать, доступный, да, только требует норм оборудования для серьезной работы, а не кор 2 дуо, на котором можно только поиграться с примитивами.
     
     
  • 3.33, Аноним (6), 12:43, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ты можешь его даже на кнопочном телефоне 20 летней давности использовать, вполне работает.
     

  • 1.20, Аноним (19), 11:51, 26/11/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Классная прога, запускается и даже что-то рисует на системе а-ля кор 2 дуо (только это athlon 64 5200+) и 4 гигах оперативы с затычкой rx 560 :-)
     
     
  • 2.32, Аноним (32), 12:37, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > athlon 64 5200+
    > 4 гигах оперативы
    > rx 560

    В чем логика?

     
     
  • 3.35, Аноним (6), 12:45, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Логика тут в том, что надо воткнуть хотя бы gtx 4070 ti и будет вполне юзабельно.
     
     
  • 4.36, Эффективный менеджер (?), 13:21, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > надо воткнуть хотя бы gtx 4070 ti и будет вполне юзабельно

    На АМ2 сокете с 4 гигами?

     
  • 4.37, Аноним (37), 13:28, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    nvidia? на линуксе? юзабельно?
     

  • 1.23, Аноним (19), 11:58, 26/11/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    А кстати как у сабжа дела обстоят с apple silicon? А то просматриваю в сторону покупки мака на м4.
     
     
  • 2.31, Аноним (7), 12:34, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    https://opendata.blender.org/benchmarks/query/?compute_type=CUDA&compute_type=
     

  • 1.26, Аноним (26), 12:13, 26/11/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Осталось туда еще аля фотошоп встроить для фотографов.
     
  • 1.34, аноним654 (?), 12:43, 26/11/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    Видеоредактор становится всё лучше и лучше в последних релизах. Наконец-то добавили автоматический линкинг аудио/видео дорожек исходного файла и возможность двигать аудиодорожки с миллисекундной точностью (subframe slip)!
     
     
  • 2.38, Аноним (38), 13:31, 26/11/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > видеоредактор
    > редактор 2D эскизов

    BlenderOS когда?

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру